XII. ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ
ВНЕШНЕЕ и ВНУТРЕННЕЕ – при анализе явления взаимодополняемые понятия. Внешнее указывает на свойства предмета при взаимодействии с другими предметами, что находится на поверхности и непосредственно наблюдается. Внешнее связано с явлением и формой предмета, а внутреннее – с его сущностью и содержанием, это определяющее, организующее, активное начало, которое непосредственно не наблюдается. Внутреннее – это существенное качество явления, которое постигается разумом, но разделения явления на внутреннее и внешнее не абсолютны, так как внешнее, обладая относительной самостоятельностью, влияет на внутреннее и частично обусловливает его. В зависимости от координат и масштабов анализа они могут меняться местами. ВОЗМОЖНОСТЬ и ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ – соотносительные, «полярные» друг другу категории, отражающие две ступени становления и развития всякого объекта. Возможность есть что-то фактически существующее, это тенденция, которой противостоят одна или несколько других тенденций. Возможность может реализоваться, а может сойти на нет. Действительность есть нечто уже осуществленное, ставшее фактом; если одна возможность (тенденция) становится действительностью, то другая, противоположная возможность либо не реализуется вовсе, либо реализуется частично. Возможность и действительность не существуют друг без друга, и при определенных условиях возможность переходит в действительность. Возможность может быть формальной и реальной в зависимости от наличия или отсутствия условий для превращения ее в действительность. ДЕТЕРМИНИЗМ – философское учение об активной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности материального и духовного мира, в основе которого лежит положение о существовании причинности явлений. ДИАЛЕКТИКА (искусство вести беседу) – различают субъективную и объективную диалектику. Первая – разработана Сократом как искусство аргументации, ведение спора, диалога, которое осуществляется путем вопросов и ответов. Объективная диалектика, разработанная Гегелем как метод познания мира, рассматривается как движение, которое лежит в основе подлинной духовной действительности, разворачивающиеся в человеческом мышлении, подчиняющееся трём законам: единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные и отрицания отрицания. Материалистическая диалектика исходит из того, что всеобщие связи и развития объективной реальности существуют вне и помимо сознания человека (диалектический материализм), поэтому здесь диалектика – это, прежде всего метод поиска внутренних закономерностей развития объективного мира. Различают три исторические формы диалектики: античная (все течет, все изменяется), немецкая классическая (где развивается абсолютная идея, абсолютное сознание) и материалистическая (где законы развития присущи самой объективной действительности). К основным альтернативам диалектики относятся: 1) метафизика, как прямая противоположность диалектики; 2) «негативная диалектика» (Т. Адорно, Ж.П. Сартр) отбрасывающая ряд постулатов общепринятой диалектики как устаревших (новое должно полностью и безвозвратно отрицать старое, диалектика не имеет объективного значения и имеет отношение только к сознанию. ЕДИНИЧНОЕ, ОСОБЕННОЕ, ОБЩЕЕ (ВСЕОБЩЕЕ) – философские категории, выражающие соотношение между бесконечным многообразием предметов и явлений окружающего мира и универсальностью управляющих ими законов. Единичное (отдельное, индивидуальное) – это данный конкретный объект (предмет, явление, процесс, свойство). Первоначально мир предстает перед человеком как многообразие таких объектов. Но уже обыденное сознание находит между ними немало общего, сходного. Наука устанавливает сходную природу или общее происхождение целых классов явлений. Наконец, философия открывает всеобщие взаимосвязи и закономерности, присущие целым областям и сферам действительности. Таким образом, в любом объекте реально соединены и единичное (его неповторимая индивидуальность), и общее (закон, управляющий им). Соединение единичного и общего дает особенное. Поэтому в процессе познания только опыт, опирающийся на конкретные факты, и теория, формулирующая закон, двигаясь навстречу друг другу, помогают всесторонне постигать действительность, объективную реальность. ЗАКОН – необходимая и существенная, повторяющая связь между явлениями в природе и обществе. Закон носит всеобщий и универсальный характер. Различают: специфические, общие и всеобщие законы. ЗАКОН ВЗАИМНОГО ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ – один из законов диалектики, согласно которому изменение качества происходит тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенного предела. Если качество выражает сущность объекта, то свойство – явление объекта. Качество имеет своей собственностью количество, которое выражает величину, объем, темп протекания процесса и чаще всего выражается числом. Единство качества и количества выражается в категории мера – это интервал, внутри которого количественные изменения не вызывают качественного изменения вещи в целом. Переход количество в новое качество переходит при помощи скачка (коренной перелом в развитии вещи). ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖ-НОСТЕЙ – один из основных законов диалектики, ее ядро, выражающий источник самодвижения. Суть его состоит в том, что развитие объективного мира и познания осуществляется путем раздвоения единого целого на взаимоисключающие, противоположные моменты, взаимоотношение которых, с одной стороны, характеризует ту или иную систему как нечто целостное и качественно определенное, а с другой – составляет внутренний импульс ее изменения, развития и превращения и превращения в новое качество. Взаимоотношение противоположностей в составе единого целого выступает как диалектическое противоречие. ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ – один из законов диалектики, характеризующий процесс развития, единство поступательности и преемственности в развитии, возникновение нового при относительной повторяемости некоторых моментов старого. Сформулирован Гегелем, который применил его лишь к развитию мышления. Согласно ему развитие осуществляется циклами, каждый состоит из трех стадий: исходного положения (тезис), превращение этого положения в противоположное (антитезис) и превращение этой противоположности в свою противоположность (синтез). Последовательность циклов можно представить в виде спирали: развитие как бы повторяет уже пройденные ступени, но на более высоком уровне. Если тезис «снимается» (т.е. отрицается в целом при сохранении всего ценного от прошлой ступени) в антитезисе, то антитезис снимается синтезом. Закон выражает преемственность, спиралевидность развития, связь старого с новым и прогрессивного развития. Спиралевидность и триада – формы проявления этого закона. ЗАКОНОМЕРНОСТЬ – результат действия множества законов, один из которых выступает главным, определяющим для данного процесса. Она выражает связь между предметами и явлениями. Закономерность – объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений. Различают динамические (связь между предшествующими и последующими состояниями систему) и статические (прокладывающие себе дорогу через массу случайностей) закономерности. КАТЕГОРИЯ – общее понятие, отражающее наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания. КАЧЕСТВО и КОЛИЧЕСТВО – философские категории, отражающие важные стороны действительности. Качество — система существенных, наиболее важных свойств объекта, отличающих его от других объектов. Так, важнейшие свойства живых существ — это обмен веществ, способность к росту и размножению; человека — наличие сознания и способность к общественно полезному виду деятельности. Качеством в философском смысле обладают не только предметы человеческой деятельности, но и любой объект в мире. Качество обнаруживает себя при сопоставлении одного объекта с другими. Наряду с основным, сущностным качеством у объекта могут быть и дополнительные (несущественные): один и тот же человек в различных областях деятельности выступает в разных качествах — инженера, спортсмена, музыканта и т. д. Изменение качества объекта в процессе его развития происходит не сразу, а путем накопления новых свойств, которые до поры до времени не являются существенными, однако с ростом их числа играют все более заметную роль. Количество есть такая определенность объекта, благодаря которой его можно реально или мысленно разделить на однородные части и собрать эти части воедино. Однородность (подобие, сходство) частей объекта или разных объектов – отличительный признак количества. Количество характеризуется определенной величиной, числом, объемом, темпом протекания процессов, степенью развития свойств. Различия между предметами, не подобными друг другу, имеют качественный, а между подобными — количественный характер. Количественные изменения в объектах не сразу приводят к изменению качества, это происходит лишь при нарушении меры. МЕРА – категории, выражающие органическое единство качественной и количественной определенности предмета или явления. В античности меру не различали и понимали как некую «золотую середину». Позднее меру стали интерпретировать как своего рода пределы, в которых какое-либо качество при его частичных изменениях все-таки сохраняется. Каждому качественно своеобразному объекту присущи определенные качественные характеристики. Они изменчивы и подвижны. Однако сама их изменчивость необходимо ограничена некоторыми пределами, за границами которых количественные изменения приводят к изменению качественных характеристик. Эти границы и есть мера. НЕОБХОДИМОСТЬ и СЛУЧАЙНОСТЬ – философские категории, выражающие причинно-следственные связи между различными объектами. Необходимость отражает связи, имеющие причину в самом том процессе, в котором рассматриваются соотносимые (взаимосвязанные) объекты, причем в этом процессе необходимость реализуется обязательно. Случайность, напротив, обусловливается причинами внешними для рассматриваемого соотношения тех или иных объектов; эти причины являются звеньями какого-либо другого, «смежного» процесса, но в данном процессе случайность может и не произойти. Необходимость и случайность не существуют друг без друга: случайность есть форма проявления и дополнение необходимости. Каждый объект обладает случайными и необходимыми признаками. Существуют две крайности в оценке взаимосвязи необходимости и случайности. В социальных явлениях: фатализм (от лат. – роковой) преувеличивает или вообще абсолютизирует роль необходимости, воплощенной в законах природы и общества; волюнтаризм (от лат.– воля), напротив, абсолютизирует роль случайности, воплощенной в свободе и воле субъекта истории. ПРИЧИНА и СЛЕДСТВИЕ – философские категории, выражающие формы всеобщей связи и взаимодействия явлений, процессов действительности. Причина – это го явление, которое порождает, вызывает, определяет существование другого явления или групп явлений, а следствие – результат действия причины. Причинно-следственные связи имеют всеобщий характер, связывая воедино все явления в мире. Ни одно явление не возникает беспричинно. Даже самое незначительное событие имеет свою причину, я каждая причина необходимо влечет за собой определенное следствие. В свою очередь, это следствие может стать причиной другого явления, и так бесконечно. Любое явление есть одновременно и причина, и следствие других явлений. Одна и та же причина может породить различные следствия и одно и то же явление может оказаться как причиной, так и следствием какого-либо другого явления. Следствие обычно вызывается не одной, а несколькими причинами. ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС (от лат. движение вперед и движение в обратную сторону) – понятия для выражения противоположных форм развития. Прогресс – тип (форма), направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить применительно к системе в целом, к отдельным ее элементам, к структуре и др. параметрам развивающегося объекта. Регресс – переход от более высоких форм развития к низшим, движение назад, к старым, изжившим себя формам, застой, изменение к худшему. ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ – категория диалектики для обозначения таких явлений, предметов их сторон, которые одновременно: а) неразрывно связаны; б) взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении; в) взаимопроникают и – при определенных условиях – переходят друг в друга. Единство определенных противоположность образует противоречие. ПРОТИВОРЕЧИЕ (ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ) – философская категория, выражающая в законе единства и борьбы противоположностей внутренний источник всякого самодвижения и саморазвития. Вскрывая главное в развитии — его источник, – противоречие выступает как «ядро» диалектики. В этом плане развитие может быть выражено формулой: разделение единого на противоположности, их борьба и разрешение в новом единстве. Тем самым развитие предстает как процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многообразных противоречий, среди которых решающую роль играют внутренние противоречия. данного предмета. Противоречия есть всегда в любой развивающейся системе от начала и до конца процесса ее развития. Меняются лишь состояния, количественные параметры, характер противоречия, их место и роль в системе. Формы (виды) противоречия выделяются по самым разным основаниям: внутренние и внешние, основные и неосновные, природные и социальные, материальные и идеальные (духовные) и т.п. РАЗВИТИЕ – категория диалектики, выражающая процесс движения, изменения материальных и духовных систем. Наиболее характерные черты развития: возникновение качественно нового объекта (или его состояния), направленность, необратимость, закономерность, единство количественных и качественных изменений, взаимосвязь прогресса и регресса, противоречивость, спиралевидность формы (цикличность), развертывание во времени. Подлинное развитие всегда есть самодвижение, саморазвитие. СВОЙСТВО – категория, выражающая такую сторону предмета, которая обусловливает его различие или общность (сходство) с другими предметами. (протяженность, упругость, цвет и т.п.). Всякое свойство относительно (не существует вне отношений к свойствам других вещей) и объективно. Каждая вещь обладает бесчисленным количеством свойств, единство которых является ее качеством. Различают: внутренние и внешние, существенные и несущественные, необходимые и случайные, главные и второстепенные свойства. СИСТЕМА (от греч. целое, составленное из частей) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующее определенную целостность, единство на основе каких-либо интегративных (системообразующих) свойств, которые обеспечивают её целостность – условие относительно обособленного функционирования и, в некоторых случаях, развития системы. В онтологическом смысле понятие системы выражает упорядоченность и целостность бытия, в гносеологическом — выражает целостность, полноту, выводимость знания. Представление любого объекта как системы осуществляется по следующим основным принципам: 1) целостности (несводимость к сумме свойств ее элементов); 2) структурности (описание сети связей и отношений между ее элементами); 3) взаимозависимость от среды; 4) иерархичности; 5) построение множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы. Выделяют следующие типы систем: а) материальные (неорганическая природа и живые системы) и абстрактные (научные системы, понятия, теории, гипотезы); б) статичные (с течением времени не меняются) и динамичные (изменяются во времени); в) по характеру взаимодействия системы и внешней среды разделяют закрытые, или замкнутые. СКАЧОК – философская категория, выражающая коренное, качественное изменение предмета, превращение старого качества в новое в результате количественных изменений. Этапы любого скачка: 1) перерыв постепенности, непрерывности количественных изменений прежнего явления, а не количественных изменений вообще; 2) «скорость» скачка, темны его протекания, интенсивность и глубина преобразований гораздо основательнее тех изменений, которые происходят в границах меры; 3) превращение в противоположность, «насыщенность» противоречиями и их разрешение; 4) единство бытия и небытия, возникновение нового и уничтожение старого. В ходе скачка старое не разрушается полностью, а отрицается диалектически, с удержанием всего ценного, положительного. Скачки могут различаться: а) по формам движения материи; б) по времени их протекания – «взрывные» и «постепенные»; в) по их роли в развитии – прогрессивные и регрессивные. СОДЕРЖАНИЕ и ФОРМА – характеристика состояний различных объектов действительности, где содержание выражает единство частей, связей, свойств, образующих предмет, явление или процесс, а форма – способ их связи, система внутренней организации, способ упорядочения и существования содержания. Содержание и форма находятся в неразрывном единстве: форма содержательна, а содержание всегда оформлено. Изменение содержания влечет за собой изменение формы, и наоборот. Однако содержание более подвижно, так как отражает изменяющуюся, противоречивую в своей основе сторону бытия, форма же выражает устойчивость объектов, их качественную определенность. СТАНОВЛЕНИЕ – категория, выражающая изменчивость вещей и явлений. Употребляется в трех основных значениях: а) как синоним категории развитие, б) как выражение процесса создания предпосылок процессов и явлений, возникающих на их основе; в) как характеристика «первоначального формирования» предмета, как процесс, представляющий собой единство возникновения и уничтожения, бытия и небытия. В процессе становления осуществляется переход от старого к новому, его рост, упрочение и превращение в целостную развитую систему. СТРУКТУРА (от лат. строение, расположение, порядок) – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях, инвариантный аспект системы. Категория структуры является развитием понятия «форма» (форма – это структура содержания). Структура выражает то, что остается устойчивым, относительно неизменным при различных преобразованиях системы. При этом структура немыслима вне системы, а система всегда имеет структуру. СУЩНОСТЬ и ЯВЛЕНИЕ – философские категории, где сущность – это отражение внутренней, глубинной связи, основу предмета либо «воплощенные» в его главной, определяющей стороне, либо представленные в виде внутреннего единства, совокупности всех его различных форм (единство многообразного), а явление – категория, выражающая: а) поверхностное бытие сущности, внешнюю форму ее существования, обнаружения; б) любое формообразование в его целостности, то есть здесь термин «явления» употребляется как синоним «тела», «вещи», «предмета»; в) видимость (кажимость) – сущность в неадекватной, искаженной форме (напр., видимое движение Солнца вокруг Земли). Сущность и явление находятся в органическом единстве: явление не может существовать без сущности, а сущность раскрывает своё существование через явление. Сущность никогда не совпадает с явлением, ибо недоступна непосредственному наблюдению.
|