УЭ-2. Философская мысль Древнего Востока
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: Влияние ведической традиции на религиозно-мифологический характер философии Др. Индии. Влияние культа предков(традиции) и Неба на рационально-практическую и этико-административную направленность философии Др. Китая. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПОНЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ: ахимса – принцип джайнизма, основанный на отсутствии противопоставления духовного и материального, и, соответственно, на представлении о всеобщей одушевленности природы, заключающийся в ненанесении вреда всему живому; Брахман-Абсолют – верховное божество-абстракция, безличное первоначало всего существующего, высшее духовное единство; брахманизм – одна из самых ранних религиозно-философских школ Др.Индии, возникшей благодаря монополизации брахманами-жрецами доступа к ведическим текстам, а также исключительного права совершения обряда жертвоприношения; учение представлено в форме брахманов-текстов комментариев к Ведам, главной идеей которых является ритуализация обряда жертвоприношения как путь освобождения человека от кармы; будда – тот, кто достиг наивысшего, полного, совершенного просветления, всезнания, реализовал полноту признаков совершенства; буддизм – неортодоксальная религиозно-философская школа Др. Индии (впоследствии ставшая одной из трех мировых религий), основателем которой считается индийский принц Сидхартха Гаутама Шакьямуни – Будда; краеугольным камнем буддизма являются 4 истины, в основе которых лежит вера в перевоплощение души: страдания правят миром; причиной страданий является сама жизнь; уйти от страданий можно лишь погрузившись в нирвану; существует путь, ведущий к нирване; вайшешика – одна из шести ортодоксальных философских школ Др. Индии, направлена на освобождение нас от нас самих через правильное познание реальности; сущность мироздания вайшешика выразила в системе семи категорий, подчинив при этом физический порядок в мире моральному; веданта – одна из шести ортодоксальных философских школ Др. Индии, утверждающая, что Веды существовали еще до сотворения мира, и возникли они из дыхания Брахмана; считает доступным постижение подлинной реальности, к которой относит исключительно Брахмана-Абсолюта, лишь соблюдающим определенный образ жизни: спокойствие духа, умеренность, отрешение, терпение сосредоточенность и веру. ведические тексты (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Адхарваведа; брахманы, араньяки, Упанишады) – сборники мифологии, священных песен и жертвенных формул, торжественных гимнов и магических заклинаний, использовавшихся при жертвоприношениях, а также комментариев к ним; дэ – индивидуальное проявление всеобщего, жизненная сила и цель единичного, добродетель; джайнизм – неортодоксальная философско-религиозная школа Др. Индии, (основоположником считается Махавира Джина), согласно учению которой, по закону кармы, а также посредством действия вечных духовных монад и атомов совершается вечный мировой процесс; душа, пока она пронизана тонкой материей, вынуждена странствовать, принимая вид все новых существований, но, если она освободиться посредством правильного познания и жесточайшего аскетизма от всего материального, она, спасенная, поднимется в высшую сферу, где будет пребывать в чистой духовности; Дао – в конфуцианстве – правильный путь в жизни, в даосизме – закон, скрытая основа мира, источник мирового движения и незыблемой судьбы всех вещей; даосизм – философско-религиозная школа Др. Китая, в основе которой лежит учение о дао или "пути вещей"; основоположником принято считать Лао-цзы; согласно даосизму, только соблюдение естественных законов (дао) жизни позволяет человеку "сохранить в целостности свою природу", лишь на этой основе представляется возможным постижение истины и овладение мудростью; жэнь – гуманность (скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие. любовь к людям); и – чувство долга (внутренняя убежденность в том, что следует поступать именно так, обусловленная знанием высших принципов, а не расчетом); йога – одна из шести ортодоксальных философских школ Др. Индии (примыкающая к санкхье), направлена на то, чтобы освободить нас от господства над нами нашего тела, растворить наш страдающий дух как проявление пуруши в самом безличном пуруше путем специальной деятельности (телесная и духовная бодрость, регулирование дыхания, отключение наших чувств от внешних предметов, дисциплина ума, равномерное течение мысли, сосредоточение и т.д.); карма – закон возмездия; сумма злых и добрых дел каждого человека, определяющая форму последующих перерождений; конфуцианство – философско-религиозная школа Др. Китая (основоположник - Кун-цзы или Конфуций), определяющей целю учения которой является воспитание человека в духе уважения существующих порядков; легизм (фа-цзя) – в Др. Китаешкола законников, противопоставившая конфуцианским ритуалу закон совести – страх, нравственному убеждению – принуждение и наказание; ли – ритуал, метод осуществления жэнь; миманса - одна из шести ортодоксальных философских школ Др. Индии, учение которой исходит из различных слоев вед, следствием чего стали явные расхождения в решении центральной для мимансы проблемы сущности ритуала, но при этом за ритуалом утверждается главная его цель: прекращение сансары через освобождение души от довлеющего над ней закона кармы; моизм – древнекитайская философская школа в основе учения которой лежит идея человеколюбия Неба; отказ от идеи предопределенности судьбы человека Небом; допускается критическое отношение к традиции; нирвана - (угасание, затем блаженство), в буддизме и джайнизме высшая цель человеческих стремлений: блаженное вечное состояние, характеризуемое абсолютным спокойствием души, которое наступает после смерти, когда все переселения, все страдания прекращаются абсолютно и навсегда; номинализм (мин-цзя) – философская школа в Др. Китае, главной проблемой которой являлось логическое соответствие имен (понятий) и реальности (вещей); решение данной проблемы нередко граничило с игрой слов, подменой понятий; ньяя – одна из шести ортодоксальных философских школ Др. Индии (примыкающая к вайшешике), утвердившая в качестве правильного пути избавления человека от страданий высшее познание; оно должно избавить человека от всяких привязанностей, в том числе и к собственному уму; ум ограничивает наше истинное «Я», истинное познание возвращает человека к полиному «Я», т.е. Атману и к богу; санкхья – одна из самых ранних ортодоксальных философских школ Др. Индии, определяющей установкой которой являлось познание мироздания путем перечисления основных объектов и средств познания (их санкхья насчитывает 25) как путь достижения мокши, т.е. освобождение души из плена сковывающей ее материальной оболочки; сансара – колесо перевоплощений, материальное пленение души, определяемое кармой человека; у-вэй – в даосизме принцип недеяния, следование естественности, созерцание мира; чарвака-локаята – древнеиндийская неортодоксальная философская школа, утвеждающая в качестве истинного постигаемое через непосредственноевосприятие, в качестве существующего - только этот мир, в качестве единственной реальности – материю, единственной целю человеческого существования считает наслаждения; Цзюнь-цзы – в конфуцианствевысокоморальный муж: внутри – святой, снаружи - государь, эталон для подражания, он должен обладать жэнь, и. ПЕРСОНАЛИИ: Гаутама Шакьямуни, Кун Фу-Цзы, Лао-Цзы, Махавира Джина. ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ: УРОВЕНЬ 1 - УСВОЕНИЕ: 1) Проанализируйте основные различия в социокультурной среде Древней Индии и Китая.
2) Обратите внимание на различную направленность философии Древней Индии и Китая.
2) Обратите внимание на принцип классификации философских школ Древней Индии.
3) Запомните основные сходства и различия в философских учениях Древней Индии.
5) Обратите внимание на сходства и различия в учениях философских школ Др. Китая.
УРОВЕНЬ 2 - ПРИМЕНЕНИЕ: Задание 1. Аргументируйте принадлежность заключенной в тексте установки той или иной философской школы Др. Востока: «…Если наставлять народ путем введения правления, основанного на законе, поддерживать порядок угрозами, то народ станет бояться наказаний и потеряет чувство стыда. Если наставлять народ введением правления, основанного на использовании правил, то в народе появится стыд и он станет послушным» Задание 2. Поясните, почему из всех древнеиндийских учений данная позиция в большей степени выражает сущность джайнизма: «…Если бы кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы себя одного, то именно этот другой – величайший победитель в битве» Задание 3. Поясните, почему установка, заключенная в тексте, не имеет ничего общего с древнеиндийской философской традицией: «…Трудно управлять народом, когда у него много знаний. Поэтому управление страной при помощи знаний приносит стране несчастье, а без их помощи приводит страну к счастью. Кто знает эти две вещи, тот становится примером для других» Задание 4. Определите основные принципы философской установки, заключенной в данном фрагменте: «…Не привязывайся к приятному и никогда – к неприятному. Не видеть приятное и видеть неприятное – зло. Не делай приятного, ибо расставание с приятным – болезненно. Нет уз для тех, у которых нет приятного или неприятного. Сотвори себе остров, борись энергично, будь мудрым! Очищенный от скверны, безупречный, ты не придешь больше к рождению и старости» САМОКОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ: 1. Установите соответствие между чертами философии Древней Индии и Древнего Китая: 1) Древняя Индия а) жизнеотрицающий характер; 2) Древний Китай б) этико-административная направленность; в) насыщенность метафизическими спекуляциями; г) интроспективность; д) строгий рационализм и государственная польза; е) акцент на религиозно-детерминированное индивидуальное поведение. 2. Выделите идейные источники философских школ Древней Индии: а) Брахман-Абсолют; б) кшатрии; в) араньяки; г) Веды; д) Упанишады. 3. Выделите школы Древнего Китая, не характеризующиеся рационально- практической направленностью: а) конфуцианство; б) даосизм; в) легизм; г) номинализм. 4. Выделите неортодоксальные школы Древней Индии: а) санкхья; б) ньяя; в) джайнизм; г) чарвака-лакоята; д) вайшешика; е) веданта; ж) буддизм. 5. Установите соответствие между значениями ряда категорий философии Др. Китая: 1) жэнь а) чувство долга; 4) ли б) ритуал, метод осуществления жэнь; 5) цзюнь-цзы в) степень проявления Дао в человеке; добродетель; 6) и г) сыновья почитательность; 7) де д) гуманность; 8) сяо е) высокоморальный муж; идеал. 6. Выделите факторы, обусловившие рационально-практический характер философии Древнего Китая: а) деление общества на варны; б) культ предков; в) ведическая литература; г) претензия правителей на родство с Небом; д) приоритет знания и добродетели; е) Пятикнижие. 7. Установите соответствие между значениями ряда древнеиндийских религиозно-философских понятий: 1) дхарма а) ценностная сердцевина мира; источник всего благого; 2) Брахман-Абсолют б) колесо перевоплощений; 3) карма в) мировая душа, растворяющая в себе индивидуальные души; 4) Атман г) освобождение души от плена сковывающей материальной оболочки; 5) сансара д) закон возмездия, определяющий цепь перерождений; 6) пуруша е) частицы мироздания, закон; 7) пракрити ж) материальное первоначало; 8) мокша з) духовное первоначало, абсолютная душа. 8. Определите философскую позицию, к которой относится принцип «у-вэй»: а) джайнизм, б) конфуцианство, в) буддизм, г) даосизм. 9. Определите религиозно-философские школы, основоположниками которых были следующие мыслители: а) Махавира Джина, б) Лао-цзы, в) Гаутама Шакьямуни, г) Кун-цзы, д) Лунь- Юй. 10. Укажите «благородные истины» буддизма: а) необходимо следовать принципу недеяния; б) существует путь освобождения от страдания; в) умножающий знания, умножает печаль; г) страдания правят миром; д) знания являются источником всех человеческих бед; е) причиной страданий является сама жизнь; ж) уйти от страданий можно лишь погрузившись в нирвану. ОТВЕТЫ: 1) 1-а,в,г,е; 2-б,д; 2) в,г,д; 3) б,г; 4) в,г,ж; 5) 1-д, 2-б, 3-е, 4-а, 5-в, 6-г; 6) б,е; 7) 1-е, 2-а, 3-д, 4-в, 5-б, 6-з, 7-ж, 8-г; 8) г; 9) а – джайнизм, б – даосизм, в – буддизм, г - конфуцианство; 10) б,г,е,ж.
|