Методические советы. Рассмотрите общество Древней Руси
Рассмотрите общество Древней Руси. Назовите основные социальные прослойки и группы древнерусского общества X–XII вв., поясните их место (удельный вес, социальные функции, права) в обществе. Какие факторы (обстоятельства) определяли положение человека в обществе X–XII вв.? Каково было значение общины и семьи в древнерусском обществе? Составьте схему общественного строя Древней Руси, обозначив в ней основные категории населения согласно объёму их личных и имущественных прав, по признаку наличия у них свободы, имущества и политической власти. Охарактеризуйте уровень экономического развития Древней Руси. Какое значение имело сельское хозяйство, на каком уровне развития оно находилось? Каков был уровень развития ремесленного производства в Древней Руси? Назовите наиболее распространенные в ту эпоху виды ремесел. Какое значение в жизни древнерусского государства и общества играла торговля?
Основные даты 862 г. – призвание новгородцами на княжение Рюрика (по летописям) 882 г. – объединение Киева и Новгорода под властью Олега (по летописям) 945 г. – административная реформа княгини Ольги 988–990 гг. – принятие христианства на Руси 1019–1054 гг. – княжение Ярослава Мудрого в Киеве 1037 г. – учреждение на Руси митрополии.
Основные понятия
Бояре – высшеесословие в Русском государстве IX–XVII вв. Произошли от родоплеменной знати, старших дружинников, крупных землевладельцев Древней Руси. Участвовали в управлении государством как в высших органах власти, так и на местах. Первоначально звание боярин было жалованное, позднее стало наследственным. Влияние боярства падает с отменой местничества в 1682 г. В начале XVIII в. Петр I отменил боярское звание. На бытовом уровне «боярин» трансформировалось в понятие «барин». Вотчина – вид феодальной земельной собственности, родовое наследственное земельное владение. Вотчина возникла в X–XI вв., а в XIII–XV вв. стала основной формой крупного землевладения. Состояла из господского хозяйства и крестьянского держания, где собственник имел административную и судебную власть над населением вотчины. С конца XV в. противостояла поместью, с которым сблизилась в XVI–XVII вв. В начале XVIII в. слилась с поместьем в один вид – имение, которым владеют дворяне. Дружина – социальная группа, близкая к князю и служившая опорой его власти. Начало формирования дружины приходится на VI–VII вв., она складывалась из представителей родоплеменной знати и незнатных людей, отличавшихся в военном деле. Впоследствии родовая знать теряет свои позиции в дружине и она частично превращается в аппарат княжеской власти. Дружина делилась на старшую (знатные и близкие к князю – на юге «бояре», на севере «огнищане») и молодшую (на юге «отроки», на севере «гриди»). Монотеизм (греч. – единобожие) – религиозные верования, основанные на представлении о едином Боге (иудаизм, христианство, ислам, буддизм). Община – объединение людей, основанное на общей собственности на землю (при наличии личного хозяйства), совместном труде и самоуправлении. Первоначально община была родовой, а затем соседской (территориальной). В России община (вервь, мир) представляла объединение нескольких крестьянских хозяйств (деревню), которые совместно вели хозяйство, выполняли повинности в пользу государства (платили налоги, поставляли рекрутов, выполняли всевозможные работы). Рядовичи – прослойка зависимого населения в Древней Руси; люди, попавшие в экономическую кабалу, оформленную особым договором – «рядом», – и работающие на хозяина на основании этого договора. Русская Правда – первый письменный свод законов у восточных славян, действовал с XI по XV век и состоял из трех частей: Древнейшей правды (1016 г.), Правды Ярославичей (1072 г.), Устава Владимира Мономаха (1113 г.). Холопы – зависимое население в Древней Руси, по правовому положению близкое к рабам. Холопы были лично зависимы от господина, не имели собственного хозяйства, их можно было продавать и покупать. Язычество – верования, возникшие на стадии родовых отношений; для него характерны одушевление окружающего мира, поклонение силам природы и предкам. Язычество нельзя сводить к многобожию (политеизму), поскольку при нем обычно отсутствует пантеон (иерархия) духов и богов.
|