Студопедия — ДИЗЪЮНКЦИЯ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ДИЗЪЮНКЦИЯ






Феод.-религ. этике Д. противопоставил утилитарист­скую этику. Он считал себялюбие важнейшим мотивом поведения людей, но не разделял стремления Гельве­ция свести все чувства к эгоистич. началу. Представ­ления людей о прекрасном Д. считал выражением их специфич. отношения к реальной действительности, отстаивая иск-во, способное правдиво отразить существ. проблемы жизни.

Д. развил и обогатил домарксовский материализм, был вождём франц. материализма и атеизма 18 в.

• Oeuvres completes, t. l—20, P.,1875—77; Oeuvres philosophi-ques, P., 1956; Oeuvres, ed. par A. Billy, P., 1957; в рус. пер.— Избр. соч., т. 1—2, М.— Л., 1926; Собр. соч., т. 1 — 10, М.— Л., 1935—47; Избр. филос. произв., М., 1941; Избр. произв., М.— Л., 1951; Избр. атеистич. произв., М., 1956.

• Маркс К., [Письмо) Ф. Энгельсу 15 апр. 1869 г., Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 32, с. 240—43; Маркс К. иЭнгельс Ф., Святое семейство, там же, т. 2; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, ПСС, т. 18, с. 28—32, 39—43, 113—27; Плеханов Г. В., Очерки по истории материализ­ма, Избр. филос. произв., т. 2, М., 1958; М о p л е й Дж., Д. и энциклопедисты, пер. с англ., М., 1882; Л у π π о л И. К., Де-ни Д., Μ., 19342; Г а ч е в Д., Эстетич. взгляды Д., Μ., 19612; Момджян X. Н., Диалектика в мировоззрении Д., в кн.: Век Просвещения, М. — Париж, 1970; Длугач Т. Б., Де-ни Д., M., 1975;W i l so n A. M., Diderot. The testing yeares. 1713—1759, N. Y., 1957 (лит.); Proust J., Diderot et PEncyc-lopedie, P., 1962; Morn et D., Diderot, nouv. ed ., P., 1966; G o r n у L. Α., Diderot; un grand Europeen, P., 1971.

X. H. Момджян.

ДИЗЪЮНКЦИЯ (от лат. disjunctio — разобщение, обособление), в широком смысле — сложное выска­зывание, образованное из двух или более предложений с помощью союза «или», выражающего альтернатив­ность, или выбор. В символич. логике Д. наз. логич. связку (операцию, функцию), образующую из предло­жений А и В сложное высказывание, обозначаемое обычно как А V В, к-рое является истинным при ис­тинности по крайней мере одного из двух дизъюнктив­ных членов: А или В. В классич. логике Д. вместе с отрицанием образует функционально-полную систему пропозициональных связок, что позволяет опреде­лить через них др. пропозициональные связки. Тради­ционно принято отличать рассмотренную (нестрогую) Д. от строгой (разделительной) Д., для к-рой харак­терно то, что соответствующее высказывание истинно при условии, когда истинен один и только один дизъюнк­тивный член.

• см. к ст. Логика высказываний.

ДИКЕ (греч. δίκη), правосудие, судебный процесс, су­дебное наказание (компенсация), а также богиня Прав­да, персонификация правосудия, у Гесиода — одна из Ор (времён года) («Теогония», 902), доносящая Зев­су о человеч. прегрешениях («Труды и дни», 256 слл.). Д. занимает существ. место в социоморфной модели космоса у досократиков (космос как гос-во). В самой ранней формулировке закона сохранения вещества у Анаксимандра (DK, фр. В 1) индивидуальные вещи, погибая, «выплачивают компенсацию» тем элементам, из к-рых они возникли. Классич. выражение идеи кос-мич. правосудия — фрагмент В 94 Гераклита: «Гелиос (Солнце) не преступит меры, а не то Эриннии, союзни­цы Д., разыщут его». Эпич. пониманию Д. как мира (напр., у Гесиода и Солона) Гераклит противопоставля­ет концепцию Д.-распри (фр. В 80 — вероятно, обыг­рывая значение Д.-тяжба) и всеобщей войны противо­положностей как естеств. и справедливого состояния вещей. Филос. поэма Парменида построена как откро­вение, получаемое им из уст богини Д. — хранитель­ницы ключей от небесных врат дня и ночи. Греч. идея Д. как космич. справедливости типологически сопо­ставима с др.-егип. понятием «Маат» (персонифи­кация правды, дочь солнечного бога Ра, супруга То-та) и ведич. (см. Веды) понятием космич. зако­на — «рта».

Анализу образованного от δίκη термина δικαιοσύνη — справедливость, имеющему уже более этич., нежели юридич. смысл, посвящено «Государство» Платона и 5-я кн. «Никомаховой этики» Аристотеля.

• Hirzel В., Themis, Dike und Verwandtes, Ьрг., 1907; G u ё r i n P., L'iüie de Justice dans la conception de l'Ünivers chez les premiers philosophes grecs, Strasbourg, 1934; Isonomia, hrsg. v. J. Mau und E. G. Schmidt, B., 1964: V l a s t o s G., Equality and Justice in Early Greek cosmologies, в кн.: Studies in presocratic philosophy, ed. D. J, Furley and R. E. Alien, v. 1, b.—N. Y., 1970, p. 56—91.

ДИКЕАРХ (Δικαίαρχος) из Мессены (2-я пол. 4 в. до н. э.), др.-греч, философ, представитель перипа­тетической школы, ученик Аристотеля, друг Аристок-сена. Соч. Д. (гл. обр. историч., историко-культурного, биография., историко-лит., географич. и этико-антропо-логич. характера), оказавшие влияние н-а мн. поздней­ших авторов (Эратосфен, Варрон, Цицерон, Иосиф Флавий, Плутарх), не сохранились: фрагменты изданы с комментариями в собрании Ф. Верли (F. Wehrli, Die Schule des Aristoteles, Heft I: Dikaiarchos, 19672). Сво­ей «Жизнью Эллады» (фр. 47—66) Д. дал одну из пер­вых историй культуры: смена трёх ступеней х-ва — собирательства, пастушеской жизни, земледелия (идеализация первой из них, соответствующей золо­тому веку Гесиода); происхождение социально-по-литич. институтов, различные изобретения культуры; влияние вавилонян и египтян. Отказ от спекулятивной философии у Д. связан с перенесением ценностного при­мата на практич. (активную) жизнь (βίος πρακτικός, vita activa) — в сознат. противопоставлении идеалу теоре-тич. (созерцательной) жизни (βίος θεωρητικός, vita contemplativa) у Аристотеля и Теофраста. В диалоге «О душе» (в 6 кн.) доказывалась смертность души (псю-хе), понимаемой как «гармония» 4 элементов (фр. 9— 12), что не мешало Д. признавать профетич. способно­сти души, проявляющиеся во время сна и состояний одержимости («О гадании»). «Жизнеописания» Д. важ­ны как один из ранних источников свидетельств о Пифагоре (фр. 33—37).

• W е h r l i F.], Dikaiarchos, в кн.: RE, SuppJ. XI, 1968, col. 526 sq.

ДИКТАТУРА (лат. dictatura — неограниченная власть), 1) система политич. господства к.-л. класса, составляющая содержание любой формы иолитич. власти в обществе с антагонистич. классами; 2) способ осуществления гос. власти путём непосредств. примене­ния вооруж. силы в чрезвычайных условиях, при обост­рении классовой борьбы. Социально-экономич. основой Д. в эксплуататорском обществе является частная соб­ственность и эксплуатация, существование противопо­ложных обществ. классов, их борьба за свои классовые интересы и цели.

Как система политич. господства определ. класса Д. — закономерное явление классово­го общества, имеющее место независимо от формы прав-ления'(монархия или республика), от способов осущест­вления власти (диктаторских, формально-демократи­ческих или демократических). В обществе с классовы­ми антагонизмами историч. развитие осуществляется при подчинении с помощью Д. деятельности всего насе­ления интересам господствующего класса, являющегося носителем и защитником данного историч. типа произ­водства. Последовательное осуществление Д. того клас­са, к-рый на данном историч. этапе служит выразите­лем нового, представляет собой одно из важнейших ус­ловий обществ. прогресса. При определ. стечении об­стоятельств, напр. при переходе от одной формации к другой, временно может существовать Д. неск. вы­ступающих в союзе классов. Д. как политич. господ­ство в обществе одной его части может быть Д. мень­шинства над большинством или Д. гигантского большин­ства народа над кучкой угнетателей. Такой Д. является диктатура пролетариата, т. е. власть рабочего клас­са, руководимого марксистско-ленинской партией, ус­танавливаемая в результате социалистич. революции и имеющая целью построение социализма.

Д. как особый способ осуществле­ния власти чаще всего возникает в периоды край­него обострения классовой борьбы, сужения социаль­ной опоры существующей власти, а также в условиях

ворруж. насилия при занене одной классовой Д. дру­гой в ходе революции или контрреволюции. «Всякое временное государственное устройство, — писал К. Маркс, — после революции требует диктатуры, и притом энергичной диктатуры» (Маркс К. и Э-н-г е л ь с Ф., Соч., т. 5, с. 431). В. И. Ленин отмечал, что «во время гражданской войны всякая победившая власть может быть только диктатурой» (Л е н и н В. И., ПСС, т. 12, с. 288). Д. как особый способ осуществле­ния гос. власти бывает двух видов. Одним из них явля­ется Д., направленная на выполнение задач революции и осуществляемая представителями прогрессивных ре-волюц. классов (напр., якобинская Д. 1793—94 во Фран­ции, пролет. Д. после Окт. революции 1917 в России). Другим видом является реакц., контрреволюц. Д., на­правленная на подавление революц. сил и осущест­вляемая представителями реакц. классов (напр., дик­татура Кавеньяка во Франции в 1848, фаш. диктатура в Германии, Италии, Испании, Португалии, диктатор­ские режимы в нек-рых лат.-амер. странах).

Д. как особая форма или способ осуществления клас­сового господства отличается от демократии как иной формы господства. Однако содержанием как той, так и другой формы или способа осуществления власти при наличии антагонистич. классов всегда является поли­тич. господство определ. класса или классов. Поэтому нельзя противопоставлять, разрывать Д. как содержа­ние и демократию как одну из её форм. Такой разрыв характерен для бурж., социал-реформистских и реви­зионистских идеологов, фальсифицирующих марксист­ско-ленинское учение о Д.

* Маркс К., Кризис и контрреволюция, Маркс К. и нгельс Ф., Соч., т. 5; е г о же, Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г., там же, т. 7; е г о ж е, Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, там же, т. 8; Л е н и н В. И., Победа кадетов и задачи рабочей партии, ПСС, т. 12; его же, Гос-во и революция, там же, т. 33; его же, Марксизм о гос-ве, там же; его ж е, О «демократии» и Д., там же, т. 37; его ж е, О гос-ве, там же, т. 39; см. также лит. к статьям Государство, Демокра­тия, Диктатура пролетариата, Право.

ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА, власть рабочего класса, устанавливаемая в результате социалистиче­ской революции и имеющая целью построение социа­лизма и переход общества к строительству коммуниз­ма. Эта власть наз. пролетарской потому, что руково­дящее положение в обществе и гос-ве занимает рабочий класс во главе с марксистско-ленинской партией, вы­ступающий в союзе с крестьянством и др. демократич. слоями общества. Эта власть наз. диктатурой потому, что она, осуществляя самую широкую демократию для. трудящихся, использует силу, когда это необходимо, для подавления сопротивления эксплуататорских клас­сов и пресечения деятельности враждебных социализ­му элементов.

Учение о Д. п. с неизбежностью вытекает из марксист­ско-ленинской теории классов и классовой борьбы. К. Маркс и Ф. Энгельс выступили против мелкобурж. течений, стремившихся к примирению и затушёвыва­нию классовых противоречий, а также против анархи­стов, призывавших к немедленному разрушению вся­кой государственности. В противоположность этому К. Маркс и Ф. Энгельс обосновали необходимость за­воевания политич. власти пролетариатом для построе­ния нового общества. Власть нужна пролетариату для того, чтобы «... вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производст­ва в руках государства, т. е. пролетариата, организо­ванного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил» [«Ма­нифест Коммунистич. партии» (1848), см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 4, с. 446].

Обобщение опыта Революции 1848 во Франции и Па­рижской Коммуны 1871 позволило Марксу и Энгельсу сделать важный вывод о необходимости слома бурж.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 390. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия