Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Игры, несущие социометрнческую нагрузку

Все встают в круг, а ведущий посредине. Он садится на корточки и говорит: «Пи-пи, я луноходик один!» Его задача рассмешить кого-нибудь, повторяя многократно эти слова и смешно корчить рожицы, но дотрагиваться до остальных нельзя. Если кто-то засмеялся, ООН становиться луноходиком два. И так далее, пока не рассмешат всех остальных.

 

 

Игры, несущие социометрнческую нагрузку

1. «Волшебная палочка». Положите на стол в центре круга вол­шебную палочку. Объявите, что при ее помощи можно любого участ­ника тренинга превратить в кого угодно и во что угодно. Любой уча­стник может встать со своего места, взять палочку и, коснувшись лю­бого участника, со словами: «Превращаю тебя в..., потому что...», пре­вратить его во что угодно. После того как все участники превращены, а некоторые и не по одному разу, прервите игру и продолжайте тре­нинг. Отметьте в своем блокноте, кого превратили во что-то хорошее, а кого — во что-то неприятное. Запишите, кого превращали несколько раз, а кого ~ лишь однажды.

Через несколько часов раздайте участникам по листку бумаги и по­просите написать, кто во что был превращен. Следите за тем, чтобы участники не списывали друг у друга. Анализируя записки, Вы сможете сделать интересные выводы на основе наблюдения, кто и чьи превращения запомнил, а чьи начисто забыл.

Вариант этой игры: можно предложить участникам не превращать других, а превращаться вместе с ними. Анализируя результаты, мы сможем сделать вывод о симпатиях и антипатиях участников тренинга.

2. Всем участникам игры раздаются листки бумаги с написанными по вертикали числами от 1 до 20. Затем тренер в быстром темпе зачи­тывает отдельные слова, а участники должны после каждого слова очень быстро записать в соответствующей строке имя того участника тренинга, с которым ассоциируется это слово. Затем тренер собирает записки, подсчитывает, кто сколько раз был упомянут. Слова, которые зачитывает тренер, могут быть объединены в несколько подгрупп, со­держание которых зависит от того, что же тренер хочет измерить. Логично предположить, что слова типа «айсберг», «доспехи», «сумерки» будут ассоциированы с людьми закрытыми и замкнутыми, а «август», «медвежонок», «подушка» — с людьми мягкими, добрыми. Для удобства подсчитывания, а также для того, чтобы участники не заметили тенденций в подборе тренером слов, целесообразно, при нали­чии, скажем, четырех групп слов, слова первой группы ставить на 1, 5, 9, 13, 17 места, слова второй группы на 2, 6, 10, 14, 18 места и т. д.

3. Если Вы хотите получить о группе подробную информацию, то можно использовать опросник следующего вида: -на листе бумаги по вертикали выписать все возможные пары участников. В группе из 12 человек будет 66 таких пар {(12—1)х(12:2)}. В верхней части таблицы в строку будут указаны области, в которых будут сравниваться участ­ники, входящие в каждую пару: область лидерства, интеллектуальные способности, способность к сопереживанию или что угодно другое, что Вам хотелось бы измерить. Предположим, что в первую пару вошли Иванов и Петров. Участник, заполняющий таблицу, в столбце «Лидерские способности» поставил знак «меньше», и это означает, что, по его мнению, лидерские способности Иванова ниже, чем у Пет­рова. В столбце «Интеллект» против этой пары участник поставил знак «равно», значит, он считает интеллектуальные способности Ива­нова и Петрова приблизительно одинаковыми.

Затем проводится подсчет баллов. За каждый полученный знак «больше» участник получает 2 балла, за «равно» — 1 балл, за «меньше» — 0 баллов. Оценки суммируются для каждой области отдельно, и мы можем проранжировать участников по любой области, которая внесена в таблицу. Высокий результат означает, что В МНЕНИИ ГРУППЫ способности данного человека в данной облас­ти высоки, что он пользуется авторитетом, а низкий результат означает нечто противоположное.

Проведение подобного опроса порождает сильные негативные эмо­ции.

4. «Бюрократ». По окончании занятий тренер объявляет, что пора расходиться, но для этого сначала нужно написать заявление. Каждый участник пишет на отдельном листе бумаги заявление следующего со­держания: «Прошу Вас отпустить меня с занятий в связи с окончани­ем рабочего дня». Затем свои заявления авторы должны подписать у кого-нибудь из участников тренинга, у того, кого автор сочтет нужным попросить выступить в роли начальника. Каждый просит кого-нибудь подписать ему заявление, а тот, к кому обратились с такой просьбой, может подписать, а может и отказать. В этом случае он ставит резо­люцию: «Не разрешаю», и подписывается.

Главное правило игры: тот участник, чье заявление оказывается подписанным, уже не имеет право подписывать чье-то заявление, и поэтому подписать свои заявления удастся только половине участников. Оговорите, что подписать заявления самим себе не разрешено!

После окончания игры все те, чьи заявления несут на себе вожделенную резолюцию, идут отдыхать, а те, кто так и не смог прорваться сквозь тенета бюрократизма, задерживаются на одну-две минуты, по­могают Вам расставить столы и стулья. Если у кого-то из них появилось чувство досады и обиды, снимите это чувство. Для того, чтобы сделать это, нужно показать человеку возможность объяснения проис­шедшего с ним как совсем не затрагивающее его честь, самолюбие и достоинство, указать направление его рассуждениям, следуя которым,
человек сможет увидеть случившееся с ним в выгодном для него свете. Скажите как бы мимоходом, что, по Вашим наблюдениям, настоящим руководителем и лидерам труднее всего бывает получить подпись в этой игре, и виной этому их стремление к оказанию другим помощи даже за свой собственный счет; умение уступать в мелочах, внутреннее благородство и т. д. И механизмы психологической защиты возьмутся за дело. Анализ подписей на заявлениях может натолкнуть тренера на инте­ресные размышления. Анализируются следующие параметры: кто к кому обратился, кто кому подписал, кто кому не подписал.

5. «Террористы». Тренер предлагает поиграть в воздушных терро­ристов. Для игры группа делится на четыре подгруппы по 3 человека в каждой. Первая подгруппа играет со второй; третья с четвертой; затем первая играет с третьей, а вторая с четвертой; и на третьем этапе пер­вая играет с четвертой, а вторая с третьей.

На первом этапе 1-я и 4-я группы ~ террористы, а 2-я и 3-я — экипаж самолета. Террористы захватывают самолет и приказывают экипажу изменить курс. И тут между воздушными пиратами начина­ются разногласия: они хотят лететь в разные страны. Кто из участни­ков тренинга в какую страну хочет лететь, оговаривается заранее, т. е. перед началом игры каждый участник сообщает, куда он будет уго­нять самолет в бытность свою террористом, и тренер заносит это в бланки.

Таким образом, в каждом противостоянии есть 4 заинтересованные стороны: а) экипаж, который хочет лететь по своему маршруту, б) первый террорист, который хочет лететь на Багамы; в) второй терро­рист, которому по душе Тринидад и Тобаго; г) третий террорист, ко­торый стремится к земле суверенной Урюпинской области. На выясне­ние отношений выделяется 5 минут, и участники обсуждения должны сказать, куда же именно летит их самолет. Если они не пришли к еди­ному мнению, то все получают по 2 штрафных очка, если победило мнение одного из террористов, то он получает два очка, другие терро­ристы по 0,5 очка, а члены экипажа 0 очков. Если принимается мне­ние экипажа, то члены экипажа получают по 1 очку, а каждый терро­рист по 0,5 очка. Любой не согласный с итогом обсуждения террорист может взорвать самолет, при этом он получает 1 штрафное очко, а все остальные по 0,5 штрафных очка. Результаты заносятся тренером в таблицу 1.

Затем начинается второй этап игры: первая подгруппа играет с третьей, а вторая — с четвертой. Террористы становятся летчиками, а летчики — террористами. Правила проведения этапа те же.

После пятиминутного обсуждения и подведения итогов проводится 3-й этап игры: первая подгруппа встречается с четвертой, а вторая с третьей. По жребию определяется, кто будет террористом, а кто — экипажем самолета, и этап проводится по тому же сценарию.

После окончания этапа предложите всем участникам сесть в круг и разделиться на две равные по численности части: Союз тер­рористов и Ассоциация летчиков. На обсуждение вопроса — 3 ми­нуты, затем записываете, кто есть кто, предлагаете летчикам разде­литься на две команды по три человека в каждой, а террористам — на две группы захвата по три человека. Предложите договориться, кто с кем будет играть. Все результаты заносятся в таблицу 1. По­том проводится 4-й этап игры, который в точности повторяет лю­бой из трех предыдущих этапов.

Затем подводятся итоги игры, объявляются победители (те, кто набрал больше очков). Можно на этом завершить игру, а можно попросить участников на листках бумаги написать, кто, по мнению каждого, был лучшим террористом, кто был лучшим летчиком, в тройке с какими двумя участниками каждому хотелось бы захваты­вать самолет в игре, в тройке, с какими двумя участниками хотелось бы противостоять, нападению в качестве экипажа самолета. Сведите эти данные в таблицу 2.

Результаты игры дадут Вам богатый социометрический материал и предоставят обширную пищу для размышлений. Как- продолжение игры, Вы можете провести дискуссию (если, скажем, Вы проводите тренинг общения или ведения переговоров), какие психологические качества помогали убедить других принять Вашу точку зрения (пулеметы и фугасы, естественно, к психологическим качествам не относятся, хотя их психологическое воздействие ощутимо).

Игры подобного рода способствуют структурированию группы, являются удобной формой для проведения турнирных боев. «Террористы» — игра общего характера, но, оставив схему и заменив сюжет с гангстерского на какой-нибудь иной, можно проводить тур­нирные бои на требующемся вам материале. Депутатам можно пред­ложить смоделировать предвыборные дебаты, преподавателям — се­минарское занятие и т. д.


ТАБЛИЦА 1

Т/Э — террористом или членом экипажа был участник на этом этапе игры. Балл (Б) — сколько баллов набрал участник на данном этапе игры. Страна — название го­сударства, в которое участник будет пытаться угнать самолет.

ТАБЛИЦА 2 '•' ' < >

Место для схематического изображения структуры группы: каждый участник обознача­ется кружочком со вписанной в него фамилией, и от его кружочка идут зеленые стрелки к тем, кого он считает лучшим в игре, и красные, с кем бы он хотел играть в одной команде.

6. Несложная разогревающая игра, несущая и социометрическую нагрузку. Предложите участникам тренинга разделиться на группы в два-три человека для того, чтобы за несколько минут подготовить сценку: «Мы встретились через месяц после окончания тренинга и очень рады встрече». Спектакль, подготовленный каждой микрогруп­пой, должен длиться не более 1 минуты. Когда все подготовятся, пред­ложите сыграть придуманное. Если в тренинге используется видеока­мера, то сделайте запись, которую можно будет показать как-нибудь утром в качестве приветствия. Тренер должен запомнить составы подгрупп. Члены подгрупп, кроме сформировавшихся по остаточному принципу, скорее всего испытывают друг к другу симпатию.

7. Несколько широко используемых способов социометрии описаны в третьей главе этой книги.

 


Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Контакт | ИЗУЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОПРОВОДНОСТИ ОБЪЕМНОГО

Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 248. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.029 сек.) русская версия | украинская версия
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7