Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Подходы к раскрытию темы в учебной литературе




В курсе информатики устройство компьютера изучается на уровне его архитектуры. Под архитектурой понимают описание устройства и принципов работы ЭВМ без подробностей техни­ческого характера (электронных схем, конструктивных деталей и пр.). Описание архитектуры — это представление о компьюте­ре, достаточное для человека, работающего за компьютером, но не конструирующего или ремонтирующего его, т. е. для пользо­вателя (в том числе и программиста).

 

Различным пользователям, в зависимости от уровня использвИ вания ими ЭВМ, требуется различный уровень знаний об архитек-Г туре. Наиболее глубокие знания архитектуры компьютера требуюЯ ся программистам, особенно системным программистам. Как же ! можно обрисовать диапазон понятий, подходящих под определЦ ние архитектуры ЭВМ? Самый поверхностный уровень — это пЛ нятия об основных устройствах, входящих в состав ЭВМ, и их на значений. Самый глубокий уровень описания архитектуры ЭВМ Щ это описание системы команд процессора (языка машинных кЯ манд), правил работы процессора при выполнении программы.!

В учебниках по базовому курсу информатики [2, 4, 6,12, 13,1Я1 принята следующая схема раскрытия архитектуры ЭВМ: вначаяИ ведется разговор о назначении ЭВМ, об основных устройства^ входящих в состав компьютера (память, процессор, устройства ввШ да-вывода), и выполняемых ими функциях. Рассказывается танШ об особенностях организации персонального компьютера, о типаИ и свойствах устройств, входящих в состав ПК. В материале, орие|Д тированном на второй год обучения, на примере простой модели ЭВМ раскрывается механизм программного управления работой компьютера. Здесь описывается структура прЬцессора, состав к| I манд процессора, структура программы и алгоритм ее выполнени ■ процессором — цикл работы процессора.

Такая методическая схема представляется достаточно обосня I ванной. Обсудим более подробно ее реализацию.

ш Методические рекомендации по изучению темы

Изучаемые вопросы:

♦ Основные устройства ЭВМ.

♦ Принцип программного управления.

♦ Виды памяти ЭВМ.

♦ Организация внутренней памяти.

♦ Организация внешней памяти.

♦ Архитектура персонального компьютера.

♦ Видеосистема персонального компьютера.

♦ Изучение архитектуры ЭВМ на учебных моделях.

В ходе изучения базового курса ученики должны постепенно yflj лублять свои знания об архитектуре компьютера вплоть до получ<Я ния представлений о языке машинных команд, о работе процессов ра. Необходимость таких знаний следует из основной концепщш курса: направленности на фундаментальное, базовое образованная

Как правило, в учебниках разъясняются общие понятия архите* I туры без привязки к конкретным маркам ЭВМ. Практическая Я ■ работа на уроках происходит на определенных моделях компьютера* ■ В связи с этим возникает проблема увязки общетеоретических зн«| ■ ний с практикой. Эту проблему должен решать учитель. Вводя общ?! ■ понятия, например объем памяти, разрядность процессора, такт»

вая частота и др., следует сообщать ученикам, какие конкретно зна­чения этих параметров имеются у школьных компьютеров. Рассказы­вая о назначении устройств ввода и вывода, о носителях информа­ции, учитель должен продемонстрировать эти устройства, познако­мить учеников с их характеристиками, с правилами обращения^ Безусловно, нужно рассказывать о возможностях и характеристиках более совершенной и современной техники, чем та, что есть в шко­ле, раскрывать перспективы ее развития. Однако прежде всего уче­ники должны хорошо узнать свой компьютер.

Основные устройства ЭВМ и принцип программного управления. Главные понятия данной темы: архитектура ЭВМ; память ЭВМ (оперативная, внешняя); процессор; устройства ввода; устройства вывода; программное управление.

О .смысле понятия «архитектура ЭВМ» говорилось выше. Для раскрытия этого понятия в учебнике [6] используется дидакти­ческий прием аналогии. Суть его сводится к следующему. По сво­ему назначению компьютер — это универсальная машина для ра­боты с информацией. Но в природе уже есть такая «биологическая машина» — это человек! Информационная функция человека рас­сматривалась в предыдущих разделах курса. Она сводится к уме­нию осуществлять три типа информационных процессов: хране­ние информации, обработку информации, прием-передачу ин­формации, т.е. поддерживать информационную связь с внешним миром. Значит, в состав устройств компьютера должны входить технические средства для реализации этих процессов. Они назы­ваются: память, процессор, устройства ввода и вывода (табл. 9.2).

Деление памяти компьютера на внутреннюю и внешнюю так­же поясняется через аналогию с человеком. Внутренняя память — это собственная (биологическая) память человека; внешняя па­мять — это разнообразные средства записи информации: бумаж­ные, магнитные и пр.

Различные устройства компьютера связаны между собой кана­лами передачи информации. Из внешнего мира информация по­ступает в компьютер через устройства ввода; поступившая ин­формация попадает во внутреннюю память. Если требуется дли­тельное ее хранение, то из внутренней памяти она переписывается во внешнюю. Обработка информации осуществляется процессо-

 

ром при непрерывной двусторонней связи с внутренней памям тью: оттуда извлекаются исходные данные, туда же помещаются результаты обработки. Информация из внутренней памяти можвИ быть передана во внешний мир (человеку или другим компьютер! рам) через устройства вывода. Сказанное схематически отображ&Я но на рис. 9.1.

 

Ш Небольшой комментарий к рис. 9.1. Иногда структурную схемуЯ

ЭВМ изображают иначе: информационные потоки, идущие отЯ устройств ввода к устройствам вывода, связывают не с внутрен-Д ней памятью, а с процессором. С точки зрения маршрута движе-1 ния информации в компьютере, это справедливо. Действительной все операции в компьютере, в том числе и ввод-вывод, произво-Ц дятся с участием регистров процессора. Схема на рис. 9.1 отражает! скорее не маршруты, а цели (результаты) процессов информацион-Щ ного обмена в компьютере. Результатом ввода является запись дан-1 ных в оперативную память. На устройства вывода выносится ин-1 формация из оперативной памяти. Из рис. 9.1 ясно видно, что,] например, нельзя ввести данные непосредственно во внешнюю] память, минуя внутреннюю. Именно эти положения должны быть! поняты учениками при изучении работы компьютера.

Архитектуру ЭВМ нельзя описывать статично. В сознании уче-1 ников с самого начала необходимо создавать представление о] функционировании компьютера. Для решения любой задачи ком-1 пьютеру нужно сообщить исходные данные и программу работы. 1 И данные и программа представляются в определенной форме, 1 «понятной» машине, заносятся во внутреннюю память и затем] компьютер переходит к выполнению программы, т.е. решению 1 задачи. Компьютер является формальным исполнителем программы. I

Необходимо подчеркнуть, что любая работа выполняется ком- I пьютером по программе, будь то решение математической зада- 1 чи, перевод текста с иностранного языка, получение рисунков на I экране, игра с пользователем и пр. Подводя итог теме, следует!

сказать, что суть принципа программного управления компьютером сводится к следующим трем положениям:

1) любая работа выполняется компьютером по программе;

2) исполняемая программа находится в оперативной памяти;

3) программа выполняется автоматически.

Виды памяти ЭВМ. О делении памяти на внутреннюю и вне­шнюю уже было сказано. Какие свойства каждого из этих видов памяти должны усвоить ученики? Следует говорить о двух типах свойств: о физических свойствах и о принципах организации ин­формации.

Внутренняя память. К физическим свойствам внутренней па­мяти относятся следующие свойства:

• это память, построенная на электронных элементах (микро­схемах), которая хранит информацию только при наличии элект­ропитания; по этой причине внутреннюю память можно назвать энергозависимой;

это быстрая память; время занесения (записи) в нее инфор­мации и извлечения (чтения) очень маленькое — микросекунды;

• это память небольшая по объему (по сравнению с внешней памятью).

Быструю энергозависимую внутреннюю память называют опе­ративной памятью, или ОЗУ — оперативное запоминающее уст­ройство.

В качестве дополнительной информации ученикам можно со­общить, что в компьютере имеется еще один вид внутренней па­мяти — постоянное запоминающее устройство (ПЗУ). Основное его отличие от ОЗУ — энергонезависимость, т.е. при отключении компьютера от электросети информация в ПЗУ не исчезает. Кро­ме того, однажды записанная информация в ПЗУ не меняется. ПЗУ — это память, предназначенная только для^ггения, в то вре­мя как ОЗУ — и для чтения, и для записи. O6bi4Hq,n3y по объему существенно меньше ОЗУ.

