Студопедия — Глава 30
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 30






1 И когда приблизились к концу дни Мафуселы, явился ему Господь в видении ночном и сказал ему:
2 "Слушай, Мафусела, Я - Бог отца твоего Еноха. Познай волю Мою, ибо кончились дни жизни твоей, и приблизился день отдохновения твоего.
3 Ибо приблизились времена погибели всей земли, и всякого человека, и всего, что движется по земле, ибо во дни сии велико нестроение на земле.
4 Ибо возненавидел человек ближнего своего, и люди на людей нападают, и народ против народа возбуждает брань, и наполнилась земля кровью и пагубным безпорядком.
5 И ко всему этому они оставили Творца Своего, и стали поклоняться тверди небесной, и ходящим по земле, и волнам морским.
6 И возвеличился Сатана, и радуется делам их.
7 И к негодованию Моему, вся земля восприняла перемену устройства своего, и всякий плод, и всякая трава изменили пору свою, ибо предчувствуют время погибели.
8 И все народы изменились на земле, к сожалению Моему.
9 И тогда Я повелю бездне низринуться на землю, и запасы вод небесных устремятся на землю.
10 И погибнет весь состав земной, и сотрясётся вся земля, и лишится силы своей с того дня.
11 Тогда Я сохраню Ноя, первородного сына Ламеха, сына твоего, и воссоздам от семени его иной мир, и семя его пребудет во веки".
12 И пробудился Мафусела от сна своего, и весьма опечалился о сне этом;
13 и призвал всех старейшин народа и поведал им всё, что сказал ему Господь, и о видении, явившемся ему от Господа.
14 И опечалились люди из-за видения его, и ответили ему: "Господь властен творить по воле Своей".
15 И когда говорил Мафусела народу, взволновался дух его, и преклонил он колени свои, и простёр руки свои к небу, и молился Господу, и когда молился он, отошёл дух его.

Примечание:

Это другой вариант текста под названием Книга тайн Еноха.

 

Вознесение Моисея.

Глава 1
1 [Завещание Моисея, данное им в сто двадцатый год жизни его,] который есть две тысячи пятисотый год от сотворения мира, а по тем числам, что на Востоке - четырёхсотый по отправлении из Финикии, когда вышел народ с Моисеем и дошёл до Аммона за Иорданом по пророчеству Моисееву в Книге Второзакония.
2 Позвал Моисей к себе Иисуса, сына Навина, человека, угодного Господу, дабы стал он преемником народа и Ковчега Завета со всеми святынями его и дабы ввёл народ в землю, данную коленам его, дать им её по завету и по клятве, которую произнёс он в скинии, что даст её через Иисуса. И сказал Моисей к Иисусу такое слово: "Обещай, что всё сотворишь, что поручено тебе, сотворишь со старанием, в точности и без ропота, ибо так говорит Господь мира.
3 Создал Он мир ради народа Своего и не сделал начала творения ясно видимым от начала мира, дабы обличились тем народы и низкими речами своими обличили себя.
4 Так Он измыслил и изобрёл меня, от начала мира готового стать судьею завета Его.
5 И ныне открою тебе, что совершилось время лет жизни моей и отхожу я в успение отцов моих.
6 Предо всем народом прими писание сие, дабы не забывал ты хранить книги, кои передам тебе, ты же их расположишь в порядке и запечатаешь и положишь в сосудах глиняных в месте, созданном от начала мира, дабы призывалось имя Его вплоть до дня покаяния с почитанием, коим почтил их Господь на исходе дней.
Глава 2
1 Войдут они с тобою в землю, которую назначил и обещал Он дать отцам их.
2 В ней благословишь ты и дашь каждому и установишь им жребий мой и утвердишь им царство и управление на местах определишь им по тому, как угодно будет Господу их по суду и справедливости.
3 После того как войдут в землю свою, пройдёт [пять] лет, и будет власть вождей и тиранов восемнадцать лет, и на девятнадцать лет отделятся десять колен, ибо отойдут два колена и перенесут Ковчег Завета.
4 Тогда Бог небесный явит ковчег свой и башню святилища своего.
5 И утвердятся два колена святости, десять же колен установят себе по законам своим царства.
6 И будут приносить жертвы двадцать лет: за семь лет соорудят стены, и ограждать их буду девять лет, и нападать будут на завет Господень [четыре года], и, наконец, осквернят договор, который сотворил с ними Господь.
7 И принесут детей своих в жертву чужеземным богам, и установят в скинии идолов, служа им, и в доме Господа будут вершить преступления, и многих идолов всех животных сделают.
Глава 3
1 В те времена придёт к ним с востока царь, и покроет конница землю их, и сожжёт он огнём поселения их со святым храмом Господним, и все святые сосуды он истребит, и весь народ изгонит, и уведёт их в землю отчизны своей, и два колена уведёт с собой.
2 Тогда воззовут два колена к десяти коленам, и лягут словно львица, покрытые пылью в полях, алчущие и жаждущие с детьми нашими, и возопиют: "Праведен и свят Господь! Отчего вы грешили, а мы так же уведены с вами?"
3 Тогда восплачут десять колен, слыша слова упрёка от двух колен и скажут: "Что сделали мы вам, братья? Не во весь ли дом Израилев вошло горе это?"
4 И все колена восплачут, вопия к небу и говоря: "Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, воспомни завет Твой, который заключил Ты с ними, и клятву, которою клялся Ты им, что никогда не упразднится семя их от земли, которую Ты дал им".
5 И в тот день воспомнят имя моё, говоря колено к колену, и всякий человек к ближнему своему: "Не то ли это, в чём удостоверял нас Моисей в пророчествах своих, он, претерпевший многое в Египте и в Чёрмном море, и в пустыне в продолжение сорока лет, свидетельствуя и призывая в свидетели небо и землю, да не преступим мы заповедей Его, в коих был он нам судьею; и так случилось с нами по словам Его, и по уверению Его, как свидетельствовал он нам в те времена, и вышло, что ведут нас, пленённых, в Восточную землю, где и будем мы рабами около семидесяти семи лет."
Глава 4
1 Тогда войдёт один, стоящий над ними, и прострёт руки, и преклонит колени свои, и станет молиться за них, говоря:
2 "Господи, Царь всех, на высоком престоле властвующий над миром, возжелавший, дабы сей народ был народом Твоим избранным - тогда хотел Ты называться их Богом по завету, который заключил Ты с отцами их.
3 И пошли они, пленённые, в землю чуждую с жёнами и детьми своими, и пребывают у врат иноплеменных и там.
4 Где же величие великое? Призри и смилуйся над ними, Господь небесный!"
5 Тогда воспомнит о них Бог по завету, что сотворил Он с отцами их, и явит Он милосердие Своё, и вложит в те времена в душу царя, дабы смиловался над ними, и отпустит их царь в землю и область их.
6 Тогда поднимутся некоторые части колен и пойдут в своё место установленное и обновят укрепления его.
7 Два же колена пребудут в вере своей, печальные и плачущие, ибо не смогут принести жертв Господу отцов своих, десять же колен увеличатся и умножатся среди племён во времена пленения их.
Глава 5
1 Когда же приблизятся времена обличения, мщение наступит от царей, соучастников преступлений, кои разделятся воистину.
2 Потому и было сказано: "Уклонятся от праведности, и перейдут к неправедности, и осквернят нечестиями дом служения своего, и осквернятся служением чужим богам.
3 И не последуют истине Божией, но осквернят алтарь дарами, кои воздадут Господу - не жрецы, но рождённые рабами от рабов.
4 Ибо те, которые суть учёные учителя их, будут взирать в те времена на лица страстей, и, принимая дары, продадут праведность в наказаниях.
5 И настолько наполнится население и предел обитания их преступлениями и обидами Бога, что те, кто творил беззаконие пред лицем Господа, судьями станут и судить будут, кто как пожелает".
Глава 6
1 Тогда восстанут у них цари властные. Назовутся они священниками великого Бога и удалят творящих нечестие от святая святых.
2 И придёт вслед за ними царь дерзновенный, который не будет из рода священнического.
3 Сей человек - безрассудный и злой, и будет судить он их, как они того достойны.
4 Истребит он вождей их мечом, и в неизвестные места порознь положит тела их, дабы не ведал никто, где тела их.
5 Погубит он старших возрастом и юношей не пощадит.
6 Тогда страх пред ним будет великий в земле их, и станет он вершить суд над ними, как вершили его Египтяне, тридцать четыре года, и покарает их.
7 И породит он сыновей, кои будут царствовать не столь долго, и придут в землю их когорты мощного царя Западного, и одолеет он их и уведёт в плен и часть храма их огнём сожжёт, некоторых же распнёт вокруг поселения их.
Глава 7
1 После того совершатся времена (...) и будут править ими люди погибельные и нечестивые, называющие себя праведными, и возбудят они гнев душ своих, будучи людьми коварными, себе угождающими, лживыми во всех делах своих и во всякий час дня, любящими пиры, чревоугодниками (...) пожиратели имущества бедных, скажут, что творили это по милосердию (...) и истребляя стяжателей.
2 Будут обманывать, скрываясь, дабы не уличили их, нечестивцев, в преступлении, исполненные неправедности, от восхода до заката говоря:
3 "Будут у нас роскошные ложа, и станем есть и пить на них. И помыслили мы, что будем, словно князья".
4 И руки их, и умы творят нечистое, и уста их полны слов надутых.
5 И скажут они: "Не касайся, да не осквернишь места моего (...)"
Глава 8
1 Придёт к ним мщение и гнев, какого не бывало у них от века до того времени.
2 Тогда восставит им Господь царя из царей земли и мощь из мощи великой, что распнёт на кресте исповедующих обрезание.
3 И предаст он пыткам тех, кто откажется, и повелит в оковах отвести в темницу.
4 А жён их отдадут богам языческим; сыновья же их, мальчики, обрезанные врачами, принуждены будут принять необрезание.
5 Будут карать их пытками, огнём и железом, заставят их носить идолов своих осквернённых, как и те, кто им служит, и заставят их мучители войти в тайное место своё, и понудят их стрекалами произнести слова хульные, а потом и законы похулить, положенные на алтаре их.
Глава 9
1 Тогда восстанет муж из колена Левиева, имя коему будет Таксо.
2 Имея семерых сыновей, обратится к ним с просьбою: "Смотрите, сыны, вот, свершилось второе отмщение народу - жестокое и нечестивое, и пленение безжалостное, и превосходят они бывшие доселе.
3 Какое племя, какая земля, какой народ, нечестивых, творивших преступление в доме своём, столько бед претерпел, сколько нас обступило? Ныне, послушайте меня, дети, ибо видите и знаете, что никогда не испытывали Бога ни родители наши, ни праотцы, преступая заповеди Его.
4 Ибо знаете: в этом сила наша. Сделаем так: будем поститься три дня, а на четвёртый день войдём в пещеру, которая на поле, и умрём лучше, чем преступим заповеди Бога богов, Господа родителей наших.
5 Если так сотворим и умрём, кровь наша отомщена будет пред Господом".
Глава 10
1 И тогда явится царствие Его во всяком творении Его. И тогда диавол обретёт конец, и скорбь с ним отойдёт.
2 Тогда наполнится рука ангела, утверждённого на небесах, и тотчас избавит он их от врагов их.
3 Ибо поднимется Небесный с престола царствия Своего и выйдет из святого жилища Своего с негодованием и гневом на сынов Своих.
4 И задрожит земля и до пределов своих сотрясётся, и высокие горы понизятся и сотрясутся, и долины падут, солнце не даст света, и во мрак обратятся рога луны и сокрушатся, и всё обратится в кровь, и круг звёзд смешается, и море отступит до бездны, и источники вод иссякнут, и реки высохнут.
5 Ибо восстанет великий Бог, единый и вечный, и явится всем и отомстит народам и уничтожит всех идолов их.
6 Тогда блажен будешь ты, Израиль, и поднимешься ты на головы и на крылья орлиные, и наполнятся они воздухом, и возвысит тебя Бог и утвердит тебя в небе звёздном в месте пребывания звёзд.
7 И воззришь с высоты, и увидишь врагов своих на земле, и узнаешь их, и возрадуешься, и возблагодаришь, и хвалу вознесёшь Создателю твоему.
8 Ты же, Иисус Навин, сбереги слова сии и книгу сию.
9 Ибо от того дня, когда приму я смерть, пройдёт до пришествия Его двести пятьдесят времён.
10 Столько времени пройдёт, пока не прейдут времена.
11 Я же отхожу к успению отцов моих. Итак, ты, Иисус Навин, мужайся, тебя избрал Бог быть мне преемником в завете сем".
Глава 11
1 Когда услышал Иисус слова Моисея, записанные в писании его, и всё, что предрёк он, разодрал одежды свои, пал к ногам его, и утешал его Моисей и плакал с ним.
2 И отвечал ему Иисус и сказал: "Утешишь ты меня, господин мой Моисей, и как утешить меня в том, что сказано голосом горьким, что вышел из уст твоих, и полон слёз и рыданий, ибо уходишь ты от народа Израилева.
3 Какое место примет тебя, каков будет памятник могильный, кто осмелится перенести тело твоё из одного места в другое? Ибо у всех, кто умирает в своё время, есть могилы свои на земле, твоя же могила - от восхода солнца до заката, и от австра до аквилона - весь мир есть могила твоя, господин мой.
4 Уходишь ты, и кто будет питать народ сей, и кто сжалится над ними, и кто вождём будет им в пути, и кто молиться станет за них? Не смогу я и одного дня вести их в земле предков.
5 Как же буду я народу сему словно отец для единого сына или мать для дочери-девицы, что готовит её для славного мужа, оберегает, боясь, тело её от солнца и старается, дабы не поранила та ног своих, бегая по земле?
6 Как дам им пищу по желанию их и насыщу их? Ведь их шестьсот тысяч - возросло их число молитвами твоими, господин мой Моисей. Какая же у меня мудрость и какое разумение в доме Божием словами судить и давать ответы?
7 Но и цари Аморрейские, когда услышат об этом, помыслят, что одолеют нас, ибо нет больше с нами Духа Святого, достойного Господа, слову многоликого и непонятного Господа верного во всём, божественного пророка всего мира, ведь умер он и нет более в веке сем учителя - и скажут они тогда:
8 "Пойдём на них, если нечестивое совершили они единожды Господу своему, нет у них заступника, который бы вознёс молитвы Господу, каков был Моисей, великий вестник. Он по целым часам стоял днём и ночью коленами своими на земле, молясь и взирая на мир и всех людей с милосердием и праведностью, памятуя о завете предков своих и клятвами умилостивляя Господа".
9 Итак, скажут они: "Не с ними Бог. Пойдём же и сотрём их с лица земли". Вот как будет с народом сим, господин мой Моисей".
Глава 12
1 И, закончив слова свои, вновь пал Иисус к стопам Моисеевым.
2 И взял Моисей его за руку и посадил пред собою на сидение.
3 И отвечал и сказал ему Моисей: "Иисус, не бойся за себя, но будь уверен и внемли словам моим.
4 Все народы, какие есть в мире, создал Бог, и предусмотрел Он о них и о нас от начала творения всего мира.
5 И до скончания века нет ничего, чего бы не усмотрел Он до самой малой вещи, но всё он предусмотрел и устроил...
6 Всё в этом мире предусмотрел Он, и вот, [истребляется...] Меня поставил он молиться за них и за грехи их - и заступником быть им - не по добродетели моей и не по немощи, но в меру милосердия Его и терпения Его.
7 Говорю же тебе, Иисус: не по благочестию народа сего истребишь ты язычников; все тверди небесные Богом созданы и одобрены, и лишь под Его десницею они.
8 Итак, творящие и совершающие заповеди Божии возрастают и по доброму пути продвигаются, а согрешающим и пренебрегающим, нет им добрых заповедей в том, что предсказано.
9 И будут они покараны язычниками и преданы многим пыткам. Но не может быть того, чтобы совершенно уничтожил их Он и оставил.
10 Ибо выйдет Бог, провидящий всё вовеки, и твёрд завет Его и клятва в том, что..."

Этот важный иудейский апокриф датируется предположительно началом I в. по Р.X.(вскоре после смерти царя Ирода Великого)Полный текст не сохранился. Дошедшие греческие фрагменты невелики,еврейский текст,с которого,очевидно, был сделан греческий перевод,не дошёл вовсе.В наиболее полном виде "Вознесение Моисея" сохранилось на латинском языке(в единственной рукописи).Дошедший текст представляет собой первую часть апокрифа,которая и является собственно апокалиптической:готовящийся к кончине Моисей раскрывает будущее своему преемнику Иисусу Навину(ср. 31-32 главы Второзакония)Многие места читаются плохо и могут быть истолкованы в лучшем случае предположительно.

Editio princeps: А М Ceriani.Monumenta sacra et profana.I,fasc.1, Milano,1861.

Настоящий перевод выполнен по изданию: Е. М. Laperrousaz. Le Testament de Moise. // Semitica, № 19, 1970. Приводится по модулю "Сборник христианских апокрифов" компьютерной программы "Славянская Библия" для Windows..

 


Вознесение Исайи (Видение Исайи).

"I. (1-5) Видение, которое Исайя, сын Амоса, имел на двенадцатом году правления Езекии, царя Иудеи.[3] Исайя-пророк, сын Амоса, прибыл к Езекии в Иерусалим. И после того, как он вошёл, он воссел напротив царского ложа. И все князья израильские и царские советники, и евнухи стояли перед ним. И пророки, и дети пророков, узнав, что Исайя пришёл из Гилгала, пришли из деревень и полей, и гор приветствовать его и познать то, что должно будет произойти. (6-10) Тогда он произнёс слова правды. Дух Святой низошёл на него и все видели и слышали слова Святого Духа. Этот царь созвал пророков, и все они собрались, столь много, сколь их нашлось. Там были старцы Михей и Анания, Иоиль[4] и столь много, сколь их нашлось, по его правую руку и по его левую руку. И вот, когда они слышали голос Духа Святого, они упали на колени и воспели высочайшего Бога, который пребывает среди святых, Того, Который даровал эту силу слов в мире. Итак, свидетельствуя в Духе Святом в присутствии всех, он [вдруг] замолчал, и вслед за этим они увидели, что перед ним возвышается некто. (11-16) Глаза Исайи были открыты, уста же были закрыты, но дыхание Духа пребывало с ним. И они не поняли, что Исайа вознесён, но пророки поведали о даруемом откровении. Видение, которое предстало перед ним, было не из этого мира, но из того, что скрыт от всего плотского. И когда Исайа перестал созерцать видение, он вернулся в самого себя и пересказал увиденное Езекии и его сыну Насону,

II. (1-5) и Михею и другим пророкам, говоря: "Когда я пророчествовал то, что вы слышали и чему вы были свидетелями, я видел ангела, сияющего славой более, чем ангелы, которых я обычно видел, но имеющего особенную великую славу и свет, который я не могу описать. Взяв меня за руку, он вознёс меня, и я спросил: "Кто ты и каково твоё имя, и почему ты поднимаешь меня подобно птице?" - ибо мне оставлена была способность говорить с ним. Тогда он произнёс в ответ: "Когда я вознесу тебя наверх, то покажу тебе зрелище, и это является целью, ради которой я послан; тогда ты узнаешь, кто я, но имя моё тебе останется неведомо, коли желаешь вернуться назад в своё тело. И когда я подниму тебя наверх, тогда ты увидишь." (6-10) И я возрадовался тому, что он отвечал мне кротко. И он сказал мне: "Ты возрадовался потому, что я отвечал тебе мягко, и ты увидишь Того, кто более велик, чем я, и Кто желает говорить с тобой. Этот Некто ласковее и мудрее, лучше и милее, ибо именно с этой целью я был послан: объяснить тебе всё." И мы восходили, он и я, на небесный свод, и там я видел великую битву Сатаны и его сил против тех, кто почитает Бога, и один [демон] превосходил другого в зависти. Ибо точно как на земле, так же на небесном своде, поскольку отражения того, что происходит на небесах, находятся на земле.[5] (11-15) И я сказал ангелу: "Что это за война, и зависть, и борьба?" И сказал он мне в ответ: "Это война дьявола, и он не прекратит её, пока Тот, Кто желает видеть тебя, не поразит его духом Своей Праведности." После этого он поднял меня на то, что находится над небесным сводом, на первое небо. И я увидел в центре того места трон, на котором восседал в великой славе ангел, и ангелов, восседавших по правую и левую руку от него. Те, что были справа от него, имели особую славу и они пели одним голосом; те же, что были по левую руку, пели вместе с ними, но их песня не была подобна песне тех, что справа. (16-20) И я спросил ангела, который вёл меня: "Кому возносятся эти песнопения?" И в ответ он сказал мне: "Великой славе Бога, который находится над седьмыми небесами, и Его возлюбленному Сыну, Которым я бы послан тебе." И он вновь вознёс меня - на второе небо. Оно возвышалось над первым так же, как первое над землёй. И я увидел там, как и на первом небе, ангелов по правую и по левую руку [от трона]. И слава этих ангелов, и их пение превосходили славу и пение пребывавших на первых небесах. (21-25) И я склонил своё лицо, чтобы воздать честь ему[6], но ангел, направлявший меня, сказал мне: "Не склоняйся перед ангелом и троном этих небес. Это та причина, по которой я был послан направлять тебя. Поклонись Тому лишь, о Котором я говорю тебе, и восславь неким образом Того, Кто - над всеми ангелами, тронами и над мантиями и коронами, которые ты увидишь после." И я чрезвычайно возрадовался и возвеселился, ибо именно таково [желание] тех, кто знает Высочайшего и Вечного и Его возлюбленного Сына, поскольку эти [люди] восходят к Нему благодаря ангелам Святого Духа. И он вознёс меня над третьими небесами, и подобно тому, что было раньше, я увидел маленький[7] трон, и ангелов справа и слева от него. Память этого мира, однако, не может там назвать ничего [известного ей - т.е. вспомнить]. (26-30) В то время как я совершал восхождение, слава духа моего испытывала превращение, и я сказал: "Ничто из этого мира не может быть названо именем из мира нашего." И в ответ ангел сказал мне: "Ничто не может быть названо из-за его [мира] слабости, но ничто не скрыто для этого мира из дел, которые творятся там."[8] И они пели и прославляли того, кто восседал на троне, и этот ангел был более велик, чем ангел второго неба. И вновь он [мой спутник] вознёс меня, на четвёртое небо. Расстояние от третьего неба до четвёртого было больше [чем от второго до третьего]. И я увидел трон и ангелов по правую руку и по левую. (31-35) Но слава того, кто был на троне, оказалась более велика, чем у ангелов по правую руку, их же слава превосходила славу тех, кто находился ниже. И я вознёсся на пятые небеса. И здесь я увидел бесчисленных ангелов и их славу, и их пение было более прекрасно, чем пение ангелов четвёртого неба. И я изумился, созерцая подобное множество ангелов, выстроенных рядами согласно различию их благости, причём каждый из них, имея собственную славу, восхвалял Его, Который превыше всего (Чьё Имя не открыто ничему плотскому), поскольку Он даровал столь много славы ангелам, которые пребывают превыше всяких небес. Однако ангел сказал в ответ [на моё изумление]: "Почему ты поражаешься, что они не имеют одного и того же вида? Ты ещё не видел неодолимые силы и тысячи, тысячи и тысячи ангелов."

III (1-5) И после этого он поднял меня на воздух шестых небес, и я увидел там великую славу, которую не видел на пятых небесах. И я видел ангелов в славе великой. И деяния сил [небесных] были прекрасными и превосходящими всё [увиденное ранее]. Их пение было священным и прекрасным. И я сказал ангелу, направлявшему меня: "Что есть то, что я вижу, господин мой?" И он ответил мне: "Я не господин твой, но твой советчик." (6-10) И он рассказал мне о шестом небе. "Здесь нет ни трона, ни ангелов по левую руку от него, но всё здешнее получает руководство от силы седьмого неба, где пребывает величайший Сын Бога. И все эти небеса и Его ангелы слушают Его, и я был послан, чтобы привести тебя сюда, чтобы ты мог увидеть эту славу и Господина всех небес и Его ангелов и сил. (11-15) Поэтому я и говорю тебе, Исайа: ни один из тех, кто желает вернуться в тело того мира, не видел того, что видишь ты, [и] не способен увидеть то, что ты увидел, ибо лишь твоим уделом Господь определил вознесение сюда." И я восславил Господа гимном, поскольку я пребывал в Его воле. И ангел сказал мне: "Когда ты вернёшься отсюда по воле Отца, тогда ты получишь своё одеяние,[9] и станешь равен ангелам, которые на седьмых небесах". (16-20) И он привёл меня на шестые небеса, и там не было ни трона, ни ангелов по левую и правую руку от него, но всё имело единый вид и воспевало одну и ту же песнь. И мне было дано петь вместе с ними, и тот ангел, который был со мной, и я сам были подобны их славе, и их слава была одной [с нашей (?)]. И они прославляли Отца всех и его возлюбленного Сына и Духа Святого. Все воспевали одним голосом - не тем, который был на пятых небесах, но другим голосом. И здесь был великий свет. (21-25) И когда я был на шестых небесах, свет пятых казался мне тьмой. Я необычайно возрадовался и воспевал Того, Который даровал такую радость всем, кто получил Его милость. И я умолял ангела, направлявшего меня, больше никогда не возвращать меня в плотский мир. Более того, говорю я вам, здесь [, в этом мире,] пребывает великая тьма. Но ангел, направлявший меня, сказал: "После того, как ты возрадовался этому свету, насколько же больше ты возрадуешься и придёшь в восторг, когда ты увидишь свет седьмых небес, на которых восседает Небесный Отец с Его единственным рождённым Сыном, (26-28) где лежат облачения и троны и венцы праведности. А что до твоей мольбы не возвращать тебя в тело, то ещё не исполнилось время для твоего прихода сюда." И я очень опечалился, услышав эти слова.

IV (1-5) И он вознёс меня на воздух седьмых небес, и я слышал голос, говорящий мне: "Почему тот, кто желает жить во плоти, явился сюда?" И я был очень напуган и дрожал. И вот я услышал другой голос, говорящий: "Позволь ему войти, поскольку он достоин славы Божией, ибо здесь его одеяние." И я спросил того ангела, который был со мной: "Кто тот, кто запретил мне и кто тот, кто приказал войти?" И он отвечал мне: "Тот, кто запретил тебе - это он, ангел над ангелами, поющими на шестых небесах. А Тот, кто повелел - Сын Божий, и Его имя ты не сможешь услышать, пока не покинешь тело." (6-10) Когда мы поднялись на седьмые небеса, я увидел там поразительный и неописуемый свет и бесчисленных ангелов. И я увидел неких праведников, которые, сбросив плотские одеяния, пребывали в небесных одеждах и находились в великой славе. Но они не восседали на своих тронах; более того, над ними не было их сияющих венцов. (11-15) И я спросил того ангела, говоря: "Отчего они обрели свои одеяния, но не получили троны и венцы славы?" И он отвечал мне: "Они не получают их до того времени, пока Сын первым не принесёт сюда эти троны и венцы, в те дни, когда Он будет пребывать в облике, подобном твоему." И князь мира того наложит свои руки на Сына Божия и убъёт Его, и повесит Его на древо, и он убьёт Его, не зная, Кто Он такой. И Он спустится в ад и опустошит его от всех теней. (16-20) И Он схватит князя смерти и лишит его [знаков власти], и разрушит все его силы, и вознесётся оттуда на третий день, забрав с собой неких праведников. И Он пошлёт своих проповедников по всему миру, и вознесётся на небеса. Тогда и эти получат свои троны и венцы. И после этих слов я сказал ему: "Вспомни, о чём я спрашивал тебя на первых небесах, покажи мне обещанное." (21-25) И когда я обращался к нему, среди стоящих вокруг нас ангелов был один ангел, более славный, чем тот, кто вёл меня и чем все ангелы. И он показал мне книгу, и открыл её, дав её мне. И я увидел то, что там написано, и это не было похоже на письмо нашего мира. И я читал её, и послушайте! - там были записаны дела Иерусалима, и [все] дела людские были отмечены там, и между ними были также и мои. Я увидел, поистине, что никто из тех, кто пребывал в мире, не был вознесён на седьмые небеса. И я спросил ангела: "Кто тот, который превосходит всех ангелов своим сиянием?" И он, в ответ на мой вопрос, сказал: "Это великий ангел, Михаил, который постоянно молит о человеколюбии и смирении." И я видел многие одеяния, и троны, и венцы, лежащие там. И я сказал ангелу: "Для кого предназначены эти одеяния, венцы и троны?" (26-30) И он отвечал мне: "Многих из того мира ждут эти венцы, тех, кто верят в мире Ему, о которых я говорил уже тебе."[10] И, обернувшись, я увидел Господа в великой славе, и был чрезвычайно испуган. И все праведники приближались к Нему и кланялись Ему, в один голос воспевая Его, и мой голос слился с их голосами. И Михаил, приблизившись к нему, поклонился, и, вместе с ним, все ангелы кланялись и пели. И я вновь преобразился и стал подобен ангелам. (31-35) Тогда ангел, вознёсший меня, сказал: "Покло­нись ему и воспой". И я поклонился ему и воспел. И ангел, вознёсший меня, сказал: "Он - Господь всех слав, которые ты видел". И я видел другого, славного более остальных, во всём схожего с Ним, и тех праведников, приближающихся к нему, и поклоняющихся Ему, и воспевающих, и я пел с ними, и я не преобразился в их облик.[11] И те ангелы пришли к ним и поклонились Ему, и я поклонился Ему и воспел. И вновь, я увидел другого ангела посреди великой славы. И, приближаясь к нему, я спросил своего вожатого: "Кто есть сей?" и тот ответил мне: (36-40) "Поклонись ему, ибо это - ангел Духа Святого, который вещает тебе и всем праведникам." Затем появилась иная Слава, неописуемая и несказанная, на которую я не мог взирать открытыми глазами духа моего, не мог и ангел, вознёсший меня, ни кто-либо из ангелов, поклонявшихся Господу, которых я до этого видел. Но я узрел, что лишь славные праведники поклоняются Славе Его. И мой Господь приблизился первым, и затем ангел Духа. И они поклонились ему и эти Двое пели вместе. (41-42) После все праведники поклонились ему, и вместе с ними Михаил и все ангелы кланялись и пели.

V (1-5) Вслед за этим я услышал там голос и песнь, которую я слышал, поднимаясь над шестыми небесами, и слышал на седьмых небесах. И все прославляли Того, Чью славу я не мог видеть. И та песня шестых небес была не только слышна, но и видима. (6-10) И тот ангел сказал мне: "Он - Единственный Живой Вечно, живущий в высшей вечности и покоящийся среди святых. Мы не можем вынести Его Имени и видеть Того, Кто восхваляется Святым Духом в устах святых и праведников." И после этого я слышал глас Вечности, говорящему Господу Сыну: "Подни­мись, и сойди со всех небес, и будь в мире, и спустись до ангела, который в аду, измени себя до их облика.(11-15) И ни ангелы, ни князи мира того не узнают тебя. И ты будешь судить князей мира того и ангелов, и тех правителей мира, ибо они отвергают меня и говорят: "Мы есть, и нет никого кроме нас." После этого ты не изменишь облика своего, когда вознесёшься на небеса в великой славе, и ты будешь сидеть по правую руку от меня. Тогда князья и силы, и все те ангелы, и все те княжества небес и земли, и низшие места поклонятся тебе." (16-20) И я слышал Великую Славу, заповедывавшую моему Господу. И тогда Господь низошёл с седьмых небес и опустился на шестые. И ангел, который вёл меня, сказал: "Познай и увидь способ, которым Он меняет облик и нисходит." Когда те ангелы увидели Его, они восхвалили и восславили Его, ибо Он не стал подобным им, и я пел вместе с ними.[12] Когда Он низошёл на пятые небеса, там Он сразу же изменился в облик ангелов того места, и они не воспевали Его и не поклонялись Ему, ибо он имел облик, подобный им. И Он спустился на четвёртые небеса и явился перед ними в их форме. И они не воспевали Его, и Он имел их облик. Далее, Он пришёл на третьи небеса (25-30) и на вторые, и на первые, изменяя свой облик на каждом из них. Поэтому тамошние ангелы не воспевали Его и не поклонялись Ему, ибо он являлся им [в облике], подобном их облику. И Он показал им их отличительное свойство[13]. После чего Он низошёл на небесный свод и явил там отличительное свойство [обитателей небесного свода (?)] и Его облик был подобен их облику, и они не прославляли Его и не восхваляли Его. И он низошёл к ангелам, которые были в этом воздухе, как если бы Он был одним из них. (31) И Он не показывал им своих отличительных свойств, и они не воспевали Его.[14]

VI (1-3) И после этого тот ангел сказал мне: "Знай, Исайа, сын Амоса, вот почему я был послан Богом показать тебе всё это. Ибо никто до тебя не видел, никто после тебя не увидит то, что ты видел и слышал." И я видел некого, похожего на Сына Человеческого, находящегося с людьми и в миру. <…> (19-25) И они не узнали его. И я видел Его возносящимся на небесный свод, и Он не принимал своих отличительных свойств. И все ангелы, которые были над небесным сводом, от этого зрелища пришли в ужас и, поклоняясь ему, они говорили: "Как Ты оказался среди нас, Господь, и мы не увидели Царя Славы?" И Он, будучи восславлен ещё более, вознёсся на первые небеса и не менял своего облика. (26-30) Тогда все эти ангелы восхваляли и воспевали [его], говоря: "Как Ты прошёл сквозь нас, Господь, и мы не видели и не поклонились Тебе?" Так Он вознёсся на второе и на третьи небеса, и на пятые, и на шестые, (31-35) на все небеса, и слава его возростала. Когда он вознёсся на седьмые небеса, все праведники пели ему, и все ангелы и силы, которых и я не мог видеть. Я видел прекрасного ангела, сидящего по левую руку от него,[15] который говорил мне: "Этого достаточно для тебя, Исайа, ибо ты видел то, что не познал ни один сын плоти, чьи глаза не могут видеть, а уши не могут слышать. И не может этого познать сердце человеческое, сколь многое Бог приуготовил для всех, кто любит Его." И он сказал мне: "Возвратись в своё одеяние до того времени, пока твои дни не будут исполнены, и тогда ты придёшь сюда." (36-40) Увидев всё это, Исайа рассказал об этом стоящим вокруг него. И, услышав об этих чудесах, все воспели и восславили Господа, Который даровал людям такую благодать. И сказал он царю Езекии: "Исход этого мира и трудов [мирских] произойдёт на последнем поколении." И он запретил им передавать эти слова детям израилевым или сообщать им, или каким-либо другим людям для записи. Но многое будет понято царём благодаря изречениям пророков. "Итак, пребывайте в Святом Духе с тем, чтобы вы могли обрести ваши одеяния и троны, и венцы славы, находящиеся на небесах!" Затем он прекратил свою речь и покинул царя Езекию."

Перевод Р. Светлова.

Комментарии:

[1] См. В.В. Мильков. Древнерусские апокрифы. СПб, 1999. Изд-во РХГИ, с. 499-527. (Здесь даны и оригинальный текст, и перевод на современный русский.)
[2] Помимо болгарского и русского следует упомянуть также эфиопский текст данного апокрифа.
[3]Исайя - один из виднейших ветхозаветных пророков, проповедовавший в царствование легендарных царей Осии, Ахаза и Езекии. В Ветхом Завете сохранилась Книга Исайи (к тому же он упоминается во II-й и IV-й Книгах Царств). Езекия - один из самых благочестивых иудейских царей, активно боровшийся с идолопоклонничеством.
[4] Так назваемые "меньшие пророки", возможные современники Езекии (см. Книги Михея, Анания и Иоиля в составе Ветхого Завета).
[5] Единство того, что на небесах с тем, что на земле - древнейший образ, ведущий происхождение ещё от шумерской и египетской мифо-религиозных систем (с их "параллелизмом" небесной и земной географии, небесной и земной истории). Можно вспомнить, что этот же образ играл фундаментальную роль и в антропологии герметизма. Однако далее мы видим важное уточнение этого образа. Тождество небесного земному ограничивается лишь первыми небесами, твердью "мира сего". Сферы, лежащие выше, не включены в эту борьбу. Отсюда можно сделать вывод, что, во-первых, автор настоящего апокрифа вовсе не был дуалистом (борьба добра и зла касается лишь 1/7 всего мирового пространства), а, во-вторых, что первоисточник "Вознесения Исайи" создавался в последние века до н. э. в иудейской среде, остро чувствовавшей "внутримировой дуализм", но не переносившей его на всё сущее.
[6] Видимо трону, установленному на втором небе, на котором, судя по всему, так же должен был восседать ангел.
[7] Здесь имеется в виду либо отношение к этому трону - куда меньшему, чем природа Высшего Божества, либо же Исайа находится так высоко, что трон кажется маленьким.
[8] Не был ли знаком автор настоящего сочинения с известным местом из Платоновского диалога "Парменид", где утверждается, что концепция "мира идей" приводит к парадоксальному утверждению о наличии двух реальностей - абсолютно независимых друг от друга и неизвестных друг другу?
[9] Идея особых одеяний, предназначенных праведнику, была очень распространена на рубеже эр и в первые века по Рождеству Христову в ближневосточном ареале, о чём свидетельствует, например, знаменитый "Гимн о жемчужине" из "Деяний апостола Фомы". Несомненным генетическим истоком её является месопотамское представление об особых одеяниях присущих богам и божественным героям (ср. миф о нисхождении Инанны). Позже образ небесных одежд праведников будет одной из тем, разрабатываемых Каббалой. В нашем случае речь идёт о "духовном одеянии", о новом духовном теле, которое даруется Исайе - как результат его совершенного прозрения.
[10] Перевожу данное место по смыслу (опираясь на вторую часть фразы).
[11] Видимо имеется в виду Христос, тогда понятно, отчего Исайя воспевал его, не преображаясь в англеський вид: поскольку Христос явится людям, пророк мог воспеть его и как человек. К слову, именно в этой главе имеется наибольшее число разночтений со славянским вариантом "Вознесения Исайи".
[12] Иными словами, на шестых небесах Христос ещё сохранял свой облик Бога Сына.
[13] В оригинале употребляется греческое слово "character", обозначаеющее именно свойственную кому-либо примету, отличительное свойство.
[14] Перед нами - чисто гностическая модель нисхождения Христа, когда он обманывает князей различных небесных сфер, являясь в облике, свойственном именно для этого "региона" мироздания. Отличие от текстов гностиков "валентиновцев" или "василидовцев" заключается лишь в том, что здесь все небесные сферы находятся во власти ангелов, верных Господу, утеряв свой "астрологический" смысл.
[15] Имеется в виду Дух Святой.

 

Житие Адама и Евы [Латинская версия].

 

I

1. Когда они были изгнаны из рая, то сделали себе шатёр, и провели там семь дней, рыдая и глубоко скорбя в большой печали.

II

1. Но через семь дней они захотели есть и начали искать пищу, но
2 не нашли ничего. Тогда Ева сказала Адаму: «Мой господин, я хочу есть. Иди, и найди (кое-что) для нас, чтобы мы могли поесть. Возможно Бог сжалится над нами и позовёт нас туда, где мы были прежде».

III.

1. И Адам ушёл и шёл семь дней по всей земле, и не нашёл никакой пищи, или даже похожего на то что
2 обычно ел в раю. И Ева сказала Адаму: «Ты убей меня? И тогда я смогу умереть, и возможно Бог вернёт тебя в рай, поскольку на мне грех изгнания тебя оттуда»
3 Ответил Адам: «Воздержись, Ева, от таких слов, иначе Бог пошлёт другое проклятие на нас. Как можно, что бы я поднял руку мою против плоти собственной? Нет, давай уйдём и отыщем кое-что для нас, где бы мы могли жить, что-то похожее на то, откуда нас изгнали».

IV

1. И они шли и искали девять дней, и не нашли ничего, что имели в раю, но нашли только животных для
2 пищи. И Адам сказал Еве: «Это Бог, послал нам животных и скот, чтобы есть;
3 но мы обычно ели пищу ангелов. Однако, праведно и правильно будет если, покаемся перед Богом, который создал нас. Так давай раскаимся с большим покоянием и возможно Бог будет милостив к нам и пожалеет нас и даст нам частицу чего-то для существования»

V

1. И Ева сказала Адаму: «Что такое раскаяние? Скажи мне, какую жертву я должна принести? Давай не будем возлогать слишком большую жертву, которую мы не сможем принести, ибо тогда Бог не услышит наши молитвы: и отвернёт Своё лицо от нас, потому что мы не смогли
2. выполнить того, что обещали. Мой господин, какую жертву ты придумал (чтобы дать) мне, поскольку я принесла скорбь и муку тебе?»

VI

1 И Адам сказал Еве: «Ты не можешь принести так много как я, но принеси (такую жертву) на сколько у тебя хватит сил. А я проведу сорок дней, постясь, но ты сделай это в речке Тигр и выбери камень и стань на него в воде до шеи своей в глубине реки. И не позволяй никакой речи исходить из уст твоих, так как мы не достойны, чтобы обращаться к Богу, поскольку наши губы нечисты от незаконного и запрещённого плода.
2 И стой в реке тридцать семь дней. А я проведу сорок дней в воде Иордана, возможно Бог сжалится над нами».

VII

1. И Ева ушла в реку Тигр и сделала так
2 как Адам сказал ей. И Адам ушёл в реку Иордан и стоял на камне до его шеи в воде.

VIII

1. И Адам сказал: «Я говорю тебе, вода Иордана, скорби со мной, и собери ко мне все плавающие (создания), которые есть в реке, и пускай скорбят со мной вместе. Не за себя пускай скорбят они, а за меня; поскольку это - не они, согрешили, но я».
2. И тот час, все живые существа прибыли и окружили его, и, с того часа, вода Иордана стояла, и её поток оставался.

IX

1. И прошло так восемнадцать дней; тогда Сатана разгневался и преобразился в яркого ангела, и пришёл к реке
2 Тигр, где была Ева, и нашёл её скорбящей, и сам дьявол притворился скорбящим с нею, и начал плакать и сказал ей: «Выйди из реки и не плачь больше. Перестань горевать и скорбить. Почему ты всё ещё беспокоешся
3 и твой муж Адам? Бог услышал ваш плач и принял ваше раскаяние, и все мы, ангелы просили от Вашего имени, и молили Бога;
4 и он послал меня, чтобы вывести тебя из воды и дать тебе еду, которую ты имела в раю, и за которой ты плачешь.
5. Теперь выйди из воды, и я приведу тебя к месту, где ваша еда уже приготовлена.»

X

1. И Ева услышала и поверила и вышла из воды, и её плоть (дрожала) от холодной воды
2 подобно траве. И когда она вышла, упала на землю, и дьявол поднял её и привёл её к Адаму.
3. И когда Адам увидел её и дьявола с нею, он плакал и кричал громко и сказал: «O Ева, Ева, где – твоё раскаяние?
4. Как же ты снова поддалась нашему искусителю, тому чьими стараниями мы были изгнаны из нашей обители в раю и духовной радости?»

XI

1 И когда она услышала это, поняла, что дьявол убедил её выйти из реки; и она упала лицом на землю и её горе, стон и плачь
2 были удвоены. И она взмолилась и сказала: «Горе тебе, дьявол. Почему ты нападаеш на нас и по какой причине? Что хочеш сделать с нами? Что мы сделали тебе? Почему ты хочешь нас наказать? И почему возмещаеш свою злобу
3 на нас? Разве мы забрали твою славу и обесчестили тебя? Почему ты изматываеш нас, и будеш ли преследовать нас до смерти грехами и завистью?»

XII

1 И с тяжёлым вздохом, дьявол сказал: «O Адам! вся моя враждебность, зависть, и горе - для тебя, так как это – из-за тебя у меня забрали славу, которой я обладал на небесах
2. посреди ангелов, и из-за тебя был сброшен на землю». Адам ответил: «Что сделать
3. я могу? Что я сделал уже, и какой мой грех против тебя? Посмотри ты не получил никакого вреда или ущерба от меня, почему ты преследуеш меня?»

XIII

1. Дьявол ответил: «Адам, что ты говориш мне? Именно для твоей пользы меня сбросили
2. с места моего. Когда тебя создали, меня отвергли от Бога и изгнали от ангелов. Когда Бог вдунул в тебя дыхание жизни и лицо твоё было сделано в образе Бога, Михаил заставил (нас) поклоняться тебе как виду Бога; и Бог сказал: «Вот - Адам. Я сделал его в нашем образе и подобии.»

XIV

1. И Михаил вышел и призывал всех ангелов говоря: «Поклоняйтесь образу Бога, поскольку Бог так приказал».
2. И сам Михаил поклонился сначала; тогда он призвал меня и сказал: «Поклонись образу Бога.»
3. И я ответил: «Мне незачем поклоняться Адаму». И Михаил продолжал убеждать меня, чтобы поклонился, я же сказал ему: «Почему ты убеждаеш меня? Я не буду поклоняться низшему и младшему (более молодому) чем я. Я - старше его в Создании, прежде, чем он был создан, я уже был. Это его обязанность поклоняться мне».

XV
1,2. Когда ангелы, которые были со мной, слышали это и они отказались поклоняться тебе. И Михаил сказал: «Поклонитесь образу Бога, ибо если вы не поклонитесь ему, Бог гнев свой обрушит
3. на вас.» И я сказал: «Если Он свой гнев обрушит на меня, то я установлю свой трон выше звёзд на небе и буду подобен Всевышнему».

XVI

1. И Бог обрушил гнев свой на меня и забрал славу у меня и моих ангелов; и из-за
2. тебя были мы изгнаны из нашей обители в этот мир и сброшены мы на землю. И
3. были мы опечалены, и с тех пор мы стали другими (злыми). И мы
4. огорчались, когда мы видели вас в такой радости и роскоши. И с хитростью я обманул твою жену и из-за этого были вы изгнаны от вашей радости и роскоши, поскольку я также был изгнан из славы моей.

XVII

1. Когда Адам услышал, что дьявол сказал, он взмолился и плакал и сказал: «O Бог мой, моя жизнь находится в руках твоих. Уведи этого искусителя, далёкого от меня, посколько он здесь чтобы уничтожить мою душу, и забрать у
2,3 меня славу, которую он сам потерял». И в тот же миг дьявол исчез. Но Адам продолжил своё покояние, и стоял в течение сорока дней (до конца) в воде Иордана.

XVIII

1. И Ева сказала Адаму: «Живой ли ты, мой господин, жизнь свою я отдаю в руки твои, так как ты не искусился ни первый ни второй раз, а я допустила ошибку и не сдержала заповедь Бога; и теперь выгони меня из жизни своей, и я уйду к закату,
2. и там буду пока не умру». И она ушла в западую часть и носила траур
3. и плакала горько и стонала громко. И там она сделала себе шатёр, а в это время имела в чреве своём потомство трёхмесячное.

XIX

1. И когда час рожать приблизился, её начали беспокоить боли, и она
2. звала громко Бога и сказала: «Пожалей меня, O Боже, помоги мне». И не слышал Бог и
3 милосердия своего ниспослал. И она сказала себе: «Кто скажет Адаму, мой господин? Я прошу Вас светила небесные, когда вернётесь на восток, передайте послание моё, моему господину».

XX

1. И в тот же час, Адам сказал: «Ева в беде и это чувствую я. Возможно, ещё раз борется со змеем».
2. И он пошёл и нашёл её чуть живую. И Ева сказала: «С мгновения когда я увидела что это ты, мой господин, моя печальная душа возрадовалась. И теперь упроси Бога о моей защите для
3. освобождения меня от ужастных болей». И Адам просил Бога за Еву.

XXI

1. И увидел это Бог, и прибыли двенадцать ангелов и две силы, и стояли справа и слева
2. от Евы; и Михаил стоял справа; и он провёл рукой от лица к груди и сказал Еве: «Блаженна ты, Ева, принести потомство Адаму. Так как его молитвы и просьбы имеют большую силу, и я послан, чтобы помочь тебе. Идите теперь, и
3. готовтесь, чтобы свидетельствовать». И родила она сына, и был он полон сил; и сразу малыш пошёл и сорвал цветок руками своими, и дал его матери, и его именем прозвали Каин.

XXII

1. И Адам нёс Еву и мальчика, и вёл
2. их на Восток. И Бог дал архангелу Михаилу различные семена чтобы передал их Адаму и показал, как работать на земле, что бы они давали плоды, которым они и все их поколения могли бы кормится.
3. После того Ева родила второго сына, имя которого было Авель; и Каин и Авель всегда были вместе.
4. И Ева сказала Адаму: «Мой господин, когда я спала, я видела сон, и это была кровь нашего сына Авеля, который не может говорить, на руках Каина. Поэтому я горюю».
5. И Адам сказал: «Если Каин убил Авеля, в твоём сне, давай разделим их друг от друга, и давай сделаем для каждого из них отдельную обитель».

XXIII

1 И они сделали Каина земледельцем, (но) Авеля они сделали пастырем; чтобы таким образом они были разделены.
2. И когда Каин убил Авеля, Адаму было сто двадцать лет. И было Адаму сто тридцать лет. И после того Адам познал жену свою и родила она сына и назвали его именем Сиф.

XXIV

1. И Адам сказал Еве: «Смотри, я родила сына, вместо Авеля, которого Каин убил».
2. И после того, как Адам родил Сифа, он жил восемьсот лет и родил тридцать сыновей и тридцать дочерей; и всех детей было шестдесят три. И они были увеличены по земле в их народах.

XXV

1. И Адам сказал Сифу: «Слушай, мой сын Сиф, что я могу поведать тебе, что слышал я когда
2. был с твоей матерью, и перед изгнанием из рая, когда мы молились
3. прибыл ко мне Михаил архангел, посланник Божий. И я видел колесницу подобную ветру, и её колёса были пламенные, и меня забрали в Рай, и я видел, что Бог сидит, и из его лица исходил огонь, который не жог. И много тысяч ангелов стояли у той колесницы.

XXVI

1. Когда я видел это, то застыл на месте, и ужас окутал меня, и я пал лицом на землю
2. перед видом Бога. И Бог сказал мне: «Смотри, как ты грешил против заповеди Бога, поскольку слушал скорее глас жены своей, которую я дал тебе по твоему желанию и для твоей поддержки. И всё же ты ослушался и обходил Мои слова».

XXVII

1. И когда я слышал эти слова Божьи, я упал лицом на землю и поклонился Богу и сказал: «Мой Господь, Всемогущий и милосердный Бог, Святой и Праведный, позволь помнить Твоё величие и

сохранить мою душу, поскольку я сам умираю и моё
2. дыхание выходит из уст моих. Не оставляй меня, того, которого ты воистину сотворил из глины земли. Не изганяй из Своей добродетели того, которого Ты кормил».
3 И мои слова услышал Бог, и сказал мне: «Так как дни твои сочтены, и ты был создан с любовью к познанию; то будут избранные от семени твоего чтобы служить Мне».

XXVIII

1 И когда я слышал эти слова. Я бросился на землю и поклонялся Богу и сказал: «Ты вечный и всевышний Бог; и все создания воздают тебе честь и похвалу.
2 Ты истинный Свет, мерцающий сначала, жизнь живая, бесконечная могущественная Сила. Тебе духовные силы отдают честь и похвалу. Ты подаёш роду человеческому изобилие Своего милосердия».
3 После того, как поклонился я Богу, тот час архангел Михаил взял меня за руку и
4 вынес из рая от Божей обители. И Михаил провёл рукой и коснулся вод, которые были вокруг рая, и они заморозились.

XXIX

1 И я пошёл поперёк, и Михаил архангел пошёл со мной, и он вёл меня назад к
2 месту откуда он взял меня. Слушай же сын мой Сиф, остальные тайны [и причастия], которые были показаны мне, когда я съел из дерева
3 познания, и знал и чувствовал то, что произойдёт в этом мире; [что Бог намерен] сделать
4 со Своими созданиями, родом человеческим. Бог явится в пламени огня и из уст Его величия Он даст заповеди, и уставы [Его уста изложат точно], и люди освятят Его и храм Его величия.
5 И Он покажет им изумительное место Его величия. И затем они будут строить дом Богу, их Богу на земле, которого себе придумают, и так они будут грешить, уставы и святилище Его будут сожжены, и земля их будет покинута и они
6 будут рассеяны; потому что они разожгли гнев Божий. И ещё раз Он заставит их возвратится из рассеяных; и снова они будут строить храм;
7 и новые храмы будут возвеличены больше чем старые. И ещё раз беззаконие превысит праведность. И после того Бог придёт к роду человеческому на землю [в видимой форме]; и праведность начнёт сиять. И закон будут соблюдать, и их враги не будут больше способны изводить людей, которые верят в Бога; и Бог призовёт к Себе верных людей, которым Он дарует житие вечное, а нечестивые будут наказаны
8 Богом, и те которые отказались любить Его закон. Небо и земля, ночи и дни, и все создания должны повиноваться Ему, и не должны переступать Его заповеди. Люди не должны изменять их [заповеди]
9 и не смогут изменить закон Божий. Поэтому Бог отразит от Себя, беззаконных, а праведный должен сиять подобно солнцу, в виде Бога. И
10 в то время, будут люди очищенными водой от их грехов. Но те, кто не желает быть очищенным водой, должен быть осуждён. И счастливый будет человек когда его душа придёт на осуждение великого Бога и будет замеченой среди добрых людей и их дел, на праведном суде Божьем».

XXX

1 После того, как Адаму исполнилось девятьсот тридцать лет, он почувствовал, что его дни подходят к концу, он сказал: «Пускай все мои сыновья прийдут ко мне, что бы я смог их благословить прежде, чем я умру, я поговорю с ними».
2 И были они собраны возле него, в храме, который они использовали,
3 чтобы поклоняться Богу. И спросили они его: «Что тебя беспокоит, Отец, зачем ты собрал нас, и почему ты лежиш
4 на своей кровати?» Тогда Адам ответил и сказал: «Сыновья мои, я болен и боли мучают меня». И все его сыновья сказали ему: «Что у тебя болит, отец, и какая у тебя болезнь?»

XXXI

1 Тогда сказал сие его сын Сиф: «O мой, отец, возможно, тебе нужен плод из рая, который ты съел и после этого жил в печали? Скажи мне, и я пойду к самым близким райским вратам и посыплю свою голову пылью, и упаду на землю перед райскими вратами и буду плакать и просить Бога; возможно, он выслушает меня и пошлёт своего ангела, чтобы принёс мне плод, который ты очень хотел».
2 Адам ответил и сказал: «Нет, мой сын, я не протяну долго, и я чувствую слабость и большую
3 боль в моём теле». Сиф ответил: «Что такое боль, отец? Я незнаю, не скрывай это от нас, и расскажи нам об этом».
И Адам ответил и сказал: «Слушайте меня, мои сыновья. Когда Бог создал нас, меня и вашу мать, и поселил нас в раю и дал нам каждое дерево, плодоносящее, чтобы есть, но запретил нам только плоды дерева познания добра и зла, которое росло посреди рая;
4 и сказал: «Не еште из него», и Бог дал часть рая мне и часть вашей матери: деревья восточной части и севера он дал мне, и вашей матери он дал часть юга и западной части.

XXXIII

1 И кроме того Бог дал нам двух ангелов,
2 чтобы охраняли нас. Когда пришёл час взошли ангелы, чтобы поклоняться образу Бога; и в этот час искуситель [дьявол] нашёл возможность, в то время как ангелы отсутствовали, дьявол увёл вашу мать, чтобы она съела из
3 запретного дерева. И она действительно съела и дала мне.

XXIV

1 И тут Бог разгневался на нас, и сказал мне: «Так вы нарушили мою заповедь и не послушали моих слов, которыми я запретил вам; смотрите, я придам ваше тело семидесяти ударам; и будете вы болеть, и боль будет терзать вас и каждую частицу вашего тела, начиная с головы, глаз и ушей, вниз на ваши пальцы, ноги, и на каждую
2 отдельную частицу вашего тела. И назначил такое наказание нам Бог. Всё это послал Бог мне и всему роду человеческому».

XXXV

1 Так сказал Адам его сыновьям, и был скорчен сильными болями, и он взмолился громким гласом: «Что же мне делать? Очень плохо мне. И боль жестокая меня пронимает». И когда Ева видела его плач, она также начала плакать, и сказала: «O мой Бог, передай мне его боль, поскольку это я согрешила».
2 И Ева сказала Адаму: «Мой господин, дай мне часть своей боли, поскольку терпишь ты это через мой грех».

XXXV

1 И Адам сказал Еве: «Подымись и иди с моим сыном Сифом в сторону рая, и посыпте главы свои пылью и упадите на землю лицом и плачте при виде
2 Бога. Возможно Он выслушает вас, и пошлёт Его ангела к дереву Своего милосердия, и откуда изойдёт елей жизни, и даст вам каплю этого елея, помазать меня, чтобы боль, которая меня мучает, покинула меня».
Тогда Сиф и его мать ушли к райским вратам. И в то время как они шли, к ним внезапно прибыл зверь
2 [змея] и напал на Сифа. И как только Ева увидела это, она заплакала и сказала: «Несчастная я женщина. Я проклята с тех пор как, не сдержала заповеди Божьей».
3 И Ева сказала змее громким голосом: «Проклятый зверь, как это ты не боишся выставлять себя против образа Бога, ведь это погибель для тебя?»

XXXVIII

1 Зверь ответил человеческим языком: «Не против ли тебя, Ева, моя злоба направлена? Разве не ты объект моей ярости?
2 Разве не ты, Ева, рассказала Богу, что это я подговорил тебя сьесть запретный плод? Но теперь если я проучу тебя, ты не сможеш рассказать об этом».

XXXIX

1 Тогда сказал Сиф зверю: «Бог проклял тебя. Умолкни, оглохни, закрой уста свои, прокляни врага Истины, страшного разрушителя. Прочь от образа Бога до дня, когда Бог будет судить тебя, и приведёт к ответу». И зверь сказал Сифу: «Место это я оставляю при виде образа Бога, поскольку так ты сказал». И тот час он оставил Сифа, раненного его зубами.

XL

1. Но Сиф и его мать шли дальше к раю за елеем милосердия, чтобы помазать больного Адама: и они достигли райских врат, и взяли пыль от земли и посыпали свои головы, и поклонились и пали лицом к земле и начали просить и
2 громко рыдать, молить Бога, чтобы пожалел Адама в его болях и послал Своего ангела, чтобы он дал им елей от «дерева Его милосердия».

XLI

1. Но когда они просили и умоляли в течение многих часов, узрел их ангел Михаил и явился
2 к ним и сказал: «Я послан Вам от Бога чтобы говорить с
3 родом человеческим – и я говорю, что ты, Сиф, человек Божий, не плачь, не проси и не упрашивай елея дерева милосердия, чтобы помазать твоего отца Адама чтобы избавить его от болей».

XLII

1. «Поскольку я говорю тебе, что никак не сможеш ты получить елей и не сможеш вернуть отцу ушедшие дни».
2 [Когда пять тысяч пятьсот лет пройдут, придёт на землю наиболее возлюбленный владыка, Христос, сын Божий, и с ним возродится тело Адама, возродиться
3 из мёртвого тела. Он воистину, Сын Божий, и когда Он родится, то будет крестится в реке Иордан, и когда Он выйдет из воды Иордана, тогда Он помажет от
4 елея милосердия всех, кто уверует в Него. И елей милосердия будет от поколения к поколению для тех, кто будет крестится
5 водой и Духом святым к вечной жизни. Тогда наиболее возлюбленный Сын Божий, Христос, который сойдёт на землю должен будет привести твоего отца Адама в Рай к дереву милосердия.]

XLIII

1. «Но говорю тебе, Сиф, иди к своему отцу Адаму, так как время его жизни прошло. Через шесть дней его душа должна уйти из тела и когда это произойдёт ты должен увидеть большие чудеса на небе и на земле, и
2 на небесных светилах. С этими словами Михаил тотчас отступил от Сифа.
3 И Ева и Сиф возложили ароматные травы, то есть нард и шафран, и аир, и корицу.

XLIV

1 И когда Сиф и его мать достигли Адама, они сказали ему, как зверь [змея]
2 напал на Сифа. И Адам сказал Еве: «Что же мы наделали? Большую чуму накликали на нас, согрешение и грех на все наши поколения, и о том что мы сделали будут говорить
3 дети наши после моей смерти, [все наши поколения, должны будут трудиться в поте чела своего
4 и проклянут нас (и) скажут, все беды на нас принесли нам наши прародители, которые были в
5 начале]», и когда Ева услышала эти слова, она начала плакать и рыдать.

XLV

1 И так, как архангел Михаил
2 сказал, по прошествии шести дней настал смертный час Адама. Когда Адам почувствовал, что час его смерти уже близок, он сказал всем своим сыновьям: «Смотрите, мне девятьсот тридцать лет, и если я умру,
3 похороните меня к восходу от моей обители». И после этого, когда он закончил всю свою беседу, он испустил дух. Тогда произошло затмение солца и луны

XLVI

1 и звёзд в течение семи дней, и Сиф был в трауре и стоял у изголовья отца своего, и Ева стояла с опущеными руками и покрытой головой, и все дети Адама плакали горько. И увидели они как явился
2 Михаил ангел и стал у головы Адама и сказал Сифу: «Подними тело своего
3 отца и иди за мной к престолу, что бы увидеть как Бог примет его, посколько Адам Его создание и Бог пожалел его».
И все ангелы вотрубили в трубы, и кричали:

XLVII

1 «Блаженный Бог, который пожалел своё создание».

XLVIII

1 Тогда Сиф увидел протянутую руку Божью, которая взяла Адама, и передала его
2 Михаилу, говоря: «Пускай он находится под твоей опекой до судного дня, до истечения лет, когда я обращу его горе в радость.
3 Тогда будет он сидеть на троне его, со всем своим наследием».
4 И Бог сказал ангелам Михаилу и Уриилу: «Принесите мне три льняных одежды, и накройте ими Адама и другой льняной одеждой Авеля, его сына и похороните Адама и Авеля его сына».
5 И все Силы и ангелы оттдали почести Адаму прежде, чем Адама мёртвого
6 освятили. И ангелы Михаил и Уриил захоронили Адама и Авеля в частях Рая, перед глазами Сифа и его матери
7 [и никого больше], и Михаил и Уриил сказали: «Так, как вы видели, также хороните мёртвых своих».

XLIX

1. Спустя шесть дней после смерти Адама; и Ева предчувствуя, что и она умрёт, собрала всех её сыновей
2. и дочерей, Сифа с тридцатью братьями и тридцатью сёстрами, и Ева сказала всем, «Слушайте меня, мои дети, и я скажу Вам, что архангел Михаил сказал нам, когда я и ваш отец согрешили перед Богом.
3. Из-за нашего греха, Бог принесёт на наш род гнев его осуждения, сначала водным путём, во второй раз огнём; этими двумя стихиями будет Бог судить целый человеческий род.

L

1. Но слушайте меня, дети мои. Сделайте себе скрижалии из камня, а другие из глины и напишите
2 на них историю всей моей жизни и вашего отца, что вы слышали от нас и видели. Если водой Бог осудит род человеческий, скрижалии из глины будут распущены, а скрижалии из камня останутся; но если огнём, то скрижалии из камня будут разбиты, а скрижалии из глины будут только обожжены».
3 Когда Ева сказала всё это её детям, она протянула руки свои к небу в молитве, и стала на колени, и в то время как она поклонилась Богу и воздала благодарность ему, и испустила дух. После того, все её дети захоронили её и громко оплакивали.

LI

1 Оплакивали они четыре дня, и Михаил архангел, явился и сказал
2 Сифу: «Человек Божий, не оплакивайте вашего мёртвого больше чем шесть дней, поскольку в седьмой день - знак воскресения; в седьмой день Бог отдыхал от всех Его дел».
3. И тогда Сиф сделал скрижалии.

 

Житие Адама и Евы [Славянская версия].

 

XXVIII

1 И мы сидели перед вратами рая, Адам плакал с опущенным к земле лицом. И семь дней, мы ничего
2 не ели, и были очень голодны, и Ева громко кричала: «Пожалей меня, O Боже, Мой Творец; из-за меня Адам пострадал так!»

XXXIX

1 И я сказала Адаму: «Встань, мой господин, давай пойдём искать пищу, пока мой дух не покинул меня и моё сердце не пало низко». Тогда Адам обратился ко мне: «Я думаю о
2 том, что б убить тебя, но я боюсь, так как Бог создал тебя по образу своему и ты раскаялась и возгласила это Богу; поэтому моё сердце не должно отбрасывать тебя».

XXX

1 И Адам встал, и мы бродили по всей земле и не нашли ничего что можно было бы есть, кроме крапивы и травы из полей. И мы возвратились снова к райским вратам и кричали громко и упрашивали: «Имейте сострадание к своим созданиям,
2 O Творец Бог, подай нам пищу».

XXXI

1 И в течение пятнадцати дней непрерывно мы упрашивали. Тогда были услышаны, архангелом Михаилом и Иоилем,
2 просьбы наши, и архангелу Иоилю приказал Бог, и он принял седьмую часть рая и передал это нам. Тогда
3 Бог сказал: «Тернии чертополоха будут вонзатся в руки твои; и в поте чела своего будеш есть хлеб, и жена твоя будет дрожать когда будет смотреть на тебя».

XXXII

1 Архангел Иоиль сказал Адаму: «Так говорит Бог; я не создавал твою жену, чтобы она приказывала тебе, но повиновалась тебе; почему же ты послушал жену свою?». Снова Иоиль, архангел для Адама отделил рогатый скот и все виды летающих и ползающих тварей и животных разделил на диких и ручных; и дал имена всем вещам. Тогда Адам
3 взял волов и начал пахать.

XXXIII

1 Тогда дьявол приблизился и стоял перед волами, и препятствовал Адаму вспахать поле и сказал Адаму: «Эта земля принадлежит – мне,
2 а Небо - Богу; но если ты будеш мой, тогда должен трудиться на земле; но если ты будеш молится Богу, уходи в рай». Адам сказал: «Всё сотворил Бог
3 и Небо принадлежит Богу, и все вещи на земле и Рай и вся Вселенная».

XXXIV

1 Дьявол сказал: «Я не допущу тебя к полю, пока не напишеш обязательство что ты мой». Адам ответил: «Всё что есть от Господа,
2 и земля ему принадлежит и я, и мои дети». Тогда дьявол был переполнен от радости. (Но Адам не знал, что Бог
3 сбросил на землю дьявола и теперь он под его ногой) Дьявол сказал: «Напиши мне своё
4 обязательство». И Адам написал: «Кто - Господь земли, тот меня создал (из земли) и я принадлежу ему и дети мои».

XXXV

1 Ева сказала Адаму: «Встань







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 453. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия