Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Дэниел Гоулллан. суждения по самой своей природе требует от преподавателей и учащихся сосредоточить внимание на эмоциональной структу­ре жизни ребенка; этот аспект решительно






суждения по самой своей природе требует от преподавателей и учащихся сосредоточить внимание на эмоциональной структу­ре жизни ребенка; этот аспект решительно игнорируется почти во всех классных комнатах Америки. В данном случае стратегия включает использование напряженных состояний и эмоциональ­ных травм, получаемых детьми в жизни, в качестве злободнев­ной темы. Учителя высказываются по реальным вопросам — бьют по больным местам: кто-то оказывается лишним, кто-то завидует, есть противоречия, которые могут перерасти в битву на школьном дворе. Как сформулировала это Карен Стоун Мак-каун, разработчик учебного курса «Науки о себе» и основатель­ница «Новой школы», «приобретение знаний происходит не в отрыве от чувств детей. Быть эмоционально грамотным для ус­воения знаний так же важно, как обучение математике и чтению».

«Наука о себе» — это новаторское явление, предвестник идеи, распространяющейся в школах по всей территории США. Названия этих курсов говорят о том, что они охватывают ши­рокий круг проблем — от социального развития до умения жить и социального и эмоционального научения. Некоторые, ссы­лаясь на представление Говарда Гарднера о множественных умственных способностях, пользуются термином «личные ум­ственные способности». Их связывает общая цель — повыше­ние уровня социальных и эмоциональных компетенций у де­тей как часть их обычного образования — не то, что коррек­тивно преподается неуверенным детям, которых определяют как «беспокойных», а комплекс навыков, умений и понимания, необходимый каждому ребенку.

Курсы эмоциональной грамотности уходят корнями в дви­жение за аффективное образование, возникшее 1960-х годах. В то время считалось, что уроки, учитывающие психологию и мотивацию, глубже усваиваются, если включают непосред­ственное переживание того, что преподается умозрительно. Однако движение за эмоциональную грамотность вывернуло термин «аффективное образование» наизнанку: вместо того чтобы использовать аффект в образовательных целях, оно обу­чает самому аффекту.

Более близким «предком» многих из этих курсов и стимула к их распространению являются постоянные серии программ


Эмоциональный интеллект



предупредительных мер, реализуемые на базе школы, каждая из которых нацелена на конкретную проблему: курение среди подростков, злоупотребление наркотиками, беременность, уход или исключение из школы и совсем недавно прибавившееся к ним насилие. Как мы поняли из последней главы, проведен­ное ассоциацией У.Т. Гранта исследование профилактических программ показало, что они бывают гораздо более эффектив­ными, когда преподают суть эмоциональных и социальных ком­петенций, а именно контроль побуждений, сдерживание гнева и нахождение творческих решений в затруднительных в соци­альном отношении ситуациях. На основе этого принципа воз­никло новое поколение вмешательств.

Из Главы 15 ясно, что вмешательства, по замыслу нацелен­ные на конкретные дефициты эмоциональных и социальных навыков, которые укрепляют такие проблемы, как агрессив­ность или депрессия, могут оказаться чрезвычайно эффектив­ными в качестве амортизатора для детей. Но все эти тщательно спланированные вмешательства в основном проводились пси­хологами-исследователями в порядке эксперимента. Следую­щим шагом должно стать усвоение уроков, преподаваемых эти­ми в высшей степени сфокусированными программами, и их распространение на весь школьный контингент в качестве пре­дупредительной меры, принимаемой обычными учителями.

Такой более сложный, но и более эффективный метод про­филактики включает предоставление информации по таким вопросам, как СПИД, наркотики и т.п., в те периоды, когда молодые люди впервые сталкиваются с ними в реальной жиз­ни. Во главу угла данного метода поставлена основная способ­ность, без которой невозможно справиться с любой из этих дилемм, а именно эмоциональный интеллект.

Новый подход к внедрению эмоциональной грамотности в школах превращает сами эмоции и общественную жизнь в темы для обсуждения, а не трактует эти наиболее сложные пробле­мы детского возраста как неуместные посягательства, а когда они приводят к взрывам эмоций, не причисляет их к разряду причин для периодических дисциплинарных визитов к воспи­тателю или в кабинет директора.



Дэниел Гоулман


На первый взгляд занятия могут показаться вполне зауряд­ными, никак не способствующими решению тех острых про­блем, ради которых они собственно и были задуманы. Объяс­няется это тем, что знания — как при хорошем воспитании дома — выдаются хоть и малыми порциями, но приносят ог­ромную пользу и, кроме того, поставляются регулярно и долго. Таков механизм прочного укоренения сведений об эмоциях: после многократного повторения каких-либо переживаний мозг начинает воспроизводить их как усиленные проводящие пути, как невральные навыки, которые срабатывают в случае принуждения, фрустрации, обиды. И хотя из-за своего триви­ального содержания занятия по курсу эмоциональной грамот­ности, возможно, выглядят пустой затеей, но результат — вос­питание благопристойных людей — приобретает решающее значение для всей нашей будущей жизни.

Урок сотрудничества

Давайте сравним урок «Науки о себе» с воспоминаниями из своих школьных лет.

В шестом классе сегодня проводится игра-головоломка «Мозаика взаимодействия», и ученикам дано задание сообща сложить мелкие кусочки картона, чтобы получилась картинка. Игра вроде бы обычная, но есть в ней одна хитрость: их совме­стная работа должна проходить в полной тишине и без жести­куляций.

Учительница Джо-Эн Варго разбила класс на три группы и посадила каждую за отдельный стол. Трем наблюдателям, зна­комым с этой игрой, выдали по бланку, где им надо было запи­сать, кто из группы выступил в роли главного организатора, кто валял дурака, а кто нарушал правила.

Учащиеся сваливают кусочки головоломки на стол и при­ступают к работе. Уже буквально через минуту становится ясно, что одна группа как команда действует на удивление эффек­тивно; они укладываются с выполнением задания всего в не­сколько минут. Члены второй группы из четырех человек при­кладывают усилия параллельно, работая поодиночке, каждый


Эмоциональный интеллект



над своей собственной головоломкой, но заходят в тупик.-Тог-да они мало-помалу начинают работать сообща, чтобы собрать первый квадрат, и продолжают действовать как одно целое, пока не справляются со всеми задачами головоломки.

А третья груп па продолжает стараться изо всех сил, почти что завершив сборку всего одной картинки, но даже она больше на­поминает трапецоид, чем квадрат. Шину, Фейрли и Рахману еще только предстоит добиться спокойной слаженности действий, которую уже обрели две другие группы. Они были явно расстро­ены, в бешеном темпе просматривая кусочки, рассыпанные на столе, используя вроде бы подходящие варианты и кладя их ря­дом с почти законченными квадратами только затем, чтобы ис­пытать разочарование, видя отсутствие совпадения.

Напряженность чуть спадает, когда Рахман берет два кусоч­ка картона и приставляет их к глазам как маску; его товарищи хихикают. Это оказывается центральным моментом урока это­го дня.

Джо-Эн Варго старается поддержать их: «Те из вас, кто уже закончил, могут подать один конкретный совет тем, кто про­должает работать».

Даган ленивой походкой приближается к группе, все еще бьющейся над заданием, указывает на два кусочка, вылезаю­щих за пределы квадрата, и говорит: «Вам стоит передвинуть эти два кусочка». Рахман, сморщив от сосредоточенности ши­рокое лицо, вдруг представляет, какой должна быть картинка, и части рисунка быстро укладываются на место в первой голо­воломке, а затем и в остальных. И когда последний кусочек за­нимает свое место в последней картинке-загадке третьей груп­пы, раздаются искренние аплодисменты.

Спорный вопрос

Но пока класс продолжает размышлять над наглядными уроками совместной деятельности, которые они получили, воз­никает другой, более напряженный обмен мнениями. Рахман, высокий, с копной густых черных волос, подстриженных длин­новатым ежиком, и Такер, наблюдатель за группой, сцепились









Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 391. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия