Пьер-Огюстен Карон де Бомарше
"Безумный день или Женитьба Фигаро"
Слова автора
Что такое лицимерность? Мы встречаем её каждый день. Мои герои яркий тому пример. Но я не хочу навязывать свои идеи. Увидя эту комедию Вы сами решите как вам поступать.
Сценка
Сцена представляет полупустую комнату; посредине большое кресло, так называемое кресло для больных. Фигаро аршином меряет пол. Сюзанна перед зеркалом прикладывает к волосам веточку флердоранжа, именуемую шапочкой невесты.
ЯВЛЕНИЕ I
Фигаро, Сюзанна.
ФИГАРО. Девятнадцать на двадцать шесть.
СЮЗАННА. Посмотри, Фигаро, вот моя шапочка. Так, по-твоему, лучше?
ФИГАРО (берет ее за руку). Несравненно, душенька. О, как радуется влюбленный взор жениха накануне свадьбы, когда он видит на голове у красавицы-невесты чудную эту веточку, знак девственной чистоты!..
СЮЗАННА (отстраняет его). Что ты там меряешь, мой мальчик?
ФИГАРО. Я, моя маленькая Сюзанна, смотрю, поместится ли тут великолепная кровать, которую нам дарит его сиятельство.
СЮЗАННА. В этой комнате?
ФИГАРО. Он предоставляет ее нам.
СЮЗАННА. А я на это не согласна.
ФИГАРО. Почему?
СЮЗАННА. Не согласна.
ФИГАРО. Нет, все-таки?
СЮЗАННА. Она мне не нравится.
ФИГАРО. Надо сказать причину.
СЮЗАННА. А если я не хочу говорить?
ФИГАРО. О, как эти женщины испытывают наше терпение!
СЮЗАННА. Доказывать, что у меня есть на то причины, значит допустить, что у меня может и не быть их вовсе. Послушный ты раб моих желаний или нет?
ФИГАРО. Это самая удобная комната во всем замке: ведь она находится как раз между покоями графа и графини, а ты еще недовольна. Как-нибудь ночью графиня почувствует себя дурно, позвонит из той комнаты: раз-два, и готово, ты стоишь перед ней. Понадобится ли что-нибудь графу - пусть только позвонит из своей комнаты: гопля, в три прыжка я уже у него.
СЮЗАННА. Прекрасно! Но как-нибудь он позвонит утром и ушлет тебя надолго по какому-нибудь важному делу: раз-два, и готово, он уже у моих дверей, а затем - гопля, в три прыжка...
ФИГАРО. Что вы хотите этим сказать?
СЮЗАННА. Прошу не перебивать меня.
ФИГАРО. Боже мой, да в чем же дело?
СЮЗАННА. А вот в чем, дружок: его сиятельству графу Альмавиве надоело волочиться за красотками по всей округе, и он намерен вернуться в замок, но только не к своей жене. Он имеет виды на твою жену, понимаешь? И рассчитывает, что для его целей эта комната может очень даже пригодиться. Вот об этом-то преданный Базиль, почтенный исполнитель его прихотей и мой уважаемый учитель пения, и твердит мне за каждым уроком.
Читці
Cюзанна повідомляє Фігаро, що граф Альмавіва бажає використати право сеньйора на першу шлюбну ніч. Головний герой в паніці, він не очікував цього від графа. І бажає помститися всім, хто причетний до цього.
Неочікувано з’являється Бартоло та Марселіна. Між ними напружені стосунки, адже Фігаро зіпсував весілля Бартоло, а Марселіна до нестями закохана в головного героя.
Бартоло та Марселіна вигадують хитрий план, як зруйнувати весілля Фігаро та Сюзанни. Раптово до кімнати заходить Сюзанна і чує про наміри Марселіни.
ЯВЛЕНИЕ VII
Сюзанна, Керубино.
КЕРУБИНО (вбегает). Ах, Сюзон, два часа я ищу случая поговорить с тобой наедине! Увы! ). Сюзанна, граф меня отсылает. Вчера вечером он застал меня у твоей двоюродной сестры Фаншетты: я ей помогал учить роль невинной девочки, которую она должна играть на сегодняшнем празднике. При виде меня он пришел в ярость. "Убирайтесь, - сказал он мне, - маленький..." Я не могу повторить в присутствии женщины то грубое слово, которое он мне сказал. "Убирайтесь, и чтоб завтра же вас не было в замке!" Если только графине, моей милой крестной матери, не удается его смягчить, то все кончено, Сюзон: я навеки лишен счастья видеть тебя.
СЮЗАННА. Видеть меня? Вы тайно вздыхаете уже не о графине?
КЕРУБИНО. Ах, Сюзон, как она благородна и прекрасна! Но как же она неприступна! Какая же ты счастливая! Можешь постоянно видеть ее, говорить с ней, утром одеваешь ее, вечером раздеваешь, булавочка за булавочкой... Ах, Сюзон, я бы отдал... Что это у тебя в руках?
СЮЗАННА (насмешливо). Увы! Это тот счастливый чепец и та удачливая лента, которые составляют ночной головной убор вашей чудной крестной...
КЕРУБИНО (живо). Ее лента! Душенька моя, отдай мне эту ленту!
СЮЗАННА (отстраняет его). Ну уж нет! "Душенька моя!" Какая фамильярность!
Керубино вырывает у нее ленту.
Ах, лента!
КЕРУБИНО (бегает вокруг кресла). Скажи, что ты ее куда-нибудь засунула, испортила, что ты ее потеряла. Скажи все, что придет в голову.
ГРАФ. Сюзон ты здесь?(Керубино прячеться за креслом).
Сюзанна, Граф, Керубино за креслом.
СЮЗАННА (заметив графа). Ах!.. (Подходит к креслу и загораживает собой Керубино.)
ГРАФ (приближается к ней). Ты взволнована, Сюзон! Разговариваешь сама с собой, сердечко твое, как видно, сильно бьется... Впрочем, это понятно, сегодня у тебя особенный день.
СЮЗАННА (в смущении). Что вам угодно, ваше сиятельство? Если б вас застали со мной...
ГРАФ. Я был бы в отчаянии, если б сюда кто-нибудь вошел, но ведь ты же знаешь, что я к тебе неравнодушен. Базиль имел с тобою разговор о моих чувствах. У меня остается буквально одна секунда, чтобы рассказать тебе о моих намерениях. Слушай. (Садится в кресло.)
СЮЗАННА (живо). Ничего не стану слушать.
ГРАФ (берет ее за руку). Только одно слово! Тебе известно, что король назначил меня посланником в Лондон. Я беру с собой Фигаро: я нашел для него прекрасную должность, а так как жена обязана следовать за своим мужем...
СЮЗАННА. Ах, если б мне позволено было говорить!
ГРАФ (привлекает ее к себе). Говори, говори, милая, с сегодняшнего же дня начинай проявлять ту власть, которую ты будешь иметь надо мною всю жизнь.
СЮЗАННА (испуганно). Не надо мне никакой власти, ваше сиятельство, не надо мне никакой власти. Оставьте меня, прошу вас!
ГРАФ. Сначала скажи.
СЮЗАННА (сердито). Я уж теперь не помню, что хотела сказать.
ГРАФ. Относительно обязанности жены.
СЮЗАННА. Aх, да! После того как вы, ваше сиятельство, похитили себе жену у доктора и женились на ней по любви, вы ради нее отменили это отвратительное право сеньора...
ГРАФ (весело). Которое так огорчало невест! Ах, Сюзетта, да это же чудное право! Если б ты в сумерках пришла в сад потолковать со мною о нем, то за это небольшое одолжение я бы так тебя отблагодарил...
БАЗИЛЬ (за сценой). Его сиятельство не у себя.
ГРАФ (встает). Чей это голос?
СЮЗАННА. Вот несчастье!
ГРАФ. Выйди навстречу, а то как бы сюда не вошли.
СЮЗАННА (в смущении). А вы останетесь здесь?
БАЗИЛЬ (кричит за сценой). Его сиятельство был у графини и ушел. Я сейчас посмотрю.
ГРАФ. А спрятаться некуда!.. Ага! За кресло!.. Неудобно... Ну, уж ты выпроводи его поскорей.
Сюзанна пытается загородить ему дорогу, граф осторожным движением отстраняет ее, она отступает и становится между ним и маленьким пажом, но граф только успевает нагнуться, чтобы спрятаться за кресло, как Керубино выбегает, в испуге забирается с ногами в кресло и свертывается клубком. Сюзанна покрывает Керубино платьем, которое она принесла, и становится перед креслом.
БАЗИЛЬ. Вы не видели его сиятельство, сударыня?
СЮЗАННА (резко). А почему я должна его видеть? Отстаньте.
БАЗИЛЬ (подходит ближе). Будь вы благоразумнее, мой вопрос не мог бы вас удивить. Графа ищет Фигаро.
СЮЗАННА. Значит, он ищет человека, который после вас является самым большим его недоброжелателем. ГРАФ (в сторону). Посмотрим кстати, как-то мне предан Базиль.
БАЗИЛЬ. Разве желать добра жене значит желать зла ее мужу?
СЮЗАННА. По вашим мерзким нравственным правилам, пособник разврата, выходит, что нет.
БАЗИЛЬ. Разве от вас требуют больше того, чем вы собираетесь одарить другого? Благодаря приятному обряду то, что вчера вам было запрещено, будет завтра вменено вам в обязанность.
СЮЗАННА. Низкий человек!
Сюзанна не витерпівши такого приниження виганяє його геть. Але той, не вгомонившись, звинувачує дівчину у прихильності до Керубіно. В цей момент граф підіймається з-за крісла та здіймає скандаз з цього приводу. Сюзанна пояснює, що паж прийшов просити її, щоб вона поговорила з графинею,а та в свою чергу вступилася за Керубіно.
В цей час графиня та Сюзанна у покоях її світлості розмовляють про Керубіно.
СЮЗАННА. То есть он прятался за креслом. Он приходил поговорить со мной, чтобы я вас умолила его простить.
ГРАФИНЯ. А почему же он не обратился прямо ко мне? Разве я могла бы отказать ему, Сюзон?
СЮЗАННА. Я ему то же самое пыталась внушить, но тут пошли вздохи о том, как ему тяжело уезжать и особенно расставаться с вами: "Ах, Сюзон, как она благородна и прекрасна! Но как же она неприступна!"
ГРАФИНЯ. Разве у меня в самом деле, Сюзон, такой неприступный вид? Ведь я всегда оказывала ему покровительство.
СЮЗАННА. Потом он увидал у меня в руках ленту от вашего чепчика, да как бросится на нее...
ГРАФИНЯ (улыбаясь). Мою ленту?.. Ребячество!
СЮЗАННА. Я было хотела отнять, но ведь это же сущий лев, сударыня: глаза горят... "Ее можно отнять у меня только вместе с жизнью", - сказал он, напрягая свой нежный и звонкий голосок.
Вельможа та її камеристка змушують юнака заспівати його власний роман.
СЮЗАННА (передразнивая его). Благонравный юноша с такими длинными лукавыми ресницами! А ну-ка, певчая птичка, спойте графине романс!
ГРАФИНЯ (раскрывает ноты). Кто же... кто же его сочинил?
СЮЗАННА. Смотрите, он себя выдал: покраснел, как маков цвет.(РОМАНС)
Мой конь летит на воле
(А сердце сжалось от боли),
Я еду в чистом поле,
Поводья опустив...
Після чого хочуть його переодягти в Сюзанну. Сюзанна одагає на нього чепчик та помічає, що стрічка, яку він украв, вимазана в кров. Графиня забирає свою стрічку і просить Сюзанну принести пластир. Залишившись наодинці Керубіно зізнається у своїй симпатії, але вельможа не сприймає це серйозно. І несподівано хтось постукав у двері.