Студопедия — Вклад светских композиторов в развитие духовной музыки
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Вклад светских композиторов в развитие духовной музыки






 

Русская музыка XIX в., оставаясь национальной по существу, развивалась, впитывая достижения мировой музыкальной культуры. Русская народная музыка, русская литература (в особенности поэзия), церковные распевы и партесное пение подготовили почву для рождения той светской русской классической музыки, которая по праву является гордостью мировой музыкальной культуры.

Многие известные композиторы не были духовными и церковными композиторами в полном смысле этого слова. Но они выросли в стране с многовековой православной культурой, впитав с молоком матери ее идеи и образы. Многие творческие люди в России в поисках смысла жизни рано или поздно обращались к православию; именно здесь они искали и находили ответы на волнующие их вопросы. Вот почему многие композиторы, которых мы считаем светскими, писали музыку, посвященную православным праздникам, событиям истории христианства, жизни отцов Церкви и святых и т. д. Но и в чисто светских музыкальных произведениях многих выдающихся композиторов так или иначе присутствует тема православия. Это естественно и понятно: герои этих произведений, как и сами композиторы, родились, выросли и жили в православной вере.

Великий русский композитор Михаил Иванович Глинка (1804 1857 гг.) явился основоположником нового исторического периода русской музыки. Его первые впечатления связаны с русской народной музыкой, которую он слушал на концертах крепостного оркестра (а иногда и сам в них участвовал). Путешествие (1830 1834 гг.) по Европе расширило музыкальный кругозор М. И. Глинки, познакомило с музыкальной жизнью крупнейших европейских столиц.

Творчество М. И. Глинки глубоко национально: оно выросло на почве русской народной песенности, впитало традиции древнерусского церковного хорового пения и достижения русских композиторов XVIII начала XIX вв. Его оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила» являются началом классического периода в русской опере.

К церковной музыке М. И. Глинка обратился, когда после успеха оперы «Жизнь за царя» он был приглашен капельмейстером (дирижером) в Придворную певческую капеллу. М. И. Глинка написал шестиголосную «Херувимскую» произведение высокой художественной ценности. Позднее им были написаны «Ектения», «Литургия», трио для мужских голосов «Да исправится».

М. И. Глинка считал, что оригинальные произведения, предназначенные для церковного пения, должны основываться на традициях старинной церковной и духовной музыки. Эти произведения должны быть русскими по духу, одинаково далекими «от итальянской слащавости и от немецкой аккуратности». Главное в церковном пении отчетливо выговорить слова молитвы. «Там, где оканчивается смысл слов, там оканчивается и музыкальная фраза» этот принцип стал впоследствии одним из ведущих в русской классике.

С М. И. Глинкой русская музыка поднялась до решения задач общечеловеческого значения, оставаясь при этом истинно национальной. Это произошло по двум причинам:

1. В своем творчестве М. И. Глинка опирался на богатейший пласт народной песни, церковной и духовной музыки.

2. Его музыка рассказывала о событиях, людях, их чувствах по-русски, т. е. как русский и православный человек.

Один из величайших композиторов России Модест Петрович Мусоргский (1839 1881 гг.) оказал влияние почти на всех видных композиторов XX в. Главное место в его творчестве занимают оперы «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка» и другие. М. П. Мусоргский стремился к истинно национальному стилю оперы, опираясь на народную и, особенно, старинную духовную музыку, включая и колокольный звон. Одним из величайших произведений композитора считается опера «Борис Годунов». Можно сказать, что главный герой его оперы это народ, сила которого определяется православной верой. Композитор ярко показал духовную мощь народа, его отношение к добру и злу, его неприятие злодеяния и непоколебимую веру в торжество добра.

М. П. Мусоргский является также автором ряда духовных произведений. В одном из них «Иисус Навин» дан психологический музыкальный портрет известного библейского героя, сильного и интересного человека, вождя и пророка, но осмыслен этот образ с позиций двухтысячелетней христианской истории.

В творчестве одного из выдающихся композиторов мира Петра Ильича Чайковского (1840 1893 гг.) представлены все музыкальные жанры, но ведущее место занимают оперы, балеты и симфонии. П. И. Чайковский создал свой язык мелодий, который способен в полной мере отразить как тончайшие движения души, так и самые великие, масштабные идеи и явления. Содержание его музыки универсально: оно охватывает образы детства и старости, жизни и смерти, любви и ненависти, окружающего быта и природы. Композитор и мыслитель тончайшей духовной конструкции, много переживший, он искал причины несовершенства мира и человека. И естественно, поэтому его обращение к православию для поиска ответов на мучительные вопросы.

В 1878 г. для хора a capella (без сопровождения) он пишет Литургию святого Иоанна Златоуста, где использует обработанные им древнейшие русские распевы. В 1886 г. композитор написал «Всенощное бдение», но не был доволен своим произведением. Его утренняя и вечерняя молитвы из «Детского альбома» не только явились образцами гениальной духовной музыки, это утоление жажды души, обратившейся к Богу и услышанной им. Недаром говорят, что ближайший путь к Богу в молитве и музыке.

Тяготел к религиозным и философским проблемам и русский композитор Сергей Иванович Танеев (1856 1915 гг.). Он является автором кантат «Иоанн Дамаскин» (посвященной одному из выдающихся представителей греческой Церкви VIII в.), «По прочтении псалма», более 40 хоровых произведений a capella.

Особо следует остановиться на композиторе и одном из величайших пианистов мира Сергее Васильевиче Рахманинове (1873 1943 гг.). Он работал во многих жанрах (оперы, симфонии, кантаты, концерты для фортепиано с оркестром и т. д.), но особое место в его творчестве занимает духовная музыка. Его поэма «Колокола» для хора и оркестра, хоры a capella «Литургия Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение» считаются шедеврами не только духовной музыки, но и русской классики. Они и по сей день исполняются лучшими хоровыми коллективами России и мира.

Хорошо известны его романсы из Евангелия от Иоанна; «Воскресенье Лазаря» на слова русского религиозного философа и писателя Алексея Степановича Хомякова (1804 1860 гг.); «Христос Воскресе» на слова русского писателя Дмитрия Сергеевича Мережковского (1866 1941 гг.).

Большой интерес к религиозной теме был у русского композитора Игоря Федоровича Стравинского (1882 1971 гг.). Им были созданы «Симфония псалмов», кантата «Вавилон», «Плач пророка Иеремии», «Священное песнопение», «Заупокойное песнопение» и другие.

Родион Константинович Щедрин (р. 1932) один из выдающихся композиторов современности, автор многих опер и балетов на темы русской классической литературы. Известны также его духовные произведения, написанные к 1000-летию Крещения Руси.

Очень долго, по собственному признанию, он подступался к повести Николая Семеновича Лескова (1831 1895 гг.) «Запечатленный ангел». «Долго подступался», а написал на едином дыхании. По жанру произведение Р. К. Щедрина это русский партесный концерт; по стилю старинный церковный распев. Мотивы духовности, искренней веры, любование талантом и трудолюбием человека, занятого «рукомыслием» ремеслом сплетаются с идеями, которые заложены во многих произведениях автора: чтобы быть человеком, недостаточно знаний в области науки и техники, нужно знать о том, что есть Жизнь, что есть Смерть, что есть Душа; нужно знать смысл человеческого бытия. А это знание чаще всего дается только посредством веры.

 







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 2716. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия