Античная философия
Античной философией называют философию Древней Греции и Древнего Рима (VII в. до н. э. – III в. н. э.). Культурные достижения древнегреческого и древнеримского общества по праву считаются основой европейской цивилизации. Античная философия явилась главным источником развития европейской общественной мысли – философской, правовой, экономической и т. д. В развитии античной философии выделяют следующие этапы: ♦ VII-V вв. до н. э. – доклассический, или натурфилософский;, ♦ V.-IV вв. до н. э. – классический; ♦ IV в. до н. э. – III в. н. э. – эллинистический.
2.5.1. Доклассическая философия (натурфилософия) (VII–V bb. до н. э.) Доклассический период в развитии античной философии называют также досократическим (или досократовским) – от имени древнегреческого мыслителя Сократа, положившего начало классической философии. В этот период центрами развития философской мысли являлись греческие колонии Элея, Милет, Эфес и др. Его особенностью была нераз-деленность собственно философских и естественно-научных знаний. Первые греческие философы-досократики: Фалес (ок. 625 – ок. 547 гг. до н. э.), Анаксимандр (611 – 545 гг. до н. э.), Анаксимен, Гераклит (ок. 544 –ок. 483 гг. до н. э.), Пифагор (вторая половина VI – начало V вв. до н. э.), Демокрит (ок. 460 – ок. 371 гг. до н. э.) были также и учеными-естествоиспытателями, механиками, математиками и пр. Центральным вопросом учений досократиков был вопрос о первоначале мира. Так, Фалес считал началом мироздания воду, Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь, Анаксимандр – «апейрон» (беспредельное вечное начало, первовещество), Демокрит – атом (мельчайшую и неделимую частицу), Пифагор – число как символ гармонии мира. Выделение первоначал означало переход от частных понятий к выделению всеобщего. Символы всеобщего одушевлялись и даже обожествлялись. Такая точка зрения определяется как гилозоизм, или учение о всеобщей одушевленной материи. Крупнейшими достижениями доклассической философии стали так называемый стихийно диалектический метод Гераклита и атомистическая теория Демокрита. Гераклит полагал, что все мировые процессы возникают из борьбы противоположностей. Борьба – это способ достижения гармонии, способ существования всего. Движение, изменение, борьба, по Гераклиту, не прекращаются ни на мгновение: «В ту же реку дважды не войдешь», «Все течет, все меняется». Сторонники гераклитовского метода рассмотрения вещей получили в античной философии прозвище «текучих». Их противников стали называть «неподвижными». Впоследствии из этих двух подходов выросли диалектический и метафизический методы познания. Демокрит выдвинул идею о мельчайших неделимых частицах вещества как первооснове мира, названных им атомами (от греч. atomos – неделимый). Атомы, по теории Демокрита, находятся в постоянном движении, отчего и возникают все явления и процессы в природе. Увидеть атомы (или постичь каким-либо другим чувственным способом) невозможно, но их существование можно осознать разумом. Зенон (ок. 490–430 гг. до н. э.) считал, что всякое понятие о движении противоречиво, а следовательно, не истинно. Он создал целый ряд апорий (апория – затруднение, безвыходное положение), доказательств, направленных против признания истинности движения. «Движущийся (предмет) не движется ни в том месте, где он находится, ни в том месте, где его нет». Зенон выдвинул апорию «Летящая стрела покоится», согласно ей путь движения состоит из суммы покоящихся точек, и в каждом пункте движения стрела находится в состоянии покоя. После этого Зенон предлагает задуматься над тем, как из ряда состояний покоя может возникнуть движение. Он старается подвести к выводу об отрицании движения вообще. Этой же цели служат и такие его апории, как «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха».
2.5.2. Классический период (V – IV вв. до н. э.)
Расцвет античной философии приходится на V–IV вв. до н. э. Он связан с именами величайших древнегреческих мыслителей – Сократа, Платона и Аристотеля. Центром философской мысли этого периода были Афины, поэтому классический период античной философии называют также афинским. Совокупность учений классиков вошла в историю под названием Афинской школы. Главной особенностью классической философии стало создание систематизированных учений, а также перемещение проблематики философских рассуждений от натурфилософских вопросов к вопросам антропологического и гносеологического характера. Антропологическая проблематика впервые отчетливо проявилась в философии софистов (от греч. sophistes –мудрец, искусник, знаток). Софистами стали называть древнегреческих просветителей V–IV вв. до н. э., за деньги обучавших «мудрости и красноречию». Софисты были первыми философами-профессионалами. Наиболее известными софистами были Протагор и Гиппий.
|