РЕФОРМИЗМ 581
в социализм (Э. Бернштейн, Г. Фольмар, А. Мильеран и др.) Несмотря на борьбу против бернштейнианства, к-рую вели в еврои. с.-д. партиях марксисты, сдача позиций реформизму приобретала всё более широкий, хотя зачастую и не явно выраженный, характер. Из крупных политич. орг-ций, входивших во 2-й Интернационал, только руководимая В. И. Лениным большевистская партия последовательно отстаивала рево-люц. линию в рабочем движении. После Οκτ. революции 1917 и окончания 1-й мировой войны противоборство марксизма и Р. стало борьбой между двумя организационно оформленными политич. течениями рабочего движения. Революц. крыло было представлено Коминтерном, реформистское — Бернским и 21/2-м Интернационалами, а затем, после их слияния в 1923,— Социалистич. рабочим интернационалом. Эволюция с.-д. партий в период между мировыми войнами — это движение от словесного признания марксизма к антимарксизму. После 2-й мировой войны Р. переходит на путь окончат. и полного разрыва с марксизмом, зафиксированный в новых программах осн. европ. с.-д. партий (1958—61). Офиц. доктрина совр. Р., провозглашённая в декларации Франкфуртского (1951) конгресса Социалистич. интернационала и противопоставляемая науч. коммунизму, марксизму-ленинизму,— «демократический социализм». Теоретич. корни «демократич. социализма» восходят к неокантианству с его проповедью «этического социализма». С т. зр. теоретиков совр. Р. социализм — не закономерный продукт естеств.-историч. развития, а нравств. идеал, равно доступный представителям всех слоев общества. Социалистич. преобразование общества рассматривается как моральная проблема воспитания людей в духе «вечных» ценностей социализма. Соответственно Р. отвергает революц. методы воздействия на обществ. развитие. Реформа как антитеза революции остаётся основой реформистского мышления. С т. зр. Р. социализм может возникнуть только «демократически», т. е. в результате суммы политико-экономич. и особенно культурно-воспитат. мероприятий, осуществляемых с.-д. и даже бурж. пр-вами; социализм может существовать только как «демократия», т. е. как гармо-нич. единство всех социальных групп, включая капиталистов,— таково кредо Р. Несмотря на то, что в документах, программных заявлениях с.-д. партий встречаются упоминания о социализме, содержание этого понятия становится всё более неопределённым, расплывчатым. Стремление эклектически соединить «кусочки» капитализма и «кусочки» социализма определяет двойственность, половинчатость практич. политики реформистских, с.-д. партий. Ни в одной стране, где лидеры с.-д. партий возглавляли и возглавляют правительства, не сделано ничего для подрыва основ капитализма. Совр. Р. правых социалистов по существу направлен на модернизацию капитализма, его приспособление к новым историч. условиям. . Реформистские политич. партии и тесно связанные с ними реформистские профсоюзы сыграли и играют опре-дел. роль в повышении жизненного уровня, улучшении социального положения трудящихся. Это обеспечивает им массовую поддержку во многих развитых капитали-стич. странах. Реформистские с.-д. партии, объединённые в Социалистич. интернационал, насчитывали (с учётом коллективного членства) ок. 15 млн. чел. (1980). В конце 1981 с.-д. деятели возглавляли пр-ва или входили в кабинеты 17 стран. В 70-х гг. активизировалась деятельность Социалистич. интернационала в Азии, Африке и Лат. Америке. Исходя из того, что продвижение к социализму невозможно без преодоления раскола рабочего движения, коммунистич. партии, критикуя правооппортунистич. РЕЧЬ идеологию и политику Р., выступают за конструктивный, свободный от предубеждений диалог между коммунистами и социалистами, за широкое сотрудничество с социал-демократами. Осн. препятствием для единства действий революц. и реформистского течений рабочего движения служит антикоммунизм правых лидеров социал-демократии. Именно антикоммунизм, равно как и фактич. исчезновение грани между с.-д. и либерально-бурж. воззрениями, вызвали идейно-лолитич. кризис социал-реформизма, к-рый углубился в результате хронич. неустойчивости капиталистич. экономики со 2-й пол. 70-х гг. В условиях этого кризиса внутри мн. реформистских партий, при сохранении общего курса на классовое сотрудничество с буржуазией, усилилась дифференциация и идейное брожение, активизировались левые группы. Произошли позитивные сдвиги в позициях с.-д. руководства по ряду важных междунар. проблем. С меньшей настойчивостью стало подчёркиваться враждебное отношение с.-д. партий к единству действий с коммунистами. В совр. условиях коммунисты «... приветствуют успехи в развитии сотрудничества коммунистических и со-циалистич. или социал-демократич. партий, достигнутые в ряде стран и в междунар. плане. Они считают, что коренные интересы рабочего класса и всех трудящихся требуют преодоления преград, стоящих на пути сотрудничества и осложняющих борьбу трудящихся против монополистического капитала, против реакционных и консервативных сил» (Конференция коммунистич. и рабочих партий Европы, М., 1977, с. 21). • Маркс К. иЭнгельс Ф., Циркулярное письмо А. Бебелю, В. Либкяехту, В. Бракке и др., Соч., т. 19; Ленин В. И., Марксизм и ревизионизм, ПСС, т. 17; его же, Р. в рус. социал-демократии, там же, т. 20; его ж е, О нек-рых особенностях историч. развития марксизма, там же, т. 20; его же, Марксизм и Р., там же, т. 24; е г о ж е, Крах II Интернационала, там же, т. 26; его же, Пролет, революция и ренегат Каутский, там же, т. 37; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Междунар. совещание коммунистич. и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969; Полянский Ф. Я., Критика реформистских концепций совр. капитализма, М., 1975; Критика совр. бурж. и реформистских фальсификаторов марксизма-ленинизма, М., 1980; Социал-демократич. и бурж. Р. в системе гос.-монополи-стич. капитализма, М., 1980. А. Е. Бовин. РЕЧЬ,речевая деятельность, общение, опосредствованное языком; один из видов коммуникативной деятельности человека. Р. возникла в коллективе как средство координации совместной трудовой деятельности и как одна из форм проявления возникающего сознания. В науч. лит-ре существуют противоречивые взгляды на сущность и функции Р.: Б. Кроче считает Р. средством эмоционального выражения; О. Дитрих, К. Яберг, К. Фосслер приписывают Р. две осн. функции — выражения и коммуникации. Для А. Марти, П. Вегенера Р. — только средство воздействия. К. Бю-лер выделяет функции выражения, обращения и сообщения. Сов. психологи указывают на две осн. функции языка (Р.): функцию средства, орудия общения (коммуникации) и функцию средства обобщения, орудия мышления. Выделяются также функции выражения, воздействия, указательная и др. Р. как психологич. явление обычно понимается как особый вид деятельности (наряду с трудовой, познавательной, мнемической и др.) и как речевые действия или операции, включённые в перечисленные виды деятельности; в этом смысле Р. соотносится с такими категориями, как мышление, память и т. п. Р. — одна из высших психич. функций человека. В психофизиологич. организации Р. есть полностью автоматизированные компоненты, но есть и осознаваемые (осознаётся содержание, а также иногда словесный состав, грамматика и даже звуковая сторона Р.): характер осознания зависит от типа Р., уровня развития речевых умений говорящего, социальной ситуации и др. факторов. Можно выделить собственно Р. (или «внеш.» Р.), к-рая имеет коммуникативную направленность, т. е. ориентирована на понимание др. людьми с целью воздействия на их сознание и деятельность, а также на социальное взаимодействие, и внутр. Р., к-рая есть в сущности общение человека с самим собой для постановки и решения той или иной познават. задачи. Ориентированность внутр. Р. на познават. задачи ведёт к использованию в ней разного рода вспомогат. средств (образы, схемы и т. д.) и возникновению специфич. закономерностей синтаксич. строения внутр. Р., впервые описанных Л. С. Выготским. Внутр. Р. отличается от внутр. прого-варивания (Р. «про себя», беззвучная Р.) и внутр. программирования (создание плана будущего высказывания или цепочки высказывании). Внутр. Р. генетически восходит к собственно Р.: лишь использование Р. для общения делает возможным (как в филогенезе, так и в онтогенезе) использование её для познания. Собственно Р. («внеш.» Р.) разделяется на диалогич. и монологич. Р.; генетически первичной является диалогич. Р. Оставаясь коммуникативной, «внеш.» Р. может выполнять в то же время различные дополнит. функции, напр. поэтическую (Р. как орудие общения посредством иск-ва), магическую («воздействие» на реальный мир с помощью слова), номинативную (Р.-наименование), диакритическую (Р., непосредственно включённая в речевую ситуацию и используемая лишь для её уточнения и дополнения неречевых действий) и т. п. • Волошинов В. Н., Марксизм и философия языка, Л., 19302; Выготский Л. С., Избр. психологич. исследования, М., 1956; Жинкин Н. И., Механизмы Р., М., 1958; Соколов А. Н., Внутр. Р. и мышление, М., 1968; Ле-онтьев А. А., Язык, Р., речевая деятельность, М., 1969; Основы теории речевой деятельности, М., 1974; В ü h l e r К., Sprachtheorie, Jena, 1934. РЕШЕНИЕ, процесс и результат выбора цели и способа действий. В психологии принятие Р. традиционно рассматривается как этап волевого акта. Продуктивный процесс принятия Р. включает в себя появление психич. новообразований в виде новых целей, оценок, мотивов, установок, смыслов. Детерминистич. исследование волевых актов в сов. психологии (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, A.B. Запорожец, Д. Н. Узнадзе) связано с изучением их историч., онтогенетич. и функционального развития. Формальная (математич.) теория принятия Р. (Дж. фон Нейман, О. Моргенштерн), в к-рой Р. называется любой акт выбора из заданного количества альтернатив по заданному критерию, широко используется в социологии, психологии, психофизике, физиологии. Психо-логич. реальность принятия Р. может не совпадать со схемами формальной теории Р., что выражается, напр., в забывании или игнорировании альтернатив или их последствий, в недооценке или переоценке объективных вероятностей. О филос. аспектах проблемы принятия Р. см. статьи Свобода воли, Свобода и лит. к ним. • Вопросы кибернетики, в. 8 — Теория принятия Р., М., 1975; Козелецкий Ю., Психологич. теория Р., пер. с польск., М., 1979 (библ.). РИБО (Ribot) Теодюль Арман (18.12.1839, Генган,— 9.12.1916, Париж), франц. психолог, родоначальник опытного направления во франц. психологии. Выступив против спиритуализма т. н. эклектич. школы (В. Кузен и др.), господствовавшей во франц. философии и психологии сер. 19 в., Р. попытался на основе критич. анализа осн. направлений современной ему психологии — английской с её ассоцианизмом («Совр. англ. психология», 1870, рус. пер. 1881) и немецкой с её атомизмом («Совр. герм. психология», 1879, рус. пер. 1895) — сформулировать программу новой, экспериментальной психологии, к-рая изучала бы высшие психич. процессы и личность в целом. В отличие от Вундта Р. имел в виду прежде всего психопатологич. «эксперимент»: «... болезнь является самым тонким экспериментом, осуществленным самой природой в точно определенных обстоятельствах и такими способами, которыми не располагает человеческое искусство» (цит. по кн.: Экспериментальная психологич. в. 1—2, 1966, с. 49). Это во многом определило характер всей идущей от Р. традиции во франц. психологии (П. Жане. Ш. Блондель, А. Валлон, А. Омбредан, Ж. Дюма, Ш. Пуайе, Д. Лагаш, Ж. Фаве-Бутонье). Особую известность Р. приобрёл своей двигат. теорией произвольного внимания и воображения, работами по психологии чувств. оказавшими заметное влияние на англ. психологию (Мак-Дугалл и др.). • В рус. пер.: Болезни личности, М., 1887; Характер, СПБ, 1899; Психология внимания, СПБ, 1897; Эволюция общих идей М., 1898; Психология чувств. СПБ, 1898; Философия Шопенгауэра, СПБ, 1899; Аффективная память, СПБ, 18992; Опыт исследования творч. воображения, СПБ, 1901; Логика чувств. СПБ, 1905; О страстях, Од., 1912; Память в её нормальном и болезненном состояниях, СПБ, 19123; Воля в её нормальном и болезненном состояниях, СПБ, 1916. • Тутунджян О. М., Т. Р., «Вопр. психологии», 1961, № 2; D u g a s L., Le phälosophe Th. Hibot, P., 1924. РИГОРИЗМ (франц. rigorisme, от лат. rigor — твёрдость, строгость), строгое проведение к.-л. принципа в действии, поведении и мысли, исключающее к.-л. компромиссы, учёт др. принципов, отличных от исходного, и т. п. Моралистич. Р. характерен, напр., для таких направлений протестантизма, как пуританизм. В этике принцип Р. был сформулирован в учении Канта о долге как единств. критерии нравственности. С т. зр. Канта нравственными признаются лишь поступки, совершённые по мотивам долга; поступки же, сами по себе не противоречащие требованиям долга и даже отвечающие им, не признаются, однако, нравственными, если были совершены из других побуждений (склонности и т. п.). РИД (Reid) Томас (26.4.1710, Строн, Кинкардин, — 7.10.1796, Глазго), шотл. философ, основатель шотландской школы «здравого смысла». Р. выступал против скептицизма Юма и всей линии брит. эмпиризма и сенсуализма, утверждавших опытное происхождение знания; резко критиковал материалистич. ассоцианизм Гартли и Пристли. Центр. понятие философии Р.— «здравый смысл», толкуемый как особая интуитивная способность ума и как совокупность первонач. невыводимых принципов и суждений. В соч. «Опыты об интеллектуальных способностях человека» («Essays on the intellectual powers of man», 1785) P. перечисляет 12 гл. суждений «здравого смысла», «заложенных» в умах людей богом и служащих основой познания и поведения (вера в бога и существование внеш. мира, суждения об естеств. способности отличения истины от лжи, принцип причинности и др.). В 19 в. в Великобритании идеи Р. пропагандировал У. Гамильтон, в США — Дж. Мак-Кош, во Франции — П. Руайе-Коллар. В 20 в. отд. положения концепции Р. возрождаются неореализмом (Дж. Э. Мур и др.) и лингвистич. философией. • The works of Thomas Reid, ed. by W. Hamilton, v. 1-2, Edin., 1872. • Грязнов А. Ф., Философия шотландской школы, М., 1979; Fräser Λ. С. Th. Reid, Edin.— L., [1898]; G r a v e S. A., The Scottish philosophy of common sense, Oxf., 1960; Griffin-Collart E., La Philosophie ecossalse du sence commun Th. Reid et D. Stewart, Brux., 1980. РИКЁР (Ricoeur) Поль (р. 27.2.1913, Валанс), франц. философ, представитель религ. феноменологическо-экзистенциального идеализма. Центр. проблема филос. построений Р.— волевая активность субъекта («Философия воли» — «Philosophie de la volonte», t. l—2, 1950— 1960). Опираясь на феноменологич. метод и учение Гуссерля о «жизненном мире», идеи Хайдеггера и психоанализ Фрейда, Р. представляет волю как «предельную изна-чальность» человека, выделяя при этом его способность давать смысл окружающей действительности. В анализе проблемы воли использует т. н. регрессивно-прогрессивный метод, позволяющий, по мнению Р., с одной стороны, открывать «археологию» субъекта, его укоренённость в бытии, а с другой — исследовать его «телеологию», т. е. движение сознания к будущему. Первичный факт человеч. существования Р. усматривает в осозна-
|