УЭ-4. Статус и основные проблемы философии эпохи Средневековья
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: Становление средневековой философской парадигмы. Проблема универсалий. Проблема двойственности истины. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПОНЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ: концептуализм – философское учение (принцип), которое, не приписывая общим понятиям самостоятельного существования, вместе с тем утверждает, что они воспроизводят объединяемые в человеческом уме сходные признаки единичных вещей (в единичных предметах существует нечто общее, на основе чего возникает концепт, выраженный словом); креационизм – принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении; номинализм – философское учение (принцип), отрицающее, что универсалии (общие понятия) существуют не в действительности, а только в мышлении; патристика – период в европейской средневековой философии (2-8 вв.), возникший в условиях глубокого кризиса поздней античности и характеризующийся как период формирования христианской философской парадигмы; провиденциализм – система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение; реализм – философское учение (принцип), признающее самостоятельное, т.е. независимое от вещей, вечное существование универсалий (общих понятий); схоластика – второй период в европейской средневековой философии; тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматических установок и рационалистической стратегией их обоснования; теодицея – идея оправдания бога перед лицом мирового зла (Бог не является источником зла); теоцентризм – принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении; томизм – учение Фомы Аквинского, а также направление в схоластической философии и теологии католицизма, возникшее под влиянием учения Фомы Аквинского; в ХХ веке формируется философия неотомизма; универсалии – общие понятия (категории), выражающие сущность вещей; фидеизм – принцип, утверждающий приоритет веры над разумом (вера выше разума); ПЕРСОНАЛИИ: Августин Аврелий, Фома Аквинский. УРОВЕНЬ 1 - УСВОЕНИЕ: ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ: 1. Определите социокультурную обусловленность средневековой философии. 1.1. Примите к сведению исторические события, свидетельствующие о кризисе и, в конечном итоге, крахе Античности: 330 год - перенос столицы из Рима в Константинополь; 395 год – раздел Римской империи на Восточную и Западную; 410 год – разграбление Рима варварами; 476 год – свержение и гибель последнего римского императора (именно 476 год историки считают началом эпохи). 1.2. Имейте в виду, что определяющим фактором возникновения и развития философии эпохи Средневековья является христианство. Первоначально христианство – еретическое движение в иудаизме. Его основой стала легенда (свидетельство о существовании которой датируется еще 3 веком до н.э.) в пришествие спасителя народа Иудеи. В 1-2 веках н.э. христианство проникает на территорию Римской империи и по мере погружения последней в состояние глубокого социально-политического кризиса постепенно получает здесь широкое распространение. Христианизация Римской империи была исторической необходимостью. Империи нужна была универсальная, т.е. уравнивающая всех (и в греховной природе, и в праве на спасение), монотеистическая религия, которая могла бы сплотить все ее столь различные народы. Период формирование христианской догматики совпадает с началом формирования средневековой философии. 1.3. Обратите внимание на идейные источники средневековой философии. Философия средневековья имела два основных источника своего формирования. Первый из них – Священное Писание (Ветхий и Новый Завет). Благодаря полисемантизму текстов Священного Писания открывается возможность философского творчества в рамках единого канона и единой традиции. Второй источник – античная философия. Распространение христианства и становление христианской философии, приходятся на тот период, когда с разложением Римской империи в еще античной философии процветает религиозно-мистическая направленность, например, в лице неопифагореизма с его числовой мистикой, или неоплатонизма с его идеей Единого, из которого постепенно эманируют (как постепенное нисхождение от света к тьме, от совершенства к несовершенству) разум, душа, природа. Заметное влияние на формирование христианской философии оказали не только идеи неоплатонизма, но и стоицизма с егоустановкой на достижение человеком свободы духа посредством осознания божественной необходимости. «Лучше всего претерпеть то, чего ты не можешь исправить, и, не ропща, сопутствовать богу, по чьей воле все происходит». 1.4. Запомните следующую периодизацию средневековой философии.
2. Обратите внимание на то, как были представлены парадигмы средневековой философии во взглядах Августина Аврелия, наиболее яркого представителя периода патристики. По Августину Бог есть высшее бытие, где пребывают все вечные и неизменные идеи, определяющие мировой порядок. Бог источник естественного порядка, представляющего собой натурализацию идей – мыслей Бога, образующих нисходящую лестницу форм бытия. Творение мира из ничего — акт доброй воли Бога. Человек в этом совершенном мире занимает особое место, соединяя в себе материальную природу, разумную душу и свободную волю. Он создан по образу и подобию Бога, наделен искрой божественного разума, а также свободой воли. Однако свобода воли человека является причиной зла в мире. В своем грехопадении человек утратил свой высокий в тварном мире статус. Человек, даже стремясь к добру, невольно твори зло. Теперь он не властен над собой и полностью зависит от божественного предопределения. Человек не волен даже в выборе веры, которая несет ему спасение. Человек «спасается» не потому, что верит в догматы, а потому что он заранее спасен Богом, избран им к спасению, при этом выбор Бога ни чем не определен. Бог наделяет душу человека как самыми вечными истинами, так и неким естественным светом озаряет душу человека. Но состояние озарения можно достичь только путем упражнения в религии. Акт воли должен предшествовать акту познания. Человек сначала должен уверовать в Бога и возлюбить его, а затем пытаться его познавать. 3. Запомните основные философские проблемы средневековой схоластики. 3.1. Обратите внимание на то, в чем заключается сущность проблемы универсалий и в каких направлениях она решалась философами эпохи Средневековья. Проблема универсалий – проблема природы общих имен или понятий, выражающих сущность вещей. Обладают ли понятия самостоятельным, бытием или же они всего лишь имена для обозначения единичных вещей? Другими словами, это проблема общего и единичного, сущности и существования. В зависимости от решения этой проблемы все философы - схоласты разделились на реалистов, номиналистов и концептуалистов. Сторонники реализма видели в общих понятиях особые, самостоятельные сущности, обладающие максимальной реальностью и бытием. Номиналисты полагали, что понятия сами по себе не имеют онтологического статуса (не обладают самостоятельным существованием) и являются всего лишь именами для обозначения единичных вещей. Умеренных номиналистов, которые признавали существование общего в уме познающего субъекта, хотя и отрицали субстанциональность понятия, называли концептуалистами. Нередко номиналистические установки вызывали раздражение у церкви, поскольку создавали почву для еретических интерпретаций. Например, признание первичности вещей (существования) могло привести к идее существования вовсе не единого бога, поскольку есть три его имени (Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух). В целом же, только Бог должен мыслиться как исключительная единичность, в которой сущность и существование совпадают. 3.2. Определите сущность и характер решения проблемы двойственности истины. 3.2.1. Теория двойственной истины, сформировавшаяся в средневековой традиции благодаря развитию теологического рационализма, гласила о том, что истины откровения и истины разума не противоречат друг другу, а являются двумя самостоятельными и равноправными формами постижения сущности мира. Соответственно утверждалась идея, согласно которой, философия не должна была ни подчиняться теологии, ни вообще заниматься познанием Бога, так как она есть рациональное знание о мире, а Бог – иррационален, он постигается верой. Теология же не должна препятствовать философии исследовать свой объект. В конечном итоге эта установка послужила теоретической основой для разрыва философии с теологией, что и знаменовало собой завершение средневековой философии. Однако в рамках самой средневековой философии предпринимались множественные попытки иного решения проблемы двойственности истины. 3.2.2. Фома Аквинский противопоставляет теории двойственной истины учение о гармонии веры и разума. И вера, и разум познают один и тот же предмет — бога и созданный им мир. Оба метода познания — вера и разум — не исключают, а дополняют друг друга. Оба источника познания созданы Богом и потому имеют одинаковое право на существование. Однако сходство между этими источниками наших знаний не означает их равенства, равноправия. Между ними есть существенные различия. Вера принимает, прежде всего, истину о существовании Бога-творца, основываясь на чувстве, желании, воле. Разум же постоянно сомневается в добытых им истинах, ищет доказательств даже такой истины, как бытие Бога. Поэтому вера выше разума; это «божественный, сверхъестественный свет», непосредственно, исходящий от Бога. Этим светом наполнена Библия, истины богословия. Разум же — это человеческий инструмент, данная человеку непосредственная способность. Это «естественный свет», воплощенный в истинах философии, призванной быть лишь «служанкой богословия». 3.2.3. В таком контексте, наряду с рациональным обоснованием библейских истин, Фома Аквинский разработал пять рациональных доказательств существования бытия Бога. Первое доказательство от движения. Мир есть движение, считал Фома, причем каждая движущаяся вещь имеет свой источник движения. Но эта цепь не может быть бесконечной. Следовательно, должен быть некий, первоисточник, сообщивший начало, давший первотолчок всему движению. Таким первоисточником, первотолчком движения мог стать только Бог. Второе доказательство от причины. Мир есть совокупность взаимодействующих причин и следствий. Но в таком случае должна быть исходная, начальная причина всего сущего, первопричина. Такой причиной может быть только Бог. Третье доказательство от случайного и необходимого. В мире много случайного, но есть также и необходимость, закономерность. Определенным законам подчиняется движение планет, земных вещей, жизнь людей. Законов множество. Но кто же дал миру первый основной закон? Творцом такого закона мог быть только Бог. Четвертое доказательство от степени совершенства мира. Мир представляет собой своеобразную многоступенчатую пирамиду, каждая из последующих ступеней которой более совершенна, чем предыдущая. Но в этой пирамиде должно быть высшее, абсолютное совершенство. Это и есть Бог. Пятое доказательство от целесообразности. Окружающий нас огромный, разнообразный мир един, целесообразен, исполнен глубинного смысла, одухотворен. Каков же источник этой цели и смысла? Таким источником целесообразности мира может быть только Бог. УРОВЕНЬ 1 - УСВОЕНИЕ: УРОВЕНЬ 2 - ПРИМЕНЕНИЕ: Задание 1. Аргументировано определите позицию автора текста: «…Всякое сущее, как единичное, так и божественный абсолют, состоит из сущности и существования. Сущность всякой вещи есть то, что выражено в определении, которое содержит родовое, а не индивидуальное. У Бога сущность тождественна с существованием. Напротив, сущность всех сотворенных вещей не согласуется с существованием, ибо она не вытекает из их единичной сути… Бог является простым бытием, сущим; сотворенная вещь, существо являются бытием сложным». Задание 2. Прокомментируйте фрагмент с опорой на знание парадигм и основных проблемфилософии Средневековья:«…Между наукой и верой нет противоречия. Теологическая истина стоит выше разума, но она не противоречит разуму. Истина может быть лишь одна, ибо происходит от Бога… Философия должна служить вере, теологии тем, что религиозные истины представляет и толкует в категориях разума, и тем, что опровергает как ложные аргументы против веры. Философия сама не может доказать сверхъестественную истину, но может ослабить выставленные против нее аргументы». Задание 3. Как была обозначена в философии идея, выраженная во фрагменте? Какие аргументы использовались для ее обоснования? «…В мире не только многообразие, но и разнообразие, неравенство, ибо есть прекрасное и безобразное, добро и зло, совершенство и несовершенство, которые не объяснишь всеблагостью Бога». Задание 4. Определите, кто и что пытается доказать в этом фрагменте. Восстановите недостающие части доказательства: «Мы обнаруживаем среди вещей такие, для которых возможно и быть, и не быть, ибо обнаруживается, что они возникают и гибнут. Но для всех вещей такого рода невозможно вечное бытие; коль скоро нечто может перейти в небытие, оно когда-нибудь перейдет в него. Если же все может не быть, то когда-нибудь в мире ничего не будет. Однако не все сущее случайно, в мире должно быть нечто необходимое. Но все необходимое либо имеет некоторую внешнюю причину своей необходимости, либо не имеет. Между тем невозможно, чтобы ряд необходимых сущностей, обусловливающих необходимость друг друга, уходил в бесконечность. Поэтому необходимо положить некую необходимую сущность, необходимую самое по себе, не имеющую внешней причины своей необходимости, но самое составляющую причину необходимости всех иных». САМОКОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ: 1. Соотнесите основные парадигмы средневековой философии с суждениями, выражающими их сущность:. 1) теоцентризм а) вера выше разума; 2) креационизм б) все в мире предопределено волей Бога; 3) фидеизм в) Бог не может быть источником зла; 4) провиденциализм г) все есть творение Бога; 5) теодицея д) Бог есть центр мира. 2. Определите ключевые исторические события, положившие начало философии эпохи Средневековья. а) раздел Римской империи; б) появление апологетических писем в защиту новой религии христианства; в) перенос в Константинополь столицы Римской империи; г) закрытие языческих философских школ императором Юстинианом; д) гибель последнего Римского императора. 3. Определите основные периоды средневековой философии: а) апологетика, б) схоластика, в) реализм, г) патристика. 4. Соотнесите философские направления с суждениями, выражающими их позицию: 1) номинализм а) общее – это идеи, существующие до и вне единичных вещей; 2) концептуализм б) общее не обладает никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей; 3) реализм в) общее – лишь имена единичных вещей, а значит является всего лишь иллюзией. 5. Определите, какие положения наиболее полно выражают сущность решения проблемы двойственности истины Фомой Аквинским: а) В теологии имеется ряд положений, которые для укрепления веры нуждаются в философском обосновании. б) Все без исключения науки, дабы они не впали в греховное любопытство, должны согласовывать с теологией свои выводы. в) Теология определенно выше философии, а потому последняя является совершенно бесполезной. 6. Установите соответствие между философами Средневековья и направлениями (или персоналиями) античности, под влиянием идей которых находились их учения: 1) Августин Аврелий а) Аристотель 2) Фома Аквинский б) Платон в) неоплатонизм г) иудаизм 7. Определите название школы последователей учения Фомы Аквинского: а) католицизм, б) томизм, в) реализм, г) теология. 8. К какой проблеме средневековой философии относится проблема сущности и существования? а) проблема двойственности истины, б) проблема оправдания Бога, в) проблема универсалий. 9. Определите позицию Фомы Аквинского в решении проблемы универсалий: а) крайний номинализм, б) реализм, в) умеренный реализм, г) концептуализм. 10. Определите, что, согласно средневековой традиции, является источником зла: а) Бог, б) человек, в) свободная воля человека, г) материя. ОТВЕТЫ: 1) 1-д, 2-г, 3-а, 4-б, 5-в; 2) б,г; 3) б,г; 4) 1-в, 2-б, 3-а; 5) б; 6) 1-б,в; 2-а; 7) б; 8) в; 9) в; 10) в.
|