Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ДАНИИЛ, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ





(1522-1539 гг.)

Биографические сведения о митрополите Данииле довольно скудны. Он был учеником преподобного Иосифа Волоцкого и еще при жизни последнего был избран в игумены за трудолюбие, пост, молитву и начитанность в Священном Писании. Известность его вскоре перешагнула монастырскую ограду, и в 1522 г. он был определен великим князем Василием Иоанновичем на митрополичью кафедру. Пребывание его у кормила высшей церковной власти многими авторами характеризуется нелестно: он приобрел великую силу, угождая во всем великому князю, в том числе и в том, где это вряд ли было допустимо (санкционировал развод князя с первой супругой); жестоко преследовал преподобного Максима Грека, необоснованно обвинив его в ереси и сослав в заточение (1525 г.). Не безупречно вел себя в борьбе двух боярских партий после смерти правительницы Елены Глинской (в 1538 г.). В результате он был вынужден отказаться от митрополии и поселился в Волоколамском монастыре, где и скончался.

Однако было бы неверно представлять себе митрополита Даниила только лицеприятным и злобным человеком. В истории Русской Церкви митрополит Даниил оставил о себе память и как о строгом ревнителе православной веры и церковных уставов, обличителе вольнодумства и ересей, а также недостатков общества и духовенства. В историю же древнерусской литературы митрополит Даниил вошел в качестве одного из видных писателей ХVI в., как по количеству произведений и образованности, так и по значимости общественных вопросов, затронутых в них. Сам преподобный Максим Грек указывает на митрополита как на «изящного разума» богослова, искусного в толковании Священного Писания и святоотеческих книг. Им составлен крупнейший памятник историографии ХVI в. – Никоновский летописный свод, обширный «Сборник» из 16 «Слов» и множества посланий к отдельным лицам.

Остановимся подробнее на указанном сборнике. Входящие в него «Слова» посвящены вопросам догматическим, обрядовым и нравственно-бытовым. «Сборник» составлен по образцу «Просветителя» преподобного Иосифа Волоцкого и из тех же побуждений – дать руководство против заблуждений и недостатков современного общества, дать необходимое оружие в борьбе с еретиками. Проповеди митрополита Даниила носят, таким образом, практический характер, преследуя цель нравственного назидания и исправления. Называя свои «Слова» «наказаниями», митрополит Даниил подчеркивает их дидактическое назначение. Он адресует их непосредственно обличаемым. Митрополит Даниил с горечью укоряет преступающих нормы христианской морали, требует неукоснительного исполнения Евангельского закона. Его возмущает возникшее в обществе равнодушие к Священному Писанию и церковной службе. Вот с каким праведным гневом он изображает поведение в церкви человека, равнодушного к богослужению: «И егда срама ради внидеши в божественную церковь, и не веси, почто пришел еси, позевая, и протязаяся и ногу на ногу поставляеши, и бедру выставляеши и потрясаеши, и кривляешися, яко похабный». В нравственно-дидактических целях митрополит Даниил создает в своих «Словах» собирательный образ пьяницы, развратника, чревоугодника, щеголя, лживого «пророка» и «учителя». Вот, например, яркий образ развратника и модника из 12-го «Слова»: «Велий подвиг твориши, угодная блудницам: ризы изменяеши, хождение уставляеши, сапогы велми червлены и малы зело, якоже и ногам твоим велику нужу терпети от тесноты сгнетения их, сице блистаеши, сице скачеши, сице рыгаеши и рзаеши, уподобляяся жеребцу... Власы же твои не точию бритвою и с плотию отъемлеши, но и щипцем ис корене исторзати и щипати не стыдишися, женам позавидев, мужеское свое лице на женское претворяеши».

В отличие от своего оппонента – преподобного Максима Грека, митрополит Даниил не придерживается правил риторики, для него характерно свободное обращение с языком, так что он смело вводит в свои «слова» просторечную лексику. По внешней форме его проповеди однотипны. Они состоят из трех частей: первая содержит в себе не только вступление, но и краткое содержание слова, представляя собой законченное целое; иногда оно даже оканчивается словом «аминь»; во второй части тема проповеди обстоятельно, очень подробно раскрывается цитатами из Священного Писания и святых отцов. Эти цитаты следуют подряд одна за другой без всяких объяснений со стороны проповедника; третья часть, именующаяся обычно «Наказание», заключает в себе нравственные уроки, обличения, убеждения и составляет то, что мы называем нравственным приложением. При произнесении в храме такой проповеди, обычно возглашались только первая и третья части, а вторая предназначалась для сосредоточенного домашнего прочтения. Таким образом, первая и третья части вполне самостоятельны по языку и мысли проповедника, вторая же не столько даже отражает влияние, сколько является прямым заимствованием из святоотеческой и византийской литературы. В плане отечественной традиции можно обнаружить некую преемственность от «Слова о законе и благодати» митрополита Иллариона.

Историки Русской Церкви в особую заслугу митрополиту Даниилу ставят все то, что он сделал для поднятия значения проповедничества в духовном просвещении народа. Как отмечает Е. Е. Голубинский (И. Р. Ц., т. II, ч. 2, с. 156), «для исполнения пастырской обязанности учить словом, митрополит Даниил сделал столько, сколько никто из митрополитов. В этом отношении он решительно выдается из прочих митрополитов».

Литература:

1. Жмакин В. Митрополит Даниил. М., 1881. (Здесь же в приложении сочинения митрополита Даниила).

***Даниил, Московский митрополит, как проповедник

Рязанские епархиальные ведомости. 1874, № 6.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 462. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия