Первобытное искусство
В позднем палеолите около 33 тыс. лет до н.э. - возникло первобытное искусство, которое отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников. Первобытное искусство эпохи палеолита в своем развитии прошло несколько этапов, названия которых происходят от названия местностей, где были обнаружены артефакты. Первый этап – Перигорда, хронологические рамки 35 – 30 тыс. лет до н.э. характерен появлением следов первобытного искусства: насечек, нарезов на предметах из кости, на камне. Второй этап - Ориньяк (30 – 19 тыс. лет до н. э.). К этому периоду относятся найденные археологами оттиски человеческих рук с широко расставленными пальцами, обведенными по контуру; различные зигзагообразные линии, оставленные человеческой рукой на сырых стенах пещер. Третий этап - Солютре (19 – 15 тыс. лет до н. э.) для этого периода свойственно появление глиняных скульптурных изображений животных, каменных или костяных женских изображений, так называемых «палеолитических Венер». Они символизировали плодородие, были связаны с культом женщины-матери, прародительницы рода. Женские скульптурки ученые считают первыми антропоморфными, т.е. человекоподобными изображениями. Подобные «Венеры» найдены в Италии, Австрии, Чехии и многих других странах. Кроме женских образов встречаются реалистические фигурки животных. Таким примером является глиняная фигура медведя из пещеры Монтеспан (Франция), выполненная в натуральную величину с насаженным черепом натурального зверя. Найдены также и другие глиняные фигурки зверей разной величины. Статуэтки, камни с гравированными изображениями развивали абстрактно-образное мышление и способствовали переходу к живописи. Период Мадлен (15 – 10 тыс. лет до н. э.) является вершиной наскальной живописи. Мадленским периодом датируются наиболее известные пещерные галереи: Ласко, Монтеспан, Фон де Гом во Франции, Альтамир в Испании. Эти пещерные рисунки были открыты еще в XIX веке. Пещерные росписи, выполнены в четырех цветах (красном, черном, охре и зеленом). Главное место в пещерной живописи отводилось животным и сценам охоты на них. Анализируя памятники наскальной живописи можно выделить ее характерные черты: - изображения очень реалистичны, точны в деталях; - передается динамика движения; - в рисунках почти не встречаются изображения рыб, птиц, растений. Зато преобладают животные. Редко встречаются изображения человека; - в рисунках не соблюдаются пропорции между величиной животных; - использование широкой палитры красок. В мезолите люди перешли к оседлому образу жизни, изобрели лук, стрелы. Совершенствовались орудия труда, была освоена техника шлифовки камня, стали использоваться сложные приспособления, сделанные с помощью микролитов, то есть небольших острых кусочков кремня, вставленных в костяную или деревянную основу. Из микролитов изготовлялись и наконечники стрел. Изменились характер и техника наскального или пещерного искусства: наряду с рисунками животных чаще стали появляться изображения людей, причем следует отметить в качестве новой отличительной черты преобладание сюжетных схем, бытовых сцен, например, группы людей на охоте, рыбной ловле и т.д. Первобытные художники стремились передать экспрессию, движение, смысл событий. Но в то же время живопись теряет свою многоцветность, рисунки становятся более схематичными. Подобный характер имеют картины на скалах Виллторта (Испания). В неолите высокого совершенства достигла техника обработки камня путем шлифования. К культурным новшествам можно отнести освоение техники изготовления керамики из обожженной глины, прядения и ткачества. В 6 тыс. до н. э. на Ближнем Востоке появились первые изделия из меди, началось изготовление орудий труда из бронзы. В конце неолита и в период энеолита (3 – 2 тысячелетие до н. э.) появляются жилища, культовые сооружения, в том числе на Ближнем Востоке – каменные; мегалиты (культовые сооружения из огромных камней). Мегалиты были трех типов: менгиры (длинные камни до 20 м, например, аллея менгиров из 2613 камней во Франции); дольмены (вертикальные камни, перекрытые горизонтальным камнем); кромлехи (архитектурные ансамбли из огромных камней вокруг центрального камня). Ярким примером сочетания менгиров, дольменов и кромлехов является алтарь солнца «Стоунхендж» в Англии, относящийся к концу IV тысячелетия до н. э. Для наскального искусства эпохи неолита характерно усиление элементов символизма, абстракции, которые выражались через орнамент: геометрический, зооморфный, антропоморфный. В центральной Европе был распространен «ленточный» орнамент в виде спиральных, зигзагообразных и других лент. Позднее орнамент стал более абстрактным (круги, овалы, ромбы и т. д.), с символами. Например, ломаные линии означали воду, ромбы – мироздание, ориентированное по сторонам света. Появились рисунки в виде так называемых «рентгеновских снимков», когда при изображении животных рисовались и их внутренние органы, а также в виде петроглифов, то есть знаков на камнях, представлявших упрощенные схемы рисунков. На стадии неолита наряду с усложнением изобразительного искусства были уже накоплены определенные астрономические и медицинские знания, в отдельных регионах появилось пиктографическое письмо. Таким образом, в первобытную эпоху сформировались все виды изобразительного искусства: графика (рисунки, силуэты); живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками); скульптура (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины); декоративное искусство (резьба по дереву, камню, кости; рельефы, орнаменты). Первобытное искусство сыграло важную роль в истории и культуре первобытной эпохи и древнейшего человечества в целом. Закрепляя в зримых образах жизненный опыт и мировосприятие, древний человек углублял и расширял представления о реальности, обогащал и развивал свой духовный и внутренний мир. Культура первобытной эпохи отразила первые представления человека об окружающем его мире, благодаря человеку сохранялись, накапливались и передавались знания и умения. 4. Зарождение ранних форм верований: тотемизм, фетишизм, анимизм, магия В первобытную эпоху возникли ранние формы религии (лат. religare – связывать), мифология. Наличие в среднем палеолите погребений свидетельствует о вере человека в потусторонний мир и наличии религиозных обрядов. В эпоху верхнего палеолита зародилась магия. Самые простые действия приобретали религиозный смысл, целью их было воздействие на сверхъестественные силы, связь с духами предков. Формы магии были различными: подражательная (нанесение вреда копии зверя с целью облегчения самой охоты и ее удачного завершения), вредоносная (нанесение порчи), метеорологическая (вызов дождя), военная (ритуальные воинственные танцы с целью поднятия воинственного настроения и облегчения победы над врагом), любовная (привораживание), земледельческая (земледельческие обряды), магия слова (заговоры) и т. д. Невозможность объяснить природные явления (молнию