Студопедия — Авестийская цивилизация
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Авестийская цивилизация






С 530 по 334 г. до н.э. на древнем Востоке была создана самая обширная империя. Как все деспотические империи, она постепенно разлагалась и рухнула под ударами небольшой армии Александра Македонского. За короткий срок персы, преодолевая препятствия, успели вырваться из состояния варварства и создали свою цивилизацию. В ней не было ни особенно великих творений искусства и литературы, ни великих открытий в науке. Но м персами никто не мог сравниться в искусстве верховой езды, в стрельбе из лука, в выносливости, мужестве и презрении к смерти. Страсть к военному делу привела персов к созданию громоздкого деспотического государства, к строительству помпезных дворцов и грандиозных колоннад, определила из образ жизни (воевать, а не торговать), систему ценностей (постыдно нарушать слово, лгать, проявлять алчность, пренебрегать родителями) и привела к зороастризму.

Как и все древние народы, персы верили в множество богов. Они поклонялись древним божествам природы богу изначального света Митре, богине воды и плодородия Анахите, почитали свет, солнце, луну, ветер. У персов сложился культ огня, которому приносили жертвы на простых алтарях под открытым небом, культ священных животных (лошадь, бык, корова, собака), растений, из которых для религиозных обрядов делался опьяняющий напиток хаома. Особенно почитался бог войны и победы Веретрагна. Эти божества и культы были надежной опорой для племенных вождей, но не для персидских царей с их абсолютистскими претензиями. В период царствования Дария у персов начал распространяться зороастризм, возникший на рубеже VII-VI вв. до н.э. у восточных иранцев (Восточный Иран, Средняя Азия), основателем которого был Зороастр (Заратустра).

Основу учения Зороастра составляла идея непримиримости противостояния двух начал: Арта, олицетворения высшей правды, и Драуга, понимаемого как мировое зло. Верховным богом, олицетворявшим добро, свет, жизнь и правду считался Ахурамазда (Ормузд) (буквально владыка Разума). Силы зла, мрака и смерти воплощал бог Ангхро Манью (Ариман). Зороастрийские жрецы (маги) утверждали, что мировая история длится 12 тыс. лет. В первые 3 тыс. лет золотого века господства Ормузда не было холода, жары, болезней и смерти. Впоследствии их породил Ариман. Ормузд создал человека, свободного в своих мыслях и поступках, а поэтому доступного воздействию Зла. Долг человека бороться со Злом и одержать над ним полную победу. Для этого необходимо соблюдать три правила: иметь Добрые мысли, говорить Добрые слова и совершать Добрые поступки. Таким образом, впервые важное место религия отводила человеку, которому предоставлялась возможность выбора, возможность встать на любую сторону в борьбе Добра и Зла.

Зороастризм устраивал Ахеменидов, поскольку укреплял оседлый образ жизни, мир и сильную власть. Персы не были ортодоксальными зороастрийцами, они не отказывались от культов древних богов, которым поклонялись персидские племена. Подобно магам, Ахемениды почитали огонь и практиковали культ хоамы, что не противоречило предписаниям зороастризма. Индивидуальные и семейные молитвы произносились перед огнем домашнего очага. Огонь, перед которым молился персидский царь, был приподнят на возвышении.

Зороастризм персов отличался исключительной веротерпимостью. Цари персов не пытались навязать иранскую веру своим иноземным подданным, поскольку это было совершенно бесполезно, учитывая многочисленность подвластных персам народов и древность их религий. Ахемениды поощряли своих подданных жить правильно, в соответствии с их собственными убеждениями.

Принятие царями персов новой религии являлось чисто прагматической акцией, а не результатом какого-то духовного просветления. Зороастризм соответствовал потестарным претензиям персидских царей и был ими принят, но в очень своеобразном преломлении. Все, что не устраивало правителей персов, считалось Мировым Злом, Драугой. Если кто-то претендовал на царскую власть, значит в его лице выступал Драуга. Если какие-то народы восставали против деспотизма персидских царей, значит в их лице действовало Мировое Зло, Драуга. Утверждалось, что на обретение Высшей Правды человек может рассчитывать только после смерти, ибо Арта (Высшая Правда) находится в загробном мире. Однако, в зороастризме отсутствовал даже намек на то, что для приобщения к Правде надо предварительно умереть. Напротив, именно при жизни в активной борьбе с Ложью человек приближался к Правде. Таким образом, цивилизация древних персов дала человечеству урок, актуальность которого сохранилась до наших дней государственная власть всегда ненавидела искателей Правды и искореняла их как могла. Прост и ясен смысл обращения царя персов Ксеркса: Вы ищите Высшую Правду? Отлично! Вы получите ее в загробном мире.

Основным источником представлений зороастризма являлась Авеста, свод священных книг, записанных специально созданным для этого алфавитом (49 букв, в том числе 14 гласных). Авеста состоит из Гаты и Младшей Авесты. Гаты, древнейшие части Авесты, представляют собой проповеди Заратустра, составленные в стихотворной форме. Младшая Авеста является сборником мифологических, литургических и ритуальных текстов.

Отличительная черта древнеперсидской цивилизации интенсивное смешение и передача культурных ценностей, религиозных представлений различных term-narod.htm, объединенных властью царя на огромном пространстве от Египта до Северо-Западной Индии. Цивилизация персов имела свою письменность клинопись, которая насчитывала 43 знака (аккадская 600 знаков). Правда этим письмом пользовались преимущественно при составлении царских торжественных надписей (на Бехистунской скале, гробнице Дария в Персеполе, на памятнике Дария в Сузах).

Одним из достижений цивилизации персов являлся лунный календарь, который состоял из 12 месяцев по 29 (30) дней. В Персии год был короче солнечного на 11 дней, поэтому каждые 3 года к нему добавлялся 1 месяц. Названия месяцев в календаре были связаны с сельскохозяйственными работами или религиозными праздниками.

Период существования древнеперсидской цивилизации был недолог, но монументальные дворцовые постройки, прославляющие величие царской власти, величие империи и религии, Ахемениды все же создать успели. Парадокс Ахеменидских монументальных комплексов состоит в том, что в отдельных своих деталях они напоминаю египетские, хеттские, ассирийские архитектурные элементы, но в целом создают свой неповторимый ахеменидский стиль. Царские дворцы демонстрировали всемогущество и всеприсутствие правителя, подчеркивали его превосходство над подданными и в тоже время создавали впечатление, что царь легко может снизойти до своих подданных. В персидской дворцовой архитектуре много общего. Как правило дворцы располагались на большой искусственной платформе, которая как бы поднимала их над городом. Обычно к платформе вела монументальная лестница и торжественный вход, которому придавали особое значение, поскольку он символизировал связь царя с подданными. Дворец имел отдельный зал, окруженных с четырех сторон галереями. Неотъемлемой частью дворцового комплекса являлся большой парк (парадиз) и маленькие садики в самих дворцах. Они служили не только для отдыха. Трон мог быть вынесен в галерею, а торжественные церемонии могли происходить в саду. Там же под специально устроенными шатрами проходили и пиры. Дворцы персидских царей поражали своей роскошью и монументальностью. Среди них наиболее известный архитектурный комплекс персепольская резиденция Дария I и его преемников. Здесь располагались царские жилые помещения (тачары), приемные и парадные залы (ападаны), торжественный приемный зал (трипилон), и наконец, грандиозный стоколонный зал. Тематика рельефов, покрывавших стены и лестницы дворцов Персеполя, прославляла величие и власть царя. На одних рельефах он восседает на троне или стоит под зонтиком, принимая связанных мятежников. На других борется с крылатым чудовищем или со львом, спокойный, в сознании своей непобедимой мощи. Эти рельефы были выполнены с большим художественным мастерством. Помимо дворцов Персеполя, величайшими памятниками персидской архитектуры являются гробница Кира II в Пасаргадах и дворцы Дария I в Сузах.







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 557. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия