Студопедия — СПЕНСЕР. наваемое и непознаваемое (в этом смысле его философия может быть понята как упрощённая модификация уче­ния Канта: познаваемое — «мир явлений»
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СПЕНСЕР. наваемое и непознаваемое (в этом смысле его философия может быть понята как упрощённая модификация уче­ния Канта: познаваемое — «мир явлений»






наваемое и непознаваемое (в этом смысле его философия может быть понята как упрощённая модификация уче­ния Канта: познаваемое — «мир явлений», непознавае­мое — «вещь в себе»). Наука способна познавать лишь сходства, различия и др. отношения между чувств. вос­приятиями, но не в состоянии проникнуть в их сущ­ность. С этой т. зр. «...материя, движение и сила лишь символы неведомого реального» («Основные начала», СПБ, 1897, с. 466). Непознаваемое выступает у С. как «первоначальная причина», в признании к-рой сходят­ся наука и религия (см. там же, с. 82—103).

В теории познания С. развивал концепцию т. н. трансформированного реализма, утверждая, что ощу­щения не похожи на предметы, однако каждому изме­нению предмета соответствует определ. изменение структуры ощущений и восприятий (вариант иерогли-физма). С. пытался соединить эмпиризм с априоризмом, признавая априорное (самоочевидное) физиологически закреплённым опытом бесчисленных поколений пред­ков: то, что априорно для личности, апостериорно для рода. Специфич. особенность позитивизма С.— его уче­ние о всеобщей эволюции, основанное на механистич. интерпретации эмбриологии К. Бэра, геологич. концеп­ции Ч. Лайеля, физич. закона сохранения и превра­щения энергии и учения Ч. Дарвина. С. сводил понятие эволюции к непрерывному перераспределению телес­ных частиц и их движения, протекающего в направле­нии к соединению (интеграции) их самих и рассеянию (дезинтеграции) движения, что приводит к равновесию. Под это механистич. понимание эволюции С. пытался подвести все явления — от неорганических до нравст­венных и социальных. Отказываясь искать причины эволюции, С. понимал эволюционизм как простое опи­сание наблюдаемых фактов. Теория эволюции С. не мог­ла объяснить качеств. изменений в развитии.

С. является основоположником органической школы в социологии. Классовое строение общества и возник­новение в его рамках различных институтов С. истолко­вывал по аналогии с живым организмом, для к-рого ха­рактерно разделение функций между органами. Осн. законом социального развития С. считал закон выжи­вания наиболее приспособленных обществ. а из своей концепции эволюции выводил наибольшую приспособ­ленность «дифференцированного» (т. е. разделённого на классы) общества. С. — противник социализма, считав­ший революцию «болезнью» обществ. организма.

В этике С. стоял на позициях утилитаризма и гедо­низма. Нравственность, по С., связана с пользой, к-рая и есть источник наслаждения. Эстетич. воззрения С. сочетают различные мотивы: принцип бесцельной це­лесообразности Канта, понимание иск-ва как игры, иду­щее от Шиллера, и утилитаризм, согласно к-рому прек­расно то, что было в прошлом полезно. Психология С. явилась одним из источников психофизич. параллелиз­ма и генетич. психологии.

Философия С. резюмировала принципы и фактич. ма­териал естествознания сер. 19 в., давая им метафизич. истолкование; она внесла идею историзма в этнографию, историю религий, психологию. Идеи С. пользовались большой популярностью в кон. 19 в. и оказали значит. влияние на махизм (эмпириокритицизм) и неопозити­визм.

• Works, v. 1 — 18, L. — N. Y., 1910; в рус. пер.—Собр. соч., т. 1—7, СПБ, 1866—69; Соч., т. 1—7, СПБ, 1898—1900; Авто­биография, ч. 1—2, СПБ, 1914.

