Студопедия — Наследие Ассирийской цивилизации
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Наследие Ассирийской цивилизации






Нельзя не согласиться с тем, что война явление аномальное. И те цивилизации, в развитии которых она играла ведущую роль, оказывались весьма недолговечными. Как правило, многие из них едва смогли перешагнуть свое тысячелетие. Общеизвестно, что длительная эволюция цивилизации достигается не войной, а творческими усилиями. Одним из главных достижений Ассирийской цивилизации стало существенное ускорение перемен в Передней Азии и консолидация ее этно-исторического пространства. Войны, которые вела Ассирия, способствовали распространению одних культур за счет подавления, вытеснения и ассимиляции других. И если Ассирийская империя создавалась военным путем, то стабилизировалась и обустраивалась она мирными средствами торговлей, строительством, реформами и образованием.

Ассирийское тысячелетие оставило великолепные памятники, пополнившие сокровищницу мировой цивилизации. Ассирийцы сохраняли и развивали многие достижения шумеров и вавилонян, хеттов и хурритов, финикийцев и египтян. Традиционные для Передней Азии царские надписи они превратили в настоящую литературу, в анналы (погодные записи). Эти летописи, составлявшиеся по воле царей, фиксировали военные походы, битвы, царскую охоту, строительство храмов и дворцов. Естественно, что в подобных записях заслуги правителей преувеличивались, а просчеты скрывались. Надписи обычно высекались на каменных стелах и ставились на местах побед, на главной площади столицы и в других городах Ассирии. По заимствованной от хеттов традиции некоторые надписи закладывались в фундамент дворцов и храмов в назидание потомкам.

Важным элементом образа Ассирийской цивилизации являются ее знаменитые рельефы, украшавшие внутренние стены царских дворцов. Огромные панорамы мифологических, жанровых и батальных сцен высекались на больших каменных плитах, которыми облицовывали нижние части стен. Ассирийский рельеф рассказ в рисунках, который возвеличивал царя и бога. Рельефы царских дворцов, возможно, имели и охранительное значение, считаясь священными и обладающими магической силой. Они выполнены в необычайно реалистической манере, полны жизненной правды и великолепны в деталях. Именно ассирийским мастерам удалось впервые на Востоке создать в рельефах воздушную перспективу. Так, на одном из рельефов дворца в Кальху изображены боевые колесницы царя, подъезжающие к стенам только что взятой крепости. Из-за зубцов стен выглядывают побежденные, приветствуя царя. На переднем плане в крупных размерах, с тщательной проработкой всех деталей, даны колесницы, лошади и возницы. Крепость и фигуры приветствующих, находящиеся на заднем плане, даны более плоским рельефом, в уменьшенных размерах. Несмотря на стремление передавать в рельефах окружающую действительность, ассирийские мастера, тем не менее, подчиняли все свое ремесло и талант одной задаче восхвалению мощи царя и войска Ассирии. Их не интересовал отдельный человек. И напрасно искать в рельефах портретное изображение царей, хотя именно они являются здесь центральными фигурами. Человек на ассирийских рельефах символ мужской красоты и силы. Продолжая традицию шумеров, ассирийцы достигли высокого совершенства в изображении на рельефах животных. Особенно естественны дикие звери, показанные в движении весьма реалистично и чрезвычайно выразительно. Здесь и раненый лев, и стадо газелей, и фигура льва, охраняющего покой спящей львицы.

Для Ассирийской цивилизации характерен значительный масштаб строительных работ. Известно, что после удачных военных экспедиций ассирийские правители с редкой страстью строили дворцы и храмы, а то и целые города Кальху, Ниневию, Дур-Шаррукин. Ассирийская архитектура не отличалась самобытностью, ибо величественные дворцы строились в хеттском стиле. В горах вырубались каменные глыбы, наскоро обрабатывались и с помощью рабов доставлялись на стройплощадки. Под влиянием хеттов и хурритов, а, возможно, и с помощью их мастеров, была освоена крупнокаменная (циклопическая и мегалитическая) кладка стен. Наиболее важные строения возводили на высокой кирпичной платформе. Каждый ассирийский город имел главное здание дворец. Самый яркий образец ассирийской дворцовой архитектуры здание резиденции Саргона II в Дур-Шаррукине. Этот дворец располагался на площади 10 га и возвышался над городом на 14 м. Два парадных входа, украшенных статуями крылатых быков, вели во дворец, а фасад здания украшали гигантские фигуры, изображающие Гильгамеша и его друга Энкиду. Гильгамеш предстает в виде знатного ассирийца, держащего в правой руке короткий кривой меч, а в левой за одну лапу убитого льва. Дворец удачно вписан в геометрически правильную конструкцию города (квадрат, углы которого указывали на север, запад, юг и восток). Монументальность архитектурного ансамбля и красочность внутреннего убранства сделали дворец Саргона одной из наиболее величественных построек Ассирии. Крылатые быки и львы с человечьими головами стали таким же символом Ассирии, как и сфинкс для Египта.

Ассирийская цивилизация дает один из примеров возможных вариантов обустройства столичного города. Так, крупный и богатый торговый центр Востока Ниневия усилиями ассирийских правителей превратился в прекраснейший город мира. Были отстроены царские дворцы и храмы, перестроены целые кварталы, приведены в порядок каналы, разбиты цветники и фруктовые сады, вокруг города посажены кустарники и деревья редких пород. Создание прямоугольной планировки городов часть наследия Ассирийской цивилизации, дошедшего до наших дней.

Однако все же самым удивительным достижением этой цивилизации является знаменитая библиотека Ашшурбанипала, собранная им в ниневийском дворце. Неказиста на вид и тяжеловесна эта царская библиотека, в которой хранилось более 25 тыс. клинописных табличек. Библиотека предназначалась для личного пользования Ашшурбанипала, комплектовалась и содержалась под его бдительным надзором. Прошло две с половиной тысячи лет с тех пор, как появилась письменность. Ашшурбанипал решил собрать в своем дворце по экземпляру наиболее достойных книг. Его библиотека создавалась по тщательно продуманной системе. Каждая книга состояла из отдельных листов-табличек одинакового размера. На табличках стояли название книги (начальные слова первой таблички) и номер листа. Книги размещались в библиотеке в строгом порядке, имелись каталоги списки с указанием названия книг и числа строк в каждой табличке. Кроме того, на каждом глиняном листе стояла печать со словами: Дворец Ашшурбанипала, царя Вселенной, царя Ассирии. Одни книги были получены из частных собраний, другие являлись копиями, которые выполнялись по распоряжению Ашшурбанипала. Будучи довольно образованным, он сам отбирал тексты и заботился о регулярном пополнении библиотеки. Возможно, сам Ашшурбанипал был автором некоторых текстов. Ряд книг представлен в 5-6 экземплярах. Все собранное в библиотеке систематизировалось по отдельным отраслям знания. Здесь представлены тексты религиозного (молитвы, заговоры, заклинания), исторического (анналы, указы правителей), медицинского (рецепты), литературного (эпические поэмы) содержания, шумерско-аккадские словари и справочники. Здесь же собраны таблички, содержащие сведения в области астрономии и математики. Библиотека из Ниневии не единственная в Месопотамии. Задолго до нее была известна и знаменита храмовая библиотека города Ниппура. Однако, Ассирийская библиотека первая в истории человечества систематически подобранная и каталогизированная. Ей мы обязаны нашими знаниями о народах Передней Азии, она ключ к историческому опыту цивилизаций Месопотамии.

Древние цивилизации по-разному уходили с пьедестала истории. Одни погибали шумно, другие тихо и мучительно умирали. Ассирийская цивилизация сгорела в огне бесконечных и упорных войн, оставив потомкам восхищение и горькое раздумье.







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 832. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия