Студопедия — РОЛЬ 587
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

РОЛЬ 587






недостаточен для описания обществ. развития и лежа­щей в его основе творч. преобразоват. деятельности людей. Человеч. деятельность не исчерпывается роле­вым, т. е. шаблонным, поведением; за пределами Р. с. остаются разнообразные виды отклоняющегося (де-виантного) и спонтанного поведения, в т. ч. новаторская деятельность человека, созидающая новые нормы и но­вые Р. с. Точно так же и структура личности не сводит­ся к совокупности Р. с.: их интериоризация (усвоение) и соподчинение всегда предполагают конкретную ин­дивидуальность, складывающуюся на протяжении жиз­ненного пути индивида и отличающуюся большой устой­чивостью.

• Шибутани Т., Социальная психологич. пер. с англ., М., 1969; Смирнов Г. Л., Сов. человек, M., 19803; Социаль­ная психологич. М., 1975; Кон И. С., Открытие «Я», М., 1978; Андреева Г. М., Социальная психологич. М., 1980; Role, ed. by J. A. Jackson, Camb., 1972 (Sociological Studies, 4); Role theory: concepts and research, ed. by B. J. Biddle and E. J. Thomas, Huntington, 1979.

РОСТОУ (Rostovv) Уолт Уитмен (р. 7.10.1916, Нью-Йорк), амер. социолог, экономист, историк. Выдвинул теорию «стадий роста», к-рая, по его слонам, представ­ляет собой теорию истории в целом и совр. альтернати­ву марксизму. Р. различает в разлитии человечества «стадии роста», противопоставляемые им обществ.-экономич. формациям: «традиц. общество» (период до конца феодализма); период «предпосылок», или «пе­реходное общество» (переход к домононолистич. капи­тализму); период «взлёта», или «сдвига» (может условно рассматриваться как развитие от домонополистич. к мо-ноиолистич. капитализму); период «зрелости» (индуст­риальное общество) и эра «высокого уровня массового потребления», идеальным типом к-рого Р. считает «анг-ло-амер. образец».

Для выделения данных «стадий роста» Р. произволь­но оперирует признаками уровня развития пром-сти, техники, хозяйства в целом, науки и особенно доли накопления капитала в нац. доходе. Однако эти важные показатели развития общества Р. рассматривает в отрыве от определяющих социально-экономич. ха­рактеристик. Он игнорирует формы собственности, а классовое деление общества подменяет проф. разделе­нием труда. «Экономич. изменения» Р. рассматривает как «последствие неэкономических человеческих поры­вов и устремлений», как результат субъективного «при­нятия решений и выбора» («The stages of economic growth. Λ non-communist manifesto», Camb., 1900, p. 2, 150).

Концепцию «стадий роста» Р. оценивает как «обос­нование» вечности капитализма и «вызов» коммунизму. Р. пытается представить социализм и коммунизм как «нечто вроде болезни» и высказывает надежду, что с наступлением периода высокого уровня массового пот­ребления «коммунизм, вероятно, зачахнет» (там же, р. 133), а СССР в ближайшие десятилетия будто бы эволюционирует в сторону капитализма. Идею перехо­да от «традиц. общества» к «переходному» и совр. ин­дустриальному обществу по амер. образцу Р. пропаган­дирует также как средство борьбы за капиталистич. путь развития стран Азии, Африки и Лат. Америки (см. «View from the seventh floor», N. Y., 1964, p. 87).

Претендуя на новое толкование философии истории, Р. в то же время намечает нек-рые меры по «улучшению» капиталистич. общества «высокого уровня массового потребления». Так, он считает необходимым осущест­вить в рамках капитализма ряд экономич., социальных, политич. преобразований, в частности внедрить плани­рование, сочетающее централизм (гос-во) и плюрализм (капиталистич. корпорации), за что он подвергался критике со стороны наиболее реакц. кругов США.

Антинауч. теория «стадий роста» Р. получила ши­рокое распространение среди бурж. учёных и полити-

РОСТОУ

ков, используется как «противовес» марксистской концепции историч. процесса и последоват. смены об­ществ.-экономич. формаций и служит идеологич. ору­жием антикоммунизма.

• The process of economic growth, Oxf., 19622; The economics of take-off into sustained growth, ed. W. W. Rostow, Ν. Υ., 1963; The dynamics of Soviet society, N. Y., 1967; The United States in the world arena. An essay in recent history, N. Y., 1969; Politics and the stages of growth, Camb., 1971.

• Семёнов В. С., Марксистская и бурж. социология о пу­тях совр. обществ. развития, в кн.: Марксистская и бурж. социо­логия сегодня, М., 1964; Капырин В. С., Процесс обществ. развития и «теория стадий» Уолта Р., М., 1967; А л ь т е ρ Л. Б., Избр. произведения. Бурж. политич. экономия США, М., 1971; Ж и ρ и ц и и й А., «Политология» по У.Р., «Мир. экономика и междунар. отношения», 1972, № 5.

РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович [6(18).6.1889, Одесса, — 11.1.1960, Москва], сов. психолог, чл.-корр. АН СССР (1943). Директор Ин-та психологии АПН РСФСР (1942—45), зам. директора Ин-та философии АН СССР (1945—48), зав. сектором психологии Ин-та философии АН СССР (1945—49, 1956—60). Занимался филос. и методологич. проблемами психологии, критич. анализом гл. направлений зарубежной психологии, изучением восприятия, памяти, речи, мышления. Раз­рабатывал проблему детерминизма в психологии, про­блему человека в плане онтологии, гносеологии и эти­ки. Гос. пр. СССР (1942) за работу «Основы общей пси­хологии» (1940).

• Бытие и сознание, М., 1957; О мышлении и путях его иссле­дования, М., 1958; Принципы и пути развития психологии, М., 1959; Проблемы общей психологии, М., 1973.

РУДНЯНЬСКИЙ (Rudnianski) Стефан (28.4.1887, Брест,— 23.6.1941, Львов), польск. философ-марксист и обществ. деятель. Чл. Коммунистич. партии Польши с 1918. Работы Р. посвящены франц. материализму 18 в., нек-рым проблемам атеизма, истории польск. филос. мысли, развитию философии в СССР. Р. много сделал для популяризации в довоен. Польше материа-листич. философии. Ему принадлежит первый перевод на польск. яз. работы В. И. Ленина «Материализм и эм­пириокритицизм», а также первое в Польше последоват. изложение диалектич. материализма — кн. «Беседы по философии материализма» (1910, рус. пер. 1924).

* Z dziejow filozofii, Warsz., 1959. К л е в ч е н я А. С., Стефан Р. (Из истории марксистско-ленинской мысли в Польше), Минск, 1968.

РУССО (Rousseau) Жан Жак (28.6.1712, Женева,-2.7.1778, Эрменонвиль, близ Парижа), франц. мысли­тель и писатель, один из представителей франц. Просве­щения 18 в., идеолог дореволюц. мелкой буржуазии. В нач. 40-х гг. установил контакты с Дидро и его еди­номышленниками, принимал участие в создании Эн­циклопедии. В 50-х — нач. 60-х гг. Р. опубликовал произведения, направленные против социально-поли-тич. и имуществ. неравенства: «Способствовало ли воз­рождение наук и искусств улучшению нравов», «Рас­суждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Об общественном договоре, или Принципы политического права» и др. Изданная в 1762 работа Р. «Эмиль, или О воспитании» за религ. вольно­думство была приговорена к сожжению. Р. был вынуж­ден обосноваться в Англии; через 5 лет вернулся во Францию.

С позиции деизма Р. подверг острой критике господств. религ.

мировоззрение, но не поднялся до мате­риализма и атеизма, считая реальный мир вторичным, порождённым богом. Не отрицая объективное сущест­вование материи вне и независимо от человеч. сознания, Р. исключал возможность познания их сущности. Абсо­лютизируя роль чувств. познания, он принижал теоре-тич. мышление, его роль в установлении истины.

В социальной области Р. исследовал причины возник­новения имуществ. и социального неравенства между людьми, чтобы найти пути его ликвидации. Гл. причи­ну перехода от равенства, к-рое он считал естеств. состоянием, к неравенству Р. искал в экономич. сфе­ре, в возникновении частной собственности. Р. остал­ся на позициях эгалитаризма, ратуя за наделение всех

людей относительно равной частной собственностью. Это утопич. требование, однако, было направлено не только против феод., но и крупной бурж. собственности.

Важнейшее место в учении Р. занимала проблема гос. власти. Р. защищал мысль о неправомерности вла­сти, к-рая ополчается против народа, его жизненных интересов, обосновывал право народа на революц. низвержение всякой антинар. власти. Идеалом Р. была республика. Р. уловил внутр. противоречивость развития цивилизации, в т. ч. буржуазной. Он безосновательно отрицал роль наук и иск-в в улучшении нравов людей, но видел тяжкую цену прогресса для угнетённых клас­сов.

Эти и сходные идеи широко использовались Робеспье­ром и его единомышленниками, к-рые считали себя учениками и последователями Р., ставили перед собой задачу реализации его осн. идей: установления суве­ренитета народа, превращения гос-ва в инструмент, обеспечивающий органич. слияние равенства и свободы. Эти идеалы Р. приобретали утопич. характер в услови­ях перехода от феодализма к капиталистич. формам социального неравенства.

В художеств. произведениях («Юлия, или Новая Эло-иза» и др.) Р. утвердил прогрессивное для своего вре­мени направление сентиментализма, описывая труд про­стых людей, их мысли и чувства. Заметный след Р. оставил в муз. эстетике, писал оперы, муз. комедии и романсы.

Педагогич. взгляды Р. противостояли нормам феод. педагогики. Отвергая элитарные представления, Р. исходил из того, что все появившиеся на свет дети сво­бодны от порочных задатков и черт. Их лучшие задатки подавляются обществом, где царят неравенство, пора­бощение человека человеком, деспотич. власть, к-рая желает отнять ум и совесть у подчинённых. Эти констатации сопровождались у Р. утопич. рекоменда­циями: если общество мешает правильному воспитанию детей, их нужно воспитывать на лоне природы, соот­ветственно естеств. требованиям. Р. отмечал, что вос­питатель должен возможно полно учитывать способ­ности, наклонности и интересы воспитанника, с ува­жением относиться к личности подростка, находить диф-

ференциров. подход к ученикам, научить их самостоя­тельно мыслить и т. п.

К. Маркс и Ф. Энгельс признавали наличие диалек-тич. идей в социально-политич. размышлениях Р., в частности о переходе от одних фаз историч. развития к другим, о противоречивости социальных процессов и т. п. Элементы диалектики можно обнаружить также в эстетич. и педагогич. взглядах Р.

• Oeuvres completes, t. 1—13, P., 1885—1905; в рус. пер.— Избр. соч., т. 1—3, М., 1961.

• Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, 3, 4, 12, 15, 16, 19, 20, 21 (см. по именному указат.); Плеханов Г. В., Ж. Ж. Р. и его учение о происхождении неравенства между людьми, Соч., т. 18, М.—Л., 1928; Верцман И. Е., Ж. Ж. Р., M., 19762; М а н ф ρ е д А. 3., Три портрета эпохи Великой франц. революции, М., 1978; Дворцов А. Т., Ж. Ж. Р., М., 1980; Char vet J., The social problem in the philosophy of Rousseau, L., 1974; Bensoussan D., L'unite chez Jean-Jacques Rousseau, P., 1977; A h r-beck R., Jean-Jacques Rousseau, Lpz., 1978; Namer G., Rousseau sociologue de la ctmnaissance, P., 1978; G o l d s c h-midt G. Α., Jean-Jacques Rousseau on l'Esprit de solitude, P., 1978; Fetscher I., Rousseaus politische Philosophie, Pr./M., 1980. X. H. Момджян.

РУТКЕВИЧ Михаил Николаевич (р. 2.10.1917, Ки­ев), сов. философ, чл.-корр. АН СССР (1970). Чл. КПСС с 1944. Окончил физич. ф-т Киевского ун-та (1939). Пре­подавал философию с 1947, в 1966—72 декан филос. ф-та Уральского ун-та (Свердловск). В 1972—76 дирек­тор Ин-та социологич. исследований АН СССР, в 1976— 1978 проф. Академии обществ. наук при ЦК КПСС, с 1978 зав. кафедрой марксизма-ленинизма Академии народного хозяйства при Сов. Мин. СССР. Основные ра­боты в области диалектического материализма, исто­рического материализма, социологических исследо­ваний.

• Практика—основа познания и критерий истины, М., 1952; Марксизм-ленинизм о естествознании и его роли в жизни общест­ва, Свердловск, 1952; Религия и её рсакц. роль в жизни общест­ва, Свердловск, 1954; Движение и развитие в природе и общест­ве, М., 1954; Век науки и иск-ва, [М., 1965] (совм. с А. Ф. Еремеевым); Актуальные проблемы ленинской теории отра­жения, Свердловск, 1970; Социальные перемещения, М., 1970 (совм. с Ф. Р. Филипповым); Диалектич. материализм, М., 1973; Тенденции развития социальной структуры сов. общества, М., 1975; Социалистич. образ жизни и его раз­витие в СССР, М., 1977; Интеллигенция в развитом социа-листич. обществе, М., 1977; Диалектика и социология, М., 1980; Становление социальной однородности, М., 1982.

С

САЙМОН (Simon) Герберт Александр (р. 15.6.1916, Милуоки, шт. Висконсин), амер. социолог и экономист. Работы С. посвящены использованию количеств. мето­дов в социологии и экономике, науч. управлению и пла­нированию деятельности корпораций и учреждений. Согласно С., математика — универсальный язык совр. науки и не существует принципиальных ограничений для формализации и математизации любых науч. проблем. С.— один из основателей социального моделирования и применения кибернетики для анализа поведения лю­дей и обществ. систем с помощью компьютеров. С. ис­следовал процесс принятия рациональных экономич. ре­шений, разрабатывал программы для обоснования стра­тегии и поисков решения общих проблем с помощью компьютеров, имитирующих мыслительные (логич.) процессы. Свои взгляды С. характеризует как сочета­ние «технологич. радикализма» и «экономич. консерва­тизма», полагая, что не существует пределов для науч-но-технич. прогресса в рамках гос.-монополистич. ка­питализма. Оказал значит. влияние на развитие в США науки об управлении. Нобелевская пр. по эко­номике (1978),

• Models of men: social and rational, N. Y., 1957; Management and computer of the iuture, N. Y.—L., 1962; The shape of auto-

mation for men and management, N. Y., 1965; The sciences of the artificial, Camb., 1969; Public administration, N. Y., 1970 (совм. с D. W. Smithburg, V. A, Thompson); Human problem solving, Englewood Cliffs, 1972 (совм. с A. Newell); Administra­tive behavior, N. Υ., 19763; The new science of management decision, rev. ed., Englewood Cliffs, 1977.

• Гвишиани Д. М., Организация и управление, М., 19722, гл. 5, 7.

САКРАЛИЗАЦИЯ (от лат. sacrum — священное), на­деление предметов, вещей, явлений, людей «священным» (в религиозном понимании) содержанием, подчинение политич. и обществ. институтов, социальной и науч. мысли, культуры и иск-ва, бытовых отношений религ. влиянию. В основе С. лежит признание священного (сакрального) как противоположного светскому, мир­скому. С. в теологии означает подчинение богу. Симво­лом этого выступает освящение, т. е. такая церемония, в результате к-рой обыденная мирская процедура при­обретает трансцендентный, божеств. смысл. Наряду с последовательно теологич. пониманием сакрального как производного от бога существуют и расширитель­ные теоретич. его истолкования. Так, согласно Дюрк-гейму, идея священного выражает естественно-природ-







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 360. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия