Главные идеи философии Будды
♦ «Четыре благородные истины». ♦ Теория причинности. ♦ Непостоянство элементов. ♦ «Срединный путь». ♦ «Восьмеричный путь». Как понимать эти основные положения буддизма? «Четыре благородные истины»: ♦ жизнь – это страдание; ♦ причина страданий – это бесконечные желания и стремления к удовольствиям; ♦ избавиться от страданий можно, подавив в себе желания и стремления, которые чаще всего суетны и кончаются ничем; ♦ для подавления желаний и избавления от страданий человек должен следовать путем нравственного совершенствования, указанным Буддой. Теория причинности. Нет поступков и деяний в жизни, которые не имели бы последствий, поскольку все в мире взаимосвязано и имеет свою причину. Непостоянство элементов. В мире нет ничего постоянного и все изменяется. Это значит, что ничего в мире не может служить гарантией благополучия, избавления человека от страданий. Человек сам является причиной этих страданий. «Срединный путь». Будда призывал к умеренности и избеганию крайностей. «Восьмеричный путь». Этот путь представляет собой постепенную трансформацию сознания и психики человека, его перерождение или рождение в состоянии нирваны, поскольку предполагается формирование: правильных взглядов; правильного стремления; правильной речи; правильного поведения; правильного образа жизни; правильных стремлений; правильных помыслов; правильного созерцания и избавления от желаний. Именно этот путь, согласно Будде, ведет к цели. Исполняя эти заповеди, по учению Будды, человек способен достичь состояния нирваны. Нирвана – это иное измерение бытия, она является угасанием ложных желаний и страстей. Она не является небытием, напротив, нирвана – это полнота бытия, ее существование исполнено совершенства. Охарактеризовать этот путь попытался индийский поэт Калидаса: «Когда ты вошел в мир, ты горько плакал, а все вокруг тебя радостно смеялись. Сделай жизнь такой, чтобы, покидая мир, ты радостно смеялся, а все вокруг тебя плакали». Полагают, что сам Будда, достигнув нирваны, много лет проповедовал свое учение. Его учение не было проповедью пассивности и пессимизма. Напротив, он призывал к активности, направив ее на свою жизнь. Это активность не за место под солнцем, а борьба с чуждым в самом себе. Основные положения отражены в одной из книг буддизма – «Дхаммападе». (Прочитайте: Дхаммапада / Перев. В.Н. – Рига, 1991.) В Индии буддизм распространялся постепенно. В III в. до н. э. царем Ашокой буддизм был принят в качестве государственной религии. В I в. н. э. буддизм распался на хинаяну (малая колесница) и махаяну (большая колесница). Хинаяна предназначалась для просвещенного меньшинства, махаяна представляла собой вульгаризированное учение Будды, адресованное тем, кому был недоступен безличный бог. В средние века буддизм становится одной из мировых религий, но в основном уже за пределами Индии (в Тибете, Китае, Японии и др.). Ведическая же религия и брахманизм свое дальнейшее развитие получили в индуизме, который сформировался в I тыс. н. э. Центральное место в пантеоне занимает «троица», или триединый образ («тримурти»: Брахма, Вишну и Шива), символизирующий творение мира, его существование и гибель. Индуизм стал синтезом видоизмененного брахманизма и местных культов этнических групп Индии. Индуизм принял форму религии повседневности. Дж. Неру считал, что смысл его можно выразить так: живи и жить давай другим. В индуизме отсутствуют обязательная система вероучения, церковная организация, единый руководящий центр. Существует известная терпимость к отклонениям от религиозных догматов, но чрезвычайно сильны требования к общественной, семейной и личной жизни многочисленных каст и подкаст, на которые индуизм разбивает население, и эти традиции до сих пор считаются незыблемыми. Попытки реформирования индуизма предпринимались писателем и общественным деятелем Р. Тагором, лидером национально-освободительного движения в Индии Ганди и др. Современные индийские философы проповедуют соединение западной науки и техники с духовными ценностями Востока. Таким образом, в развитии индийской философии можно выделить следующие периоды: ♦ ведический (XVI–VI вв. до н. э.); ♦ классический, или брахмано-буддийский (VI в. до н. э. – X в. н. э.); ♦ послеклассический. Характерные понятия индийской философии: ♦ сансара – философское учение о перевоплощении души в различные тела, не имеющее конца, бесконечная цепь перерождений; ♦ карма – предопределенность человеческой жизни и судьбы и воздаяние за человеческие поступки, закон причинности; ♦ мокша – высшая ступень нравственного совершенства души, окончательное спасение души, единственный путь освобождения от бесконечных перерождений; ♦ ахимса – единство всех форм жизни на земле, ненасилие и непричинение зла всему окружающему. Особенностью индийской философии является ее интеллектуальная терпимость. Дальнейшие религиозно-философские учения брахманизма и индуизма не опровергают учения Вед, а дополняют, утверждая, что истина одна, но она многогранна. Со времен раннего средневековья сложилась традиция делить все философские учения Древней Индии – даршаны – на две большие группы1: 1) ортодоксальные (т. е. признающие авторитет Вед); веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика; 2) неортодоксальные (не признающие авторитет Вед): чарвака-локаята, джайнизм, буддизм. Вопросы для самопроверки (первый уровень понимания материала) 1. Чем объяснить деление индийской философии на периоды? 2. Какая философская традиция впервые поставила под сомнение ведические ценности? 3. Назовите основные заповеди буддизма.
|