«Абсолютная монархия возникает в переходные периоды, когда феодальные сословия приходят в упадок, а их средневекового сословия горожан формируется современный класс буржуазии, и когда ни одна из борющихся сторон не взяла верх над другой».
(К. Маркс. Соч. - Т.5. – С. 212)
Национальные особенности абсолютизма
|
Франция
Ø высокая роль государственно бюрократии,
Ø активная протекционистская политика,
Ø активная экспансионистская внешняя политика как сфера общенациональных интересов,
Ø сглаживание религиозно-гражданского конфликта и отход от конфессионально ориентированной политики,
Ø наличие Генеральных штатов.
|
Англия
Ø отсутствие постоянной армии
Ø отсутствие разветвленной структуры государственной бюрократии,
Ø сохранение значительной роли Парламента (представительный орган власти),
Ø активная конфессиональная политика,
Ø пассивная протекционистская политика.
|
Германия
Ø зависимость от конфессиональных факторов политики,
Ø сохранение региональной автономии.
|
Испания
Ø жесткая централизованная власть,
Ø активная конфессиональная охранительная политика,
Ø высокая политическая активность дворянства,
Ø активная внешняя политика (колониальный протекционизм),
Ø отказ от внутренней протекционистской политики.
|
≈ ≈
Идеи о необходимости установления абсолютной власти царя были четко обоснованы во второй половине XVII в. в трудах Ю. Крижанича и С. Полоцкого .
Основные положения
|
Юрий Крижаничсчитал, что при «самовладстве»:
лучше соблюдается всеобщая справедливость («равный суд монарха для всех);
легче и лучше сохраняются покой и согласие в народе;
это лучший способ правления для защиты страны от опасностей;
«…самовладство подобно власти божией…»;
только при такой форме правления возможны необходимые стране преобразования.
| Симеон Полоцкий
|
только такая власть («царь-самовластец») может обеспечить решение важнейших задач в области внешней политики;
только такая власть может навести порядок внутри страны («…утолить всякие мятежи и установить вечный мир»), обеспечить «всеобщее благо» и «всеобщую справедливость».
|
С. Полоцкий и Ю. Крижанич понимали, что неограниченная власть монарха сама по себе не гарантирует порядок в государстве, его процветание и всеобщее благоденствие. Огромное значение приобретает:
Ø сама личность государя;
Ø его моральные качества;
Ø его «мудрость».
|
Именно этими авторами во второй половине XVII в. была заложена сама идея «просвещенного монарха», идея «просвещенного абсолютизма». С. Полоцкий считал распространение просвещения важнейшим средством исправления нравов, устранения пороков в обществе, ликвидации национальных бед и внутренних неурядиц.
При Петре I концепция «общего блага» получила дальнейшее развитие и обоснование в трудах Ф. Прокоповича. Она понималась как достижение благополучия в стране «через служение государственному интересу». Это становилось обязанность каждого подданного в соответствии с его сословной принадлежностью.