Студопедия — Религиозные версии мироздания
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Религиозные версии мироздания






Слово religio означает по латыни благочестие, святость н
восходит к глаголу religare — связывать, соединять. Очевид-
но, в этом случае речь идет о связи с иномирностыо, с дру-
гими измерениями бытия. Все религии во все времена счи-
тают, что наша эмпирическая действительность не самосто-
ятельна и не самодостаточна. Она носит производный,
тварный характер, по сути своей— вторична. Она - резуль-
тат или проекция другой настоящей, истинной реальности —
Бога или богов.

Таким образом, религии удваивают мир и указывают че-
ловеку на превосходящие его силы, обладающие разумом,
волей, собственными законами. Эти силы обладают совсем
иными качествами, чем те, что непосредственно знакомы
нам по обыденной жизни. Они могучи, таинственны, чудо-
действенны с точки зрения эмпирического человека. Их
власть над земным бытием если не абсолютна, то огромна.
Мир божественного определяет людей и в их физическом
бытии, и в ценностном строе.

Современные религии не отрицают достижений естество-
знания, теорий, связанных со строением материи и, тем бо-
лее, практического применения науки. Но они всегда под-
черкивают, что дело науки — изучать только физический
мир, только сферу посюстороннего. Дальше простирается
область религии.н, быть может, философии. Главное, что-
бы, увлекшись земными заботами, человечество не забыва-
ло, что оно не автономно, что над ним существуют высшие
вечные инстанции, их неусыпный надзор и их суд.

В нашу задачу здесь не входит обсуждение вопроса о
том, есть ли Бог на самом деле. Внутреннее чувство и з'беж-
дения каждого человека подсказывают ему: верить или не
верить π во что именно. Мы лишь дадим краткий обзор кар-
тин мира \. разных религиях, как делают это объективистски


настроенные культурологи. Раз уж религиозные картоны
мира существуют, то надо знать, каковы они. Сразу необхо-
димо отметить, что религиозное сознание невозможно без
культа: обрядов, ритуалов, богослужений, молитв, и необ-
ходимых для этого храмов, утвари и т. д. Культ — это осо-
бая духовная практика, которая призвана соединить верую-
щего с' высшим миром, которая позволяет ему быть услы-
шанным всемогущими божественными силами.

Центральный пункт любой религиозной картины мира

- образ Бога или богов, представление о том, что же являет
собой высшая истинная реальность. В развитых моноте-
истических религиях (т. е. религиях, признающих одного
верховного всемогущего Бога) существует два типа богосло-
вия: катафатическое и апофатическое. Катафапшческое
богословие
позволяет говорить о Боге и давать ему на чело-
веческом языке характеристики в превосходных степенях:
Бог вездесущ, всемогущ, всеблаг и т. д. Апофатическое бо-
гословие
считает, что Бога можно познать только сердцем,
только в откровении, и человеческий язык не в силах выра-
зить божественных качеств, ибо они разительно отличаются
от человеческих. Потому в логике Бог может быть опреде-
лен только отрицательно: он не то, не то и не то... Что ка-
сается не богословского, а повседневного сознания, то оно
всегда конкретизирует образ Бога и придает ему, как прави-
ло, человеческую внешность: облик возвышенный и гроз-
ный.

Бог представляет собой высшую власть над земным ми-
ром, однако в разных религиях эта власть может быть как
безграничной, так и ограниченной. В политеистических
представлениях (представлениях о существовании множест-
ва богов) главный бог (например, Зевс у древних греков)
подчиняется космической необходимости, судьбе так же,
как и люди. Ему отмерян свой век, свое время, хотя и го-
раздо более долгое по сравнению с человеческим. Зевс не
создает земного мира и тем более Космоса, не создает их и
Будда в буддизме. Будда не только не творец мира, но и не
управитель. Он лишь наставляет богов, которых в буддизме

— огромное множество. В отличие от Зевса, подчиненного
слепой судьбе, Будда рождается и умирает по собственному
усмотрению, хотя, вообще-то мог бы непрерывно пребывать
в состоянии нирваны — запредельного высшего блаженства,
которое не является ни бытием, ни небытием. Абсолютным
всесилием π бессмертием обладает христианский Бог.

Христианский Бог — очень сложная для понимания фи-
гура (впрочем, на это можно возразить, что религия не тре-


бует понимания умом, а требует эмоционального пережива-
ния). Он — личный абсолют. Т. с. это — безличное творящее
и законосозидающее начало, именуемое Отец, и в то же вре-
мя — это личность, Иисус Христос, Сын, интимное духовное
Ты, навстречу которому открывается душа. Кроме ипоста-
сей Отца и Сына Бог обладает еще и третьим проявлением—
Духа Святого. Все три лица неслиянны и неразделимы.

Христианский Бог творит мир из Ничего и самовластно
управляет им: без воли божьей ни один волос не упадет с
человеческой головы. В то же время Бог, создавая людей,
наделяет их свободой выбора, и они сами вольны решать,
следовать им за небесным Отцом или предаться злу. Это
одно из противоречий христианских религиозных представ-
лений: человек и свободен, и предопределен. Богу в христи-
анстве противостоит фигура Дьявола, который является
падшим ангелом: он первым извратил дарованную Богом
свободу и создал сферу зла. Но Дьявол — только обезьяна
Бога, он сам не выступает созидательным началом и может
лишь переманывать на свою сторону заблудшие души. Та-
ким образом, в христианской картине мира отношение до-
бра н зла несимметрично: Бог всегда сильнее, он — заведо-
мый победитель. Он вечен и все ему подвластно.

Каково пространство в религиях? В любом случае оно
удвоено: это пространство обычно! эмпирического мира,
где живем мы с вами, и пространство запредельное: Небо и
адские слои. В древнем политеизме у тех же греков Олимп,
где обитают боги — всего лишь гора, хотя и высокая. А вот
и в буддизме, и в христианстве Небо весьма сложно устро-
ено. Собственно, в буддизме дается многоступенчатая про-
странственная модель мира как целого: существует 31 сту-
пень бытия, причем с каждой ступенью одухотворенность
увеличивается. Первые 11 ступеней называются кармалока,
они связаны с кармой — законом воздаяния. На самых ниж-
них ступенях расположены обитатели ада, а на верхней-
прозрачные божества, пребывающие в неге и блаженстве. С
12-й по 27-ю ступень простирается рупалока —мир духов-
ных форм, а еще выше, 28-31-я ступень - находится арупа-
лока — мир бесформенного духа, пустоты, называемый так-
же «космическим телом Будды».

Христианство тоже выстраивает свою иерархию высшего
мира, куда входят сонмы ангелов, разных чинов, различаю-
щиеся по их близости к Богу. Внизу - ангелы в узком смыс-
ле слова, архангелы и начала, выше — ангелы господства,
силы и власти, и в непосредственной близости от божест-
венной, троицы располагаются херувимы, серафимы и пре-


столы. К божественному миру относится сфера рая -дивно-
го неземного блаженства, которым упиваются праведные
бессмертные души. Противоположностью рая выступает ад,
где души грешников расплачиваются за свои злодеяния веч-
ными муками. Правда, в соответствии с неканоническими
представлениями Христос спускался в ад, благодаря чему
адские муки перестали быть вечными, и каждая душа при-
обрела возможность спасения, однако такой взгляд разделя-
ется далеко не всеми.

Часть сакрального (священного) пространства присутст-
вует и в земном эмпирическоммире. Это пространство хра-
мов, которое становится особенно близким к Богу во время
богослужений.

Разнятся в религиозных картинах мира и представления
о времени. Для политеизма древних греков мифологическое
время выступает прежде всего как циклическое, история не
имеет направленности. Некогда из первозданного Хаоса по-
явился Космос, и с тех пор мир живет космическими при-
родными циклами, связанными с земледельческими работа-
ми. Правда, в некоторых античных источниках мы встреча-
ем мнение о том, что нынешнее человечество оставило
позади Золотой век и нынче пребывает в веке Железном,
однако такое видение скорее исключение, чем правило.

Буддизм рассказывает нам о периодах космического вре-
мени, которые носят название «кальпы». Каждая кальпа
длится 4 миллиарда 320 миллионов лет, после чего происхо-
дит сгорание Вселенной. Причиной гибели мира всякий раз
становятся накопленные грехи живых существ. Кальпы де-
лятся на меньшие циклы- юги: Крита-юга, Трета-юга, Двапа-
ра-юга и Кали-юга, которая называется также Железным ве-
ком, и в которой мы пребываем сейчас. Кроме того, буддизм
как и другие религии, имеет свое мифологическое время, в
котором происходят чудесные события: рождение Будды, по-
двиги многочисленных богов и героев. Мифологическое вре-
мя всякой религии — судьбоносные дни и часы — находит свое
выражение в религиозных праздниках. Тогда обычное время
превращается для верующего в сакральное. Всякий торжест-
венный праздничный обряд — это символическое воспроизве-
дение священного события, расположенного в мифологиче-
ском времени. Если мы празднуем Рождество Христово, то
символически рождение Христа происходит снова и снова, а
верующий выступает в этом случае как лицо, лично причаст-
ное к великому и прекрасному событию.

Для христианства мировое время оказывается выстроено
линейно. История — это путь, который имеет свое начало,


переду важных промежуточных этапов-событий и венчается
концом. История не цнклична, не бессмысленна, она следу-
ет в определенном направлении, и направление это опреде-
лено Богом. Сотворение мира, грехопадение, пришествие
Христа — те вехи пути, 'которые уже миновали. Грешное че-
ловечество направляется к следующей вехе — второму при-
шествию и Страшному суду, после которых все в корне из-
менится, в том числе исчезнет нынешнее человеческое вре-
мя: последовательность убегающих дней, заставляющих
людей стариться и умирать.

Каково же место человека в религиозных картинах
лира?
В древнегреческих представлениях этот вопрос не
становится предметом специальной рефлексии. Человек со-
здан богами, которые, в сущности, очень похожи на людей,
хотя и тесно связаны с природными стихиями. Подобно бо-
гам, он имеет свою судьбу н должен идти по жизни как
героический фаталист, принимающий все, что посылает ему
неумолимый рок. Он полон духа соревновательности и са-
моутверждения, ищет побед, его достоинство состоит в воз-
можности смело глядеть в глаза смерти, над которой он. мо-
жет и посмеяться презрительным смехом Олимпийских бо-
гов. Когда приходит его час, он превращается в тень в
царстве мертвых, где подземные власти решают, должен ли
он расплачиваться за свои грехи и дерзости, либо может
отправиться на блаженные острова. Для греков жизнь чело-
века — не проблема, а просто жизнь, которую надо прожить
как положено.

Буддизм видит судьбу человека как чрезвычайно печаль-
ную. Человек принадлежит к низшим ступеням мира форм,
он подчинен закону кармы —причин и следствий. Всякий
раз конкретная форма распадается, тело умирает, но причи-
ны, созданные поведением человека при жизни, определя-
ют, где н кем ему снова родиться. Душа возвращается в
мир, исполненный страданий, и пожинает плоды своего
прошлого поведения, хотя и не помнит, чем провинилась
прежде. Поскольку земная жизнь — это сплошное страдание
(болезни, утраты, разочарования, смерть), постольку вы-
сшая цель для человека — «остановить колесо сансары»,
прекратить цепь перерождений, которая тянется в дурную
бесконечность. Мудрец желает стать Буддой, т. е. просвет-
ленным, тем, кто способен отказаться от желаний, порожда-
ющих страдания, и перейти в состояние нирваны— вечного
блаженного покоя, при котором личность растворяется во
Вселенской пустоте. Потеря личности, индивидуальности,
обладающей желаниями — важнейшая цель человека. От


индивидуальности — все зло. В буддизме избавиться от «я»
и побороть страсти, привязывающие к земле, человеку по-
могают бодхисаттвы — существа, которые уже могли бы
быть буддами, но задержались для того, чтобы помочь всем
страдающим обрести истинный путь.

Христианство как никакая другая религия рассматрива-
ет бытие человека в качестве трагического и разорванного.
Дело в том, что человек создан по образу и подобию божь-
ему, он может быть поистине «сыном божьим», сораоотни-
ком Бога, но грех Адама и Евы выбросил человечество из
райских рощ на землю, в мир, полный тягот, несовершенсг-
ва и смерти. Человек грешен. Грешен любой, даже ново-
рожденный младенец, который наследует первородный грех
уже в силу того, что рожден на земле плотскими родителя-
ми и потому несет в себе зерна всех страстей, плодящих
зло. Человек, имеющий душу — божественную искру, тем не
менее, все время употребляет не по назначению драгоцен-
ный подарок Бога — свободу. Он применяет ее для удовлет-
ворения плотских желаний, жажды власти, самоутвержде-
ния, для того, чтобы тешить свою гордыню. Но всех людей
ждет впереди Страшный суд, который определит посмерт-
ную судьбу каждого. Воскрешенные Господом в теле (а
душа и тело для христианства едины), одни обретут вечное
блаженство, другие — вечные муки. Поэтому тот, кто хочет
получить бессмертие в раю, должен следовать всем нравст-
венным поучениям христианской церкви, твердо верить в
основные положения христианства, молиться Христу, вести
праведный и добродетельный образ жизни, не поддаваясь
искушениям плоти и гордыни. Христос всегда помогает ре-
вностно верующему побороть грех.

Таковы религиозные картины мира, тесно связанные с
религиозным мировоззрением.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 796. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия