Студопедия — XIII. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

XIII. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ






БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – совокупность физических процессов и состояний, не представленных в сознании субъекта, то, что мы не осознаём. Гипотезу о бессознатель­ном высказывает Лейбниц, развивает Бергсон и делает особым учением Ф.Фрейд. По Фрейду психика человека состоит из трех слоев: бессознательное, подсознание и сознание. Бессознательное – смысловое содержание всех эмоций и переживаний, основа интуиции. По Юнгу, бессознательное это то, что является источником творческой фантазии и чувства ценности. Он вводит понятие «коллективное бессознательное» для обозначения воспоминаний, неосознаваемых индивидом, но существующих в виде импульсов, которое человек наследует от всего человеческого рода. Оно содержит архетипы, общечеловеческие первообразы и идеи, общие для человечества в целом и являющиеся продуктом наследственных структур мозга.

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ (от ла­т. потенциальный, возможный), не­материальное бытие объективных сущностей либо субъективных образов, противопоставляемое мате­риальному бытию вещей и явлений в пространстве и времени. Виртуальная реальность – вневременна, бесплотна, поэтому данное понятие приблизительно совпадает по значению с поняти­ем идеальной реальности. Виртуальная реальность также может трактоваться как искусственная реали­зация в знаково-графической форме какой-либо мыслительной возможности, которая по тем или иным причинам не может быть осуществлена в ес­тественной реальности; таким образом, она пони­мается как искусственно реализуемая возможность.

ВИТАЛИЗМ (от лат. жизненный) – совокупность идеалистических течений в биологии, согласно которым жизненные явления объясняются действием, якобы присущего в организмах особого нематериального начала – жизненной сила», «души», «энтелехии» и др.). Эта сверхъестественная сила контролирует форму, развитие, а также функ­ционирование организма. Элементы витализма содержаться в учениях Платона и Аристотеля. Витализм утрачивает свою значимость по мере того, как прояснялась химичес­кая и физическая природа все большего количества биологических феноменов.

ВООБРАЖЕНИЕ – способность человека создавать новые чувственные или мыслительные образы на основе преобразования полученных от действительности впечатлений, то есть способность представлять отсутству­ющие объекты. Различают репродуктивное воображение, представляющее образ чего-то уже известного нам, и твор­ческоевоображение, делающее человека способным созда­вать произведения искусства, развивать науку и технику.

ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ – философское течение середины XIX в., отождествляя общую материю и сознание, заявляя, что мысль – это вещественное выделение мозга. Его представители: Фогт, Бюхнер, Молешотт.

ИДЕАЛЬНОЕ – это атрибутивное свойство психического отражения. Идеальное – это противоположность материаль­ного. Идеальный образ не содержит в себе ни грамма вещества и не имеет физических характеристик отражаемого предмета, не обладает массой, энергией, не имеет пространственных свойств. Идеальное, по выражению К. Маркса, есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Но идеальное отражение присуще не только человеку, но и животным.

МОЗГ – центральный отдел нервной системы человека и животного, состоящий из нервных тканей – серого и белого вещества. Сознание – это продукт деятельности мозга.

ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ (от лат. между субъектами) – струк­тура индивидуального сознания, отвечающая фак­ту существования других индивидов; особая общ­ность между познающими субъектами (условие вза­имодействия и передачи знания одного для другого). Вплоть до XX века гарантией достовернос­ти познания выступала универсальная структура познающего субъекта. Гуссерль предпринял по­пытку обоснования что Я естественным образом выстраивает в себе Других и складывает общность субъектов (то есть интерсубъективную общность), каждый из ко­торых имеет мир в своем опыте. В интерсубъективности Я фиксирует своеобразие своего опыта в отношении других возможных опытов. Позднее Гуссерль вво­дит понятие «жизненного мира» – духовного об­разования, которое служит основой интерсубъек­тивности. В дальнейшем тема рассматривается в аналитической философии (Рассел, Карнап, Куайн), феноменологии (Сартр, Мерло-Понти) и фе­номенологической социологии (Шюц). Здесь интерсубъективность интерпре­тируется как внутренняя социальность индивиду­ального сознания. Шюц рассматривает интерсубъ­ективность в свете двух правил интерпретации со­циальной жизни – взаимозаменяемости точек зрения Я и Другого и признания схожести интер­претации общих фактов и программ поведения при несущественных различиях (так им обосновывается возможность построения со­циальной теории).

МЫШЛЕНИЕ – это опосредованное и обобщенное отражение действительности, дающее знание о существенных свойствах, связях и отношениях объективного мира, это активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях, связанный с обобщением и способами опосредованного познания действительности; высший продукт особым образом организованной материи – мозга. Однако мышление связано не только с биологической эволюцией, но и с общественным развитием. Оно имеет общественную природу и по особенностям возникновения, и по способу функционирования, и по схожим результатам. Оно осуществляется в теснейшей связи с речью, а результаты его фиксируются в языке. Результатом процесса мышления является всегда та или иная мысль. Способность мышления к обобщенному отражению дейст­вительности выражается в способности человека образовывать общие понятия. Основные уровни развития мышления – рассудок и разум.

ОТРАЖЕНИЕ – это фундаментальное свойство всей материи воспроизводить особенности воздействующих объектов в соответствии с характером этого воздействия и природой отражающего предмета. Сущность его заключается в способности любой вещи воспроизводить под воздействием других вещей отпечатки, которые представляют собой изменения структур, всех взаимодействующих вещей. Воздействующий объект как бы оставляет след на более или менее длительный срок в другом объекте. За­висимость отражения от природы отражающей системы тем сильнее, чем выше организа­ция последней. В неживой природе отражение выступает в виде ответной внешней реакции тела, подвергшегося воздействию. В живой природе появляется новая специфическая фор­ма отражения – раздражимость. С появлением нервной системы у животных появляются такие формы психического отражения как ощущения, восприятия, представления. У выс­ших животных появляются такие формы психического отражения как наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, которые формируются на основе представле­ний. Представления занимают промежуточную ступень в процессе перехода от чувствен­ного познания к рациональному. У человека появляется новая форма психического отра­жения – вербально-понятийное мышление, которое формируется на базе языка и состав­ляет фундамент сознания.

ПАМЯТЬ – способность организма сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии для дальнейшего ее использования в процессе жизнедеятельности.

ПОДСОЗНАНИЕ – пласт психики, не поддающийся индивидуальному сознательно-волевому контролю и являющийся основной активности личности при решении творческих задач.

РАЗУМ (как диалектическое мышление) категория, выражающая высший уровень мышления, который характеризуется творческим опе­рированием абстракциями и сознательным исследованием их природы в форме саморефлексии. Только на уровне разума мышление может постичь сущность вещей, их законы и противоречия и выразить их в логике понятий. Задача разума – выявление закономерностей, коренных причин и дви­жущих сил изучаемых явлений. Логикой разума является диалектика. Процесс развития мышления – переход рассудка в разум, то есть выход за пределы готовой системы знания и выдвижение новых идей. Переход разума в рассудок связан с процедурой формализации.

РАССУДОК (как формальное, статичное мышление) – категория, выражающая исходный уровень мышления, где оперирование абстракциями про­исходит на основе стан­дарта. Способность рассудка – последовательно рассуждать, правильно строить мысли и чётко их клас­сифицировать, систематизировать факты, рассматривая их как не­что устойчивое, неизменное. Рассудок характерен обыденному, повсед­невному, «житейскому» мышлению, здравому смыслу. Логика рассудка является формальная логика. Абсолютизация рассудка неизбежно ве­дет к метафизике.

РЕФЛЕКС – бессознательная и автоматическая реакция нервной системы человека на внешнее раздражение. Различают: спонтанные, естест­венные, безусловные, или врожденные, рефлексы – то есть реф­лексы, присущие организму от рождения, как результат стро­ения его нервной системы; и условные рефлексы, созданные искусственным путем, тем или иным «условием». Основоположник изучения условного рефлекса был Павлов. Рефлекторная ре­акция противоположна продуманной деятельности.

РЕФЛЕКСИЯ (от лат. отражение) – направленность на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требую­щий обращения сознания на себя. Принято выделять эмпирическую, логическую, трансцендентальную и абсолютную стадии пони­мания рефлексии. Специфичес­кие версии рефлексии были предложены в психо­логии и социологии. В психологии – процесс са­мопознания индивидом внутренних психических актов и состояний. В социологии и социальной психологии – не только знание и понимание субъектом самого себя, но и осознание им того, как он оценивается други­ми индивидами (концепция «отраженного», или «зеркального» Я), способность мысленного вос­приятия позиции «другого» и его точки зрения на предмет рефлексии (феноменологическая социо­логия, этнометодология и др.). В этом смысле ре­флексия – процесс зеркального взаимоотраже­ния субъектами друг друга и самих себя в простран­стве коммуникации и социального взаимодействия (интерактивные концепции). При этом «зеркала» (то есть сознания субъектов) могут быть и «кривы­ми», то есть неадекватно и искаженно воспроизво­дящими предмет рефлексии и точку зрения «дру­гого» на этот предмет. В конце XIX и в XX веке знамени­ем времени являются критика и возможные вари­анты преодоления философии рефлексии (Ницше, Дильтей, Хайдеггер, Деррида и др.).

САМОСОЗНАНИЕ – акт непосредственного обраще­ния сознания к самому себе; выделение человеком себя из объективного мира; осознание своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий, мыслей и чувств, желаний и интересов. В процессе самосознания формиру­ется своеобразное смысловое отношение идентифика­ции, оценки, согласия или несогласия с деятельностью сознания. В своей рефлек­сивной деятельности самосознание обнаруживает содержательные предпосылки собственно сознательной деятельности, «внутренне» рассматривает предметное содержание знания, произ­водит его критический анализ, уясняет возможные ме­тодологические формы постижений. Самосознание выступает ус­ловием самопознания личности, раскрывает строение и специфику ее духовного и ценностного мира.

СЕРДЦЕ – библейское понятие, получившее дальнейшее развитие в религиозно-идеалистических учениях П.Д. Юркевича, П.А. Флорен­ского, Б.П. Вышеславцева и И.А. Ильина. В религиозной трактовке сердце – это средоточие душев­ной, духовной и телесной жизни человека. Оно объединяет в себе волю и желания. Свободный поступок и любовь совершаются как сердечные акты. В них сливается в единый поток разнообразие душевных чувств, волнений и страстей: оно радуется, печалит­ся, болит, испытывает смущение и смятение. Сердце одно­временно и центр нравственной жизни, в нем коре­нится любовь к Богу и людям; оно же является источ­ником гнева, злобы ненависти и т.д. Сердце зависит от телесного самочувствования, и, наоборот, сердечная боль может угрожать здоровью и самой жизни чело­века. Сердце объединяет чувственное и рацио­нальное, природное и культурное, мужское и женс­кое, плотское и духовное. Сердце как источник духовной любви делает человека способным к созерцанию, то есть духовному видению, способному углублять наше чувственное зрение в познании сущности вещей. Созерцанию свойственна интенционалъностъ, оно сродни фанта­зии.

СНОВИДЕНИЕ – это психические образы, возникающие в состоянии сна. Наиболее глубоко разработал теорию сновидений З. Фрейд, рассматривая сон как реализацию нашего желания. Но эта идея возникла задолго до Фрейда. Мы находим ее уже в тибетских и буддистских текстах ив сочинениях Отцов церкви. Однако за сновидением признают также и другую функцию. Адлер (1870-1937) ана­лизирует его как способ формирования бу­дущего поведения. Для ума сон – это способ уменьшить давление, связать меж собой все те соблазны и проблемы, о которых мы думали накануне и предложить вариант отве­та. Эта функция сна соответствует следующей максиме: утро вечера мудренее. Следовательно, сон – это что-то вро­де предвосхищения или генеральной репетиции ответа на ситуацию. Сновидение тогда оказывается необходимым фак­тором психической уравновешенности. Сновидение – это не только хранитель сна, но и психичес­кий процесс, благодаря которому человек может сохранять свое психо-аффективное равновесие. Смысл сна – это не просто некое рациональное знание, это также и смысл необходимой для здоровья психофизиологической функции. Он предстает как своеобразная подпорка для соз­нания или разума, необходимая человеку, который, как су­щество из плоти и крови, в течение дня испытывает мил­лионы ощущений и постоянно нуждается в регулятивных механизмах для восстановления равновесия.

СОЗНАНИЕ – однаиз основныхкатегорий онтологии. Существует несколько основных подходов к решению проблемы сознания: физикализм, солипсизм, объективный идеализм и диалектический материализм. Физикализм как крайне материалистический подход утверждает, что сознание как самостоятельная субстанция не существует. Оно является порождением материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук. Его ответвлениями являются «теория тождества» (Д. Амстронг, Дж. Смарт), отождествляющая духовные и телесные процессы; теория «элиминации» (Ф. Фейерабенд), доказывающая, что понятия дух и духовность – устаревший и ненаучный предрассудок, теория «вульгарного материализма (Фохт, Бюхнер, Молешот), утверждающая, что мозг выделяет мысль как печень – желчь. Солипизм пытается доказать, что сознание индивида – единственная достоверная реальность, материальный мир – его порождение (Беркли, Юм, Фихте). Объективный идеализм признаёт наличие, как сознания, так и материи, но рассматривает сознание как первичную мировую творческую силу, а сознание индивида как часть мирового сознания. Диалектический материализм считает сознание высшим уро­внем психической активности человека, специфический спо­соб его взаимоотношения с реальностью, присущая человеку способность создания самодос­товерного бытия, в смысловых связях которого происходит понимание действительности. Согласно К. Марксу сознание есть «общественный продукт». В генетическом от­ношении «мышление» является более широким понятием, чем «сознание». Сознание – это высшая форма мышления, включающая в свое содержание эмоции и волю. Сознание – это свойства функционирующего мозга, заключающееся в чувственно-рациональном, эмоционольно-волевом отражении действительности, в разумном регулировании чувств и поведения человека. Сознание не имеет своего собственного содержания, а, следовательно, и своего собст­венного самостоятельного бытия. Оно не существует наряду с материей, а является ее свойством. Смысловые образования сознания идеальны и не выводимы из психики, несмотря на то, что оно посредством акта восприятия относится к реальному предмету. Соз­нание тесно связано с процессами деятельности и общения человека. В онтологическом отношении сознание материально, как и любое другое свой­ство материи. Но сознание – особое свойство, оно способно отражать мир. При помощи созна­ния человек выделяет себя из окружающей среды и, вос­создавая ее в форме психических образов, регулирует свое поведение и поступки, отдает себе отчет в том, что происхо­дит в его внутреннем и окружающем внешнем мире. Абсолютная противоположность материи и сознания имеет смысл лишь в гносеологическом отношении, когда сознание рассматрива­ется как отражение, образ, материальных объектов. Как свойство материи сознание – материально, как образ – оно идеально. Сознание являетсяединствам материального и идеального. Сознание является продуктом исторического развития материи, функцией и свойством коры больших полушарий человека.

СОЗНАТЕЛЬНОЕ – в учении Фрейда одна из трех систем человеческой психики (бессознательное — предсознательное – сознательное), то есть то, что осознается субъ­ектом в каждый данный момент времени. По Фрейду, сознательное – это способность воспринимать раздражения, приходящих к нам из внешнего мира и чувства удовольствия и неудовольствия, которые формируются внутри нашего психиче­ского аппарата. По мнению Фрейда, боль­шинство сознательных процессов сознательны только короткое время», и процесс возбуждения не оставляет в сознательном длительного измене­ния его элементов. Таким образом, классический психоанализ не считает сознательное сущностью психического.

ЧУВСТВА – осознанное переживание человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе.

ЭМОЦИЯ – субъективная неосознанная реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей.

ЯЗЫК – знаковая система хранения и передачи информации, выполняющая сознательную и коммуникативную функцию в процессе человеческой деятельности. Сознание существует для другого через язык, в нем оно находит свое материальное вы­ражение. Мышление и язык тесно связаны друг с другом, но они не тождественны. Мысль есть отражение действительности, а язык есть способ выражения, закрепления и передачи этого отражения. Язык – это знаковая система, способная передавал» информацию и быть способом выражения и закрепления мысли. Язык выполняет две основные функ­ции: быть средством познавательной деятельности (когнитивная) и служить средством об­щения (коммуникативная). Язык является специфически социальным явлением. Различают естественные и искусственные языки. Благодаря языку возможно существование и развитие абстрактного мышления.

 








Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 636. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия