Натурфилософские школы (Древняя Греция)
Греция в VII–VI веках до н.э. характеризуется расцветом ионических городов Милета и Эфеса. Родоначальник греческой науки Фалес из Милета (624–547 гг. до н.э.). На основе философских рассуждений о природе здесь сформировались многочисленные натурфилософские школы. Наиболее популярными из этих школ были: ионийская, пифагорейская и элеатская. Ионийская школа положила начало представлению о мире как о едином целом, в котором все явления (астрономические, физико-химические и биологические) – вытекают из единого начала. В основе каждой из систем мира лежало одно “первовещество” – земля, вода, воздух, огонь или некая особая “первоматерия”, из которой под влиянием “воздействий” – тепла, холода, сухости и влажности развивалось все. Фалес считал, что единой материальной основой окружающего мира является вода, его ученик Анаксимандр считал, что основой всего является первовещество «апейрон», ученик Анаксимандра Анаксимен считал, что это – воздух. Дальнейшее учение ионийцев развил Гераклит (544–483), который считал, что в основе всего лежит – огонь Пифагорейская школа искала сущность окружающих их предметов и явлений в числах, признавали математические начала за начала всего существующего. Их взгляды на строение Вселенной – сначала пироцентрическая система мира (Филолай), затем гелиоцентрическая (Аристарх Самосский). Пироцентрическая система – сферическая Земля движется вокруг центрального огня; вокруг него обращаются еще 9 сфер Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна, Солнца, Луны, сфера «звезд» и сфера противоземли. В более поздней гелиоцентрической системе (III в. до н.э.) были выброшены центральный огонь и противоземля, а в центр было помещено Солнце. Земля имеет шарообразную форму и обращается вокруг своей оси. Пифагорейцы впервые обратили внимание на существование в мире количественных зависимостей, что предопределило переход от образного мышления к логическому. Элеатская школа в противовес ионийской считала, что не существует движения и множественности вещей, что бытие едино, непрерывно и неизменно (Ксенофан, Парменид, Зенон). Идея атомистического строения материи впервые была выдвинута Левкиппом (500–440) и развита его учеником Демокритом (460–370). Суть учения Демокрита 1. Не существует ничего, кроме атомов и чистого пространства (пустоты), все другое только воззрение 2. Атомы бесконечны по числу и бесконечно разнообразны по форме 3. Из ничего не происходит ничего 4. Ничто не совершается случайно, но все случается по какому-нибудь основанию и с необходимостью 5. Различие между вещами происходит от различия их атомов в числе, величине, форме и порядке; качественного различия между атомами не существует Далее учение развил Эпикур, который пытался объяснить на основе атомистических представлений все естественные, психические и социальные явления, что атомы в постоянном движении имеют свой вес, что жизнь возникла естественным путем. Первая физико-космологическая картина мира Первая картина мира была создана Аристотелем (384–322), на основе проработки имеющихся фрагментарных знаний и представлений о мире всех натурфилософских школ. Основные принципы первой картины мира 1. Четыре основных и противоположных качества (холод и тепло, сухость и влажность) попарно образуют элементы, из которых состоят все материальные вещи: земля, огонь, воздух, вода и небесный – вечно движущийся эфир. 2. Всем вещам придаются «абсолютные» свойства тяжести и легкости. 3. Понятие пространства, времени и материи взаимосвязаны и не существуют одно без другого. 4. Под движением понимал изменение вообще, превращение возможного (потенциального) в действительное. Механические перемещения считались одним из видов движения. 5. Резко разграничивал «небесное» и «земное». 6. Трактовка «места», «материи», «движения» такова, что не допускает существования пустоты. 7. Материя непрерывно распределена в пространстве. 8. Движение в пустоте вообще невозможно. 9. Скорость падения пропорциональна весу тела («закон» Аристотеля о механике движения).
|