Отличие конфуцианства от даосизма
1. Конфуцианство – учение рационалистическое. В даосизме весьма велико мистическое начало. 2. Конфуцианство обращалось к человеку как культурному, разумному существу, даосизм – как существу природному: его эмоциям, инстинктам. Конфуцианство было элитарным учением образованных, интеллектуальных слоев. Даосизм стал весьма демократичным; пробуждая спонтанность и естественность. Основоположник школы моизма Мо-Цзы, или Мо Ди (479–400 гг. до н. э.), родившийся в год смерти Конфуция и ставший затем решительным идейным противником конфуцианства, понимал «всеобщую (взаимную) любовь», направленную прежде всего от «я» к другим. Он считал, что предопределенной судьбы нет, призывал людей помогать друг другу, заниматься полезным трудом, отказаться от насилия и войн, выдвигать мудрых и достойных для управления страной, независимо от занимаемого ими положения в обществе. Со II в. до н. э. школа моистов перестала существовать как самостоятельное идейное движение. Буддизм в форме махаяны появился в Китае в V в. н. э., укоренился и стал фактически третьей религиозной системой, причем в стране за многие века сформировалось несколько школ собственно китайского буддизма, одной из которых является школа чань-буддизма (чань – «медитация»). Целями чань-буддизма являются медитация и человека. Конечной целью медитации было достижение особого состояния – «просветления». Основоположник легизма – школы «законников» («фацзя») Шан Ян (390-338 гг. до н. э.) разработал теорию деспотического государства и сформулировал основную концепцию легизма об управлении обществом и государством. Выступая против конфуцианства, он утверждал, что человеколюбие – причина всех проступков, что политика несовместима с нравственностью, а вместо убеждения необходимо применить систему принуждения. Программа законников (легистов) была реализована в эпоху правления Цинь Ши-хуанди. В политической истории Китая, в развитии китайской государственности сыграли значительную роль легизм и конфуцианство. Различие этих философских концепций в том, что конфуцианство делало ставку на высокую мораль и древние традиции, легизм же выше всего ставил силу закона, авторитет которого должен держаться на жестоких наказаниях, абсолютном повиновении и сознательном оглуплении народа.
Вопросы для самопроверки (первый уровень понимания материала) 1. Что вкладывали древнекитайские мыслители в понятия «Инь» и «Ян»? 2. Что понимают под древнекитайской категорией «дао»? 3. Какими принципами рекомендовал руководствоваться Конфуций?
|