Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Развитие сукцессивных способностей ребенка




Последовательность действий и планирование. Данный вид упражнений вырабатывает способность к удержанию в памяти плана действий в заданной последовательности и его реализации.

а) Игры на выполнение многошаговых инструкций (2, 3, 4, 5-шаговые инструкции): по памяти (словесной инструк­ции), по опорным значкам. Например, игра «Найди клад!», в которой найти «клад» можно только следуя последова­тельности действий, заданных в инструкции. Каждый сле­дующий «шаг» позволяет найти указание (картинку), по­могающее направить поиски в нужном направлении. В облегченном варианте последовательность шагов изобра­жена в виде ряда пиктограмм (картинок-символов), указы­вающих на место поиска в очередном «шаге». Игру можно проводить как в игровой комнате, так и на бумаге (в по­следнем случае последовательность шагов указывает карту-путь).

б) «Телефон». Ребенку предлагается (в ситуации сюжет-но-ролевой игры) позвонить какому-нибудь зверю или ска­зочному персонажу. Наборный диск телефона вместо цифр (для детей, плохо знакомых с цифровыми обозначениями) имеет кружочки разного цвета (или ряд геометрических фи­гурок и значков). Номер телефона представляет собой ряд цветных кружков, расположенных в определенной после­довательности, соответствующей порядку набора цветовых «номеров». При правильном наборе стрелка на диске теле­фона указывает на изображение «абонента», расположен­ное в ряду других вокруг диска.

Последовательность в пространстве. Для развития на­выков анализа и воспроизведения пространственных после-

довательностей можно использовать разнообразные игры, в которых игровой сюжет требует запоминания или сравне­ния рядов реалистических изображений, фигур, различаю­щихся формой или цветом, расположенных в определенной последовательности. В зависимости от возможностей ребен­ка необходимо дифференцированно подобрать исходную дли­ну ряда и на последующих занятиях постепенно усложнять задачу, увеличивая количество элементов в ряду.

а) «Собери бусы» (нанизать, раскрасить), различающие­ся цветом или формой: по образцу (от 3 до 10 элементов), по памяти (от 2 до 6).

б) «Игрушки на полках»: чем отличаются? (3-6 пред­метов).

в) Игры «Что изменилось?» (по памяти обнаружить из­менение последовательности) — 3-6 предметов.

г) Цветной ксилофон (воспроизведение последовательно­сти ударов с опорой на зрительный и слуховой ряд — мело­дию).

д) «Живые цепочки». Преподаватель строит детей в определенной последовательности. У каждого из них на груди прикреплен значок с определенной картинкой. По­рядок расположения картинок (и детей) изображен на кар­точке. По команде цепочка рассыпается. Задачей ведуще­го (ребенка) является собрать «цепочку» в прежней последовательности.

е) «Запомни карточку и выбери такую же»: ребенку предлагается запомнить ряд картинок (или фигур, цвет­ных кружков, цифр, букв) на карточке и найти такую же среди 2-го набора карточек, из которых лишь одна совпа­дает с тестовой (рис. 25). Длина ряда от 3 до 7 в зависимо­сти от возраста.

ж) Тот же материал, но ребенку предлагается выложить ряд по памяти из отдельных элементов (более сложный ва­риант задания).

Последовательность во времени.

а) Отстукивание ритмов («Телеграфист») по образцу или графической схеме:

симметричных — !!!!!!, !!!!!!!!! асимметричных — ! !!, !!!, !!!!,!!!!, !! !!!

б) «Зарядка»: последовательность движений (от 3 до 6).

в) Порядок времен дня, времен года, дней недели (для младших — по картинкам, для старших — словесно).

г) «Шарики в непрозрачной трубочке»: на глазах у детей разноцветные шарики вкладываются в непрозрачную трубоч­ку. Задача: догадаться, в каком порядке они выкатятся из про­тивоположного конца трубочки (число шариков от 2 до 6).

Усложненный вариант игры: необходимо предсказать, в каком порядке шарики выкатятся из того же конца трубоч­ки, в который вкладывались (для этого требуется инверти­ровать ряд).

Перекодирование временной последовательности в про­странственную и обратно.

а) «Картинки-невидимки»: перед ребенком в определен­ной последовательности выкладывается ряд карточек (с пред­метными рисунками, фигурами или цветными кружочка-Ми). Каждая выкладываемая карточка предъявляется и переворачивается лицом вниз. Таким образом, выложенный

ряд повернут тыльной стороной к ребенку, а лицевая — за­крыта. Из набора карточек с рядами изображений, распо­ложенных в разной последовательности, ребенок должен най­ти тот, который идентичен выложенному. После того как выбор сделан, карточки переворачиваются лицом вверх и оба ряда сличаются.

Последовательность в речи.

а) Порядок фраз в рассказе («Письмо Незнайки»). i*

б) Порядок слов во фразе («Перепутаница»). |

в) Ряды слов («Пароль»): от 3 до 6. **

г) Последовательность в стихах типа «Дом, который по­строил Джек».

д) Последовательность в сказках: «Репка», «Колобок» и др.

е) Игра «Повтори и добавь»: 1-й участник игры называет слово, 2-й повторяет его и добавляет свое; 3-й повторяет оба слова и добавляет 3-е; 1-й повторяет все три в названном порядке и добавляет свое слово и т. д. Сделавший ошибку выбывает. Выигрывает оставшийся последним.

ж) Упражнение «Продолжить ряд, сохраняя принцип че­редования» (картинки, фигуры или значки):

 


Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой





Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 619. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7