Внешняя память. Есть две разновидности носителей информа­ции, используемых в устройствах внешней памяти: магнитные и оптические. Существуют магнитные ленты и магнитные диски. Оптические диски называются CD-ROM (Compact Disk — Read Only Memory — компактный диск — только для чтения). На маг­нитные носители информацию можно записывать многократно, на оптические — только один раз. По аналогии с отмеченными выше физическими свойствами внутренней памяти, свойства внешней памяти описываются так:

• внешняя память энергонезависима, т.е. информация в ней со­храняется независимо от того, включен или выключен компью­тер, вставлен носитель в компьютер или лежит на столе;

• внешняя память — медленная по сравнению с оперативной; в порядке возрастания скорости чтения/записи информации, уст-

 

ройства внешней памяти располагаются так: магнитные ленты - I магнитные диски — оптические диски;

• объем информации, помещающейся во внешней памяти, больЦ ше, чем во внутренней; а с учетом возможности смены носителей неограничен.

Необходимо обращать внимание учеников на точность в исЩ пользуемой терминологии. Ленты, диски — это носители инфор-j мации. Устройство компьютера, которое работает с магнитной лентой, записывает и считывает с нее информацию, называется накопителем на магнитной ленте (НМЛ). Употребляется также анЦ глийское название этого устройства — стример. Устройство чтеЯ ния/записи на магнитный диск называется накопителем на магЩ нитном диске (НМД), или дисководом. С оптическими дисками раЩ ботает оптический дисковод. Он умеет только читать информацию! с CD-ROM. Кроме того, существуют специальные приставки ка компьютеру, позволяющие записывать информацию на «чистый*! оптический диск.

Теперь — о принципах организации информации. Изучив базо-1 вый курс, ученики должны будут узнать, что

1) компьютер работает со следующими видами данных (обра-1 батываемой информации): символьными, числовыми, графичесц! кими, звуковыми;

2) любая информация в памяти компьютера (в том числе Щ программы) представляется в двоичном виде.

Сформулированные положения следует сообщить ученикам в 1 данной теме и в последующих темах к ним возвращаться.

Двоичный вид обозначает то, что любая информация в памяти! компьютера представляется с помощью всего двух символов: нуля! и единицы. Как известно, один символ из двухсимвольного алфа-1 вита несет 1 бит информации. Поэтому двоичную форму пред-! ставления информации еще называют битовой формой. В элект-1 ронных элементах компьютера происходит передача и преобразо-1 вание электрических сигналов. Двоичные символы распознаются 1 так: есть сигнал — единица, нет сигнала — нуль. На магнитных! носителях единице соответствует намагниченный участок поверх-1 ности, нулю — не намагниченный.

Организация внутренней памяти. Информационную структуру! внутренней памяти следует представлять как последовательность 1 двоичных ячеек — битов. Схематически такое представление изоб- 1 ражено на рис. 9.2.

 

Битовая структура внутренней памяти определяет ее первое | свойство: дискретность. Каждый бит памяти в данный момент хра- | нит одно из двух значений: 0 или 1, т.е. один бит информации. | В процессе работы компьютера эти нули и единички «мигают» в 1 ячейках. Можно предложить ученикам такой зрительный образ: 1 представьте себе память компьютера в виде фасада многоэтажно- 1

го дома вечером. В одних окнах горит свет, в других — нет. Окно — это бит памяти. Окно светится — единица, не светится — нуль.' И если все жильцы начнут щелкать выключателями, то фасад будет подобен памяти работающего компьютера, в которой перемиги­ваются единички и нули.

Второе свойство внутренней памяти называется адресуемостью. Но адресуются не биты, а байты — 8 расположенных подряд би­тов памяти. Адрес байта — это его порядковый номер в памяти. Здесь снова можно предложить аналогию с домом: квартиры в доме пронумерованы; порядковый номер квартиры — ее адрес. Только в отличие от квартир, нумерация которых начинается с единицы, номера байтов памяти начинаются с нуля. Доступ к ин­формации в оперативной памяти происходит по адресам: чтобы за­писать данные в память, нужно указать, в какие байты ее следует занести. Точно так же и чтение из памяти производится по адре­сам. Таким способом процессор общается с оперативной памятью. Можно продолжить аналогию с домом: чтобы попасть в нужную квартиру или переслать туда письмо, нужно знать адрес.

Итак, информационная структура внутренней памяти — бито-во-байтовая. Ее размер (объем) обычно выражают в килобайтах, мегабайтах.

Организация внешней памяти. Информационная структура внеш-ней памяти — файловая. Наименьшей именуемой единицей во внеш­ней памяти является файл. Для объяснения этого понятия в учеб­ной литературе часто предлагается книжная аналогия: файл — это аналог наименьшего поименованного раздела книги (параграфа, рассказа). Конечно, информация, хранящаяся в файле, тоже со­стоит из битов и байтов. Но в отличие от внутренней памяти бай­ты на дисках не адресуются. При поиске нужной информации на внешнем носителе должно быть указано имя файла, в котором она содержится; сохранение информации производится в файле с конкретным именем.

Надо сказать, что понятие файла усваивается детьми посте­пенно, с накоплением опыта практической работы на компью­тере. В первой прикладной теме — работа с текстом, им предсто­ит самим сохранять файлы, открывать файлы. И только после

 

этого представление о файлах из абстрактного превратится в конЧ! кретное.

На магнитные носители информация записывается (и считы-щ вается) с помощью магнитной головки накопителя, подобно бы-1 товому магнитофону. Линия, по которой магнитная головка кон-Д тактирует с магнитной поверхностью носителя, называется до-Щ рожкой. На ленте дорожки продольные (прямые), на диске —1 круговые. Магнитная головка дисковода подвижная. Она может пе-1 ремещаться вдоль радиуса диска. При таком перемещении проис-1 ходит переход с одной дорожки на другую. §

Книжная аналогия помогает понять ученикам назначение кор­невого каталога диска — его своеобразного оглавления. Это спи-1 сок, в котором содержатся сведения о файлах на диске; иногда 1 его называют директорией диска. В каталоге содержатся сведения о I файле (имя, размер в байтах, дата и время создания или после-] днего изменения). Эта информация всегда хранится на определен- J ных дорожках. Если список файлов вывести на экран, то, подоб-1 но просмотру оглавления книги, из него можно получить пред-! ставление о содержимом диска.

Архитектура персонального компьютера (ПК). Существуют раз-1 личные классы электронно-вычислительных машин: суперЭВМ, 1 большие ЭВМ, мини-ЭВМ, микроЭВМ. Персональные компью- 1 теры (ПК) относятся к классу микроЭВМ. В абсолютном боль- I шинстве учебных заведений используются ПК. По этой причине 1 ученики прежде всего должны получить представление об устрой- 1 стве персонального компьютера.

Структуру ПК, изображенную на рис. 9.3, принято называть 1 архитектурой с общей шиной (другое название — магистральная щ архитектура). Впервые она была применена на мини-ЭВМ тре- 1 тьего поколения, затем перенесена на микроЭВМ и ПК. Ее глав- |

ное достоинство — простота, возможность легко изменять кон­фигурацию компьютера путем добавления новых или замены ста­рых устройств. Отмеченные возможности принято называть прин­ципом открытой архитектуры ПК.

 

Рис. 9.3, так же как и рис. 9.1, отражает информационное взаи­модействие между устройствами, но применительно к персональ­ному компьютеру. Этот рисунок содержит в себе некоторые кон­структивные детали, характерные для ПК. В нем присутствует сле­дующая информация: роль центрального процессора в ПК выполняет микропроцессор; в качестве устройства ввода исполь­зуется клавиатура; устройства вывода — монитор и принтер; уст­ройство внешней памяти — дисковод. Информационная связь меж­ду устройствами осуществляется через общую многопроводную магистраль (шину); внешние устройства подсоединены к магист­рали через контроллеры (обозначены треугольниками). Необходи­мо обратить внимание учеников на то, что принципы информа­ционного взаимодействия, отраженные на рис. 9.1, справедливы и для ПК. Таким образом, эти две схемы дополняют друг друга.

Можно сказать, что основным устройством ПК является мик­ропроцессор (МП). Это мозг машины. В первую очередь, возмож­ности МП определяют возможности компьютера ;8 целом. Для пользователя наиболее важным свойством ЭВМ является ее бы­стродействие, т.е. скорость обработки информации. ДляЭВМ пер­вых поколений было принято выражать быстродействие компьюте­ра в количестве операций, выполняемых за одну секундуи(опер./с). В те времена компьютеры использовались главным образом для математических расчетов, поэтому имелись в виду арифметичес­кие и логические операции. Такая характеристика быстродействия позволяла спрогнозировать время решения математической зада­чи. На современных компьютерах гораздо более разнообразны типы решаемых задач, виды обрабатываемой информации. Единица «опер./с» сейчас не употребляется. Скорость раШЬл компьютера зависит от целого ряда его характеристик. Важнейшими из них являются две характеристики процессора: тактовая частота и разрядность. Можно использовать аналогию Понятию тактовой частоты с частотой ударов метронома, задающего темп исполне­ния музыкального произведения. Кстати, эту музыкальную анало­гию можно усилить, если сказать о том, что различные устрой­ства компьютера подобны музыкантам ансамбля, исполняющим одно произведение. Своеобразной партитуройздесь является про­грамма, а генератор тактовой частоты задает темп исполнению. Ич чем быстрее он «стучит», тем быстрее работает компьютер, реша­ется задача.

Разрядность процессора — это размер той порции информа­ции, которую процессор может обработать за одну операцию (одну команду). Такими порциями процессор обменивается данными с

 

оперативной памятью. На современных компьютерах чаще всего используются 32- и 64-разрядные процессоры. Фактически раз! рядность тоже влияет на быстродействие, поскольку, чем болыщ| разрядность, тем больший объем информации может обработать процессор за единицу времени.

В архитектуре различных типов ПК имеются свои особенное-* ти. Например, в IBM PC между микропроцессором и внутренней! памятью имеется линия прямой связи, помимо общей шины. Кла-j виатура с микропроцессором также связана отдельным каналомj Схема на рис. 9.3 носит упрощенный, обобщенный характер. Щ качестве дополнительной информации учитель может рассказать] об особенностях архитектуры модели школьного ПК, используя дополнительную литературу, например, для IBM PC пособие» [11]. Однако нужно соблюдать меру и не «сваливать сразу на го-, ловы детей» множество технических подробностей. Такую инфор­мацию следует давать постепенно, небольшими порциями в те­чение всего курса.

Видеосистема персонального компьютера.В учебнике [6] дается опи­сание состава и принципов работы технических средств компьютер­ной графики. Следует напомнить учащимся, что при первом знаком­стве с устройством компьютера говорилось о том, что работой каждо­го внешнего устройства ПК управляет специальный контроллер. Основным устройством вывода графических изображений является дисплей. Работой дисплея управляет видеоконтроллер. Употребляется также другой термин для обозначения этого устройства — видеоадап­тер; в комплекте устройств ПК его еще называют видеокартой.

Основные представления об устройстве дисплея, которые дол­жны извлечь ученики из этого материала: дискретная (пиксель­ная) структура экрана; сетка пикселей (растр); сканирование ра­стра электронным лучом; частота сканирования; трехцветная струк­тура пикселя цветного монитора. Данный материал изобилует физическими понятиями: электронный луч, люминесценция, смешение трех базовых цветов. Эти понятия относятся к областям электроники и физической оптики, еще не знакомым ученикам из курса физики. Не следует долго и подробно задерживаться на этих вопросах. Вполне достаточно того описательного уровня объяс­нения, который приведен в учебнике. Впоследствии в старших классах на уроке физики ученики подробно узнают о сути данных физических явлений. Первое же знакомство с ними на уроке ин­форматики станет своеобразной пропедевтикой и, кроме того, хорошей иллюстрацией системности научных знаний.

Материал данного раздела позволяет «заглянуть внутрь» ви­деоконтроллера. Как и раньше, это знакомство происходит на уров­не архитектуры, т.е. не изучаются вопросы технической реализа­ции, а дается лишь функциональное описание. С этой точки зре­ния видеоконтроллер состоит из двух частей: видеопамяти и

дисплейного процессора. Ученикам следует дать представление о роли этих устройств в процессе получения изображения на экране.

Основной универсальный для ЭВМ принцип заключается в том, ЧТо компьютер работает с информацией, хранящейся в его памя­ти в двоичном виде. Следовательно, всякое изображение на экра­не — это отражение информации в памяти ЭВМ — видеоинфор­мации. Первоначально видеоинформация формируется в опера­тивной памяти (при открытии графического файла, при рисовании в графическом редакторе). Вывод на экран происходит в результа­те передачи видеоинформации контроллеру монитора: информа­ция записывается в видеопамять и сразу же воспроизводится на экране, вследствие непрерывной работы дисплейного процессо­ра, управляющего работой монитора. Таким образом, видеопа­мять является своеобразным буфером между ОЗУ и дисплеем. Смена «картинки» на экране является следствием смены содержимого видеопамяти. Ученики должны понять, что система вывода на экран работает совершенно одинаково, не зависимо от того, какого рода информация выводится: текст ли это, неподвижный рисунок или анимация.

В качестве устройства ввода изображения с листа в компьютер­ную память используется сканер. Следует подчеркнуть взаимооб­ратную функцию системы вывода изображения на экран и систе­мы ввода изображения с помощью сканера (рис. 9.4).

Изучение архитектуры ЭВМ на учебных моделях.Основные идеи архитектуры ЭВМ были сформулированы в конце 40-х гг. XX в. Джоном фон Нейманом. Эти идеи принято называть принципами Неймана. К их числу относятся:

1) состав устройств и структура однопроцессорной ЭВМ;

2) использование двоичной системы счисления в машинной арифметике;

3) адресуемость памяти ЭВМ;

4) хранение данных и программ в общей памяти ЭВМ;

5) структура машинной команды и состав системы команд! процессора;

6) цикл работы процессора (алгоритм выполнения программы! процессором). I

Изучение архитектуры ЭВМ в базовом курсе информатики! фактически сводится к раскрытию перечисленных принципов.! Первые четыре принципа уже присутствовали в рассмотренном! ранее материале.

Как уже было сказано, представление пользователей об архи­тектуре ЭВМ может иметь разный уровень глубины. Наиболее глу-1 бокие знания архитектуры требуются программистам. Как любой] школьный предмет курс информатики наряду с другими педаго-| гическими задачами должен выполнять и профориентационнук»! задачу. Профессия программиста в наше время является достаточ-| но популярной и престижной. Именно программистами созданы! все существующие средства системного и прикладного программ-! ного обеспечения ЭВМ.

Знание принципов 5 и 6 из перечисленного списка необходимы! профессиональному программисту. В любом случае, знакомство с ни ми углубляет фундаментальную компоненту содержания базового курса.' j

Было бы слишком сложно в рамках базового курса изучать! эти вопросы в полном объеме на примере реальной ЭВМ. Поэто-| му в ряде учебников информатики используется следующий ме-| тодический прием: рассматривается некоторая упрощенная мо-1 дель реального компьютера. Будем называть такую модель учебным^ компьютером (УК). К числу таких моделей относятся: «Кроха» из j учебника А. Г. Гейна и др. [12], «Малютка» из учебника [2]; ToyComl из пакета учебного ПО фирмы БИТ. В учебниках А. П. Ершова [15} | и А. Г. Кушниренко [14] также рассматривается упрощенная мо-| дель работы процессора с архитектурой типа PDP-11. Учебный! компьютер с архитектурой процессора типа Intel описан и реали-1 зован Е. А. Ереминым [3]. В учебнике И. Г. Семакина и др. [6] введе-1 на модель учебного компьютера, которая носит название «Нейман». | Этим названием авторы хотели подчеркнуть тот факт, что архитек-1 тура данной модели полностью соответствует принципам Неймана. \

Для любого варианта учебных компьютеров можно предложить \ общую методическую схему их использования в базовом курсе информатики.

1. Определить назначение учебного компьютера. Большинство известных моделей учебных компьютеров пред- j

назначены для выполнения арифметических вычислений с целы- \ ми числами!

2. Определить структуру оперативной памяти.

Например: ;

— В УК «Малютка» память содержит 256 12-разрядных ячеек; ад­реса ячеек изменяются от 0 до FF (в шестнадцатеричной системе). '

— В УК «Нейман» объем памяти — 256 байт; память делится на 64 ячейки по 4 байта (32-разрядные); адреса ячеек изменяются с шагом 4: 0, 4, 8, С, ..., FC.

3. Описать способ внутреннего представления данных. Обычно это представление целых чисел в формате с фиксиро­ванной точкой.

4. Описать структуру команды процессора.

Всякая машинная команда состоит из двух частей: кода опера­ции (КОП) и адресной части.

КОП | Адресная часть |

В машинной команде может содержаться следующая информация:

1) какая выполняется операция;

2) какие используются операнды;

3) куда поместить результат операции;

4) какую команду выполнять следующей.

Ответ на вопрос 1 задается кодом операции — КОП.Ответы на вопросы 2—4 чаще всего определяются указанием адресов памя­ти, где хранятся операнды, куда помещается результат, где хра­нится следующая исполняемая команда.

В зависимости от структуры адресной части команды процес­соры ЭВМ делятся на трехадресные, двухадресные, одноадрес­ные и безадресные (стековые). Например, команда УК «Малют­ка» имеет одноадресную структуру.


Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой





Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 675. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.059 сек.) русская версия | украинская версия
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7