Для выполнения этого шага вам придется попросить кого-нибудь помочь -друга, приятеля, соседа. Постарайтесь зафиксировать, как вы относитесь к этому человеку в начале эксперимента - нейтрально, хорошо, очень хорошо, плохо? Запомните это отношение. Положите перед вашим помощником несколько предметов, аналогичных тому, который вы использовали в предыдущем шаге (в нашем случае карандаш). "Ваш" предмет (участвовавший в предыдущем эксперименте) запомните или как-то пометьте, чтобы это было ясно только вам, помощнику не говорите, какой предмет "ваш". Пусть помощник перебирает эти карандаши, в числе которых ваш, а затем внезапно возьмет и сломает один из них! Если он сломает не "ваш" предмет, то вы вряд ли что-нибудь почувствуете. Попросите его продолжать делать это дальше. Он ломает и дальше "не ваши" карандаши - и ничего...
Но вот он сломал "ваш" карандаш! Что это? Совсем другое дело! Как будто какое-то родное существо обидели. Запомним свои ощущения.
А теперь проследите, как изменилось ваше отношение к человеку, который сломал "ваш" карандаш. Правда, поразительно, насколько непроизвольно и быстро ваше отношение к этому человеку скакнуло на несколько градусов вниз? Доверие, испытываемое сиюминутно к человеку, сразу пошатнулось! Был хороший - стал плохой! Был плохой - стал очень плохой! А почему, что случилось-то, собственно? Он что, вас лично обидел или вашу родную тетю? Нет, ничего подобного, он просто сломал какой-то там карандашик, да еще сделал это по вашей просьбе. Игра такая, и больше ничего. Игра - игрой, а обида настоящая. Вот так и в жизни бывает - сам попросил человека об услуге, а потом его же врагом считаешь.
Что самое важное в этом упражнении - так это именно непроизвольность произошедших с нами изменений. Предположим, человек был нам безразличен. И мы вовсе не собирались наживать себе врага. Что бы этот человек ни говорил, что бы он ни делал - все оценивалось нами беспристрастно и не порождало никакого отношения к нему, ни положительного, ни отрицательного. Мы просто либо принимали его слова и поступки, либо отвергали, но эмоционального отклика это у нас не вызывало. Но стоило человеку вступить во взаимодействие с предметом, обладающим потенциальной эмоциональной значимостью для нас, - как и сам этот человек тоже приобретает эту эмоциональную значимость, он сам и его поступки начинают вызывать у нас эмоциональный отклик!
Что это значит? Мы вынесли вовне некие эмоциональные значения - перенесли их на предмет. И посредством этих эмоциональных значений связали себя и другого человека. Наладили между собой и ним такой эмоциональный мост. Причем мы моментально ощутили на собственной шкуре этот мост- непосредственно ощутили, испытали эмоцию в отношении человека! Это значит, что вынесенные наружу эмоциональные значения могут связывать человека с окружающими! Причем связывать непосредственно, в ощущениях! Одно дело, когда другие нам что-то говорят и мы просто слышим их слова, воспринимаем их мысли и принимаем все это к рассмотрению. Это еще не есть непосредственная связь, это опосредованная связь - посредством мыслей и слов. И совсем другое дело, когда человек, его слова, мысли, действия вызывают у нас непосредственные эмоции и ощущения. Вот это уже - непосредственная связь.
Ощущают ли другие люди ваше эмоциональное отношение к предмету, ваши потенциальные позитивные эмоции, заложенные в нем? Конечно! И вот здесь опять имеется интересный момент - эмоциональная значимость предмета проявляется для других тогда, когда вы вступаете во взаимодействие с предметом. Тогда другой человек тоже подсознательно воспринимает вашу эмоциональную окраску предмета, значимого для вас, - и нередко начинает испытывать те же эмоции по отношению к этому предмету. Причем эта реакция точно так же непроизвольна! Эмоциональная значимость предмета тоже заразительна. Вот почему, к примеру, в подростковой среде так часто случается, что две подруги влюбляются в одного и того же юношу или двум друзьям нравится одна и та же девушка - сначала один придал ей эмоциональную окраску, а потом и другой "подстроился". То, что значимо для одного, становится значимым и для другого.
С вещами и предметами такое бывает и того чаще: одна подружка купила красивое платье, и другой тотчас же потребовалось точно такое же.
А сейчас мы потренируемся обнаруживать, как эмоциональная значимость переносится с человека на предмет.