• Нарский И. С., Очерки по истории позитивизма, М., 1960, гл. 4; Богомолов А. С., Идея развития в бурж. философии XIX и XX вв. [М.], 1962, гл. 2; К о н И. С., По­зитивизм в социологии, [Л.], 1964, гл. 2; Бурж. философия кануна и начала империализма, М., 1977, гл. 1; Hudson W., An introduction to t)ie philosophy of H. Spencer, N. Y., 1894; Taylor A. E., Herbert Spencer, Ν. Ύ., 1928; R u m n e у J., Н. Spencer's sociology, L., 1934; Peel J., H. Spencer. The evo­lution of a sociologist, N. Y., 1971. И. С. Нарский.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ,

концепции, объясняющие функционирование и развитие частных социальных процессов.

В марксистской социологии С. с. т. строятся на мето­дологич. основе материалистич. диалектики, историко-материалистич. понимания общества. Вместе с тем эти теории представляют собой обобщение эмпирич. мате­риала, полученного в рамках т. н. отраслевых направ­лений в социологии: социологии труда, социологии семьи, социологии права, социологии культуры и т. д. Развитие этих направлений социологии обусловлено потребностями науч. управления социальными про­цессами, вместе с тем оно стимулирует теоретич. мыш­ление, требует упорядочения, классификации, анализа и обобщения материала, выяснения природы внутр. свя­зей в развитии исследуемых сфер обществ. жизни, объ­яснения, обоснования и интерпретации констатируемых эмпирич. закономерностей. Поскольку в С. с. т. изуча­ются частные социальные процессы, характеризующие многообразные отношения между личностью и общест­вом, постольку в построении этих теорий неправомер­ны методы экстраполяции общетеоретич. положений. В каждом отдельном случае речь идёт об интерпретации конкретного материала, раскрывающего те или иные стороны сложной системы взаимоотношений человека и общества.

По своей логич. структуре С. с. т. могут быть истори-ко-генетическими или структурно-функциональными. Важным стимулом в их развитии являются методологич.

идеи системного анализа, ориентирующие теоре­тич. мышление на поиск оснований целостности иссле­дуемых объектов, выявление системообразующих при­знаков, установление внутр. субординации и иерархии во взаимодействии всей совокупности факторов, воздей­ствующих на исследуемый процесс. По объективным основаниям С. с. т. различаются в зависимости от содер­жания исследуемых и интерпретируемых частных соци­альных процессов.

Необходимые компоненты С. с. т. в рамках марксист­ской социологии — совокупность гипотез, возникаю­щих на стыках теоретич. анализа проблем и практич. мышления; накопленный эмпирич. материал; зафикси­рованные эмпирич. закономерности; более или менее богатая разработка спец. понятийного аппарата; изу­чение специфич. социальных потребностей и интересов, действующих в рамках исследуемого процесса; критич. анализ используемых в данной области показателей зрелости социальных явлений; разработка социально-психологич. типологии устойчивых и динамичных ви­дов отношений, способов восприятия действительно­сти и практич. действия; обоснование наиболее вероят­ных прогнозов развития изучаемых частных процессов.

В сов. социологии наиболее развиты С. с. т. мотива­ции трудовой деятельности и факторов, её обусловлива­ющих; социализации личности; функционирования, распространения и эффективности воздействия массовой информации.

В немарксистской социологии С. с. т. рассматрива­ются как теории «среднего уровня». Идея теорий «сред­него уровня» была выдвинута в 50-х гг. Мертоном, ут­верждавшим что состояние социологич. науки пока ещё не позволяет принять к.-л. общую теорию развития об­щества в целом и что для создания такой теории необ­ходимо начать с построения теорий «среднего уровня».

Выдвижение Мертоном теорий «среднего уровня» имело двойств. смысл. Во-первых, они противопостав­лялись господствовавшей в 50-х гг. теории социального действия — общей социологич. теории, развивавшейся Парсонсом. Во-вторых, концепция теории «среднего уровня» имела ярко выраженную позитивистскую ори­ентацию и была направлена также против материа­листич. понимания истории. В сов. социологич. лит-ре взгляды Мертона были подвергнуты всесторонней кри­тике. Подчёркивая определяющую методологич. роль общесоциологич. теории, социологи-марксисты исхо­дят из того, что знание общих закономерностей историч. процесса должно дополняться знанием частных соци­альных процессов. Для их анализа и разрабатывают-

ся С. с. т., что способствует творческому развитию историч. материализма и науч. коммунизма.

• Андреева Г. М., Совр. бурж. эмпирич. социология, М., 1965; Здравомыслов А. Г., Методология и проце­дура социологич. исследований, М., 1969; Ядов В. А., Со­циологич. исследование, М., 1972; Методологич. проблемы

обществ. наук, М., 1979; M e r t o n R. К., On theoretical socio­logy, N. Υ., 1967; его же, Social theory and social structure N. Y., 1968. А. Г. Здравомыслов, О. М. Здравомыслова.

СПИНОЗА (Spinoza, d'Espinosa) Бенедикт (Барух) (24.11.1632, Амстердам,— 21.2.1677, Гаага), нидерл. философ-материалист, пантеист и атеист. Род. в семье купца, принадлежавшего к евр. общине. Возглавив по­сле смерти отца (1654) его дело, С. одновременно завя­зал науч. и дружеские связи вне евр. общины Ам­стердама, особенно среди лиц, оппозиционно настроен­ных по отношению к господствовавшей в Нидерландах кальвинистской церкви. Большое влияние на С. оказал его наставник в лат. яз. ван ден Энден — последователь Ванини, а также У. Акоста — представитель евр. воль­номыслия. Руководители евр. общины Амстердама подвергли С. «великому отлучению» — херем (1656). Спасаясь от преследований, С. жил в деревне, вынуж­денный зарабатывать средства к существованию шли­фовкой линз, затем — в Рейнсбурге, предместье Га­аги, где и создал свои филос. произведения.

В борьбе против олигархич. руководства евр. общи­ны С. стал решит. противником иудаизма. По своей идейно-политич. позиции был сторонником респ. прав­ления и противником монархии.

Филос. воззрения С. складывались первоначально под влиянием евр. ср.-век. философии (Маймонид, Крес-кас, Ибн Эзра). Её преодоление явилось результатом усвоения С. пантеистическо-материалистич. воззрений Бруно, рационалистич. метода Декарта, механистич. и математич. естествознания, а также философии Гоббса, оказавшего влияние на гносеологич. и социологич. док­трину С. Опираясь на механико-математич. методоло­гию, С. стремился к созданию целостной картины природы. Продолжая традиции пантеизма, С. сделал центр. пунктом своей онтологии тождество бога и при­роды, к-рую он понимал как единую, вечную и беско­нечную субстанцию, исключающую существование к.-л. другого начала, и тем самым — как причину са­мой себя (causa sui). Признавая реальность бесконечно многообразных отд. вещей, С. понимал их как сово­купность модусов — единичных проявлений единой субстанции.

Качеств. характеристика субстанции раскрывается у С. в понятии атрибута как неотъемлемого свойства субстанции. Число атрибутов в принципе бесконечно, хотя конечному человеч. уму открываются только два из них — протяжение и мышление. В противополож­ность Декарту, дуалистически противопоставлявшему протяжение и мышление как две самостоят. субстан­ции, монист С. видел в них два атрибута одной и той же субстанции.

При рассмотрении мира единичных вещей С. высту­пал как один из наиболее радикальных представителей детерминизма и противников телеологии, что было вы­соко оценено Ф. Энгельсом (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, с. 350). Вместе с тем, выдвигая механистич. истолкование детерминизма, отождествляя причин-ность с необходимостью и рассматривая случайность только как субъективную категорию, С. приходит к т. зр. механистич. фатализма. Он был убеждён в том, что весь мир представляет собой математич. систему и мо­жет быть до конца познан геометрич. способом. По за­мыслу С., бесконечный модус движения и покоя связы­вает мир единияных вещей, находящихся во взаимодей­ствии, с субстанцией, мыслимой в атрибуте протяжён­ности. Другим бесконеяным модусом является бесконеч­ный разум (intellectus infnitus), к-рый связывает мир







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1077. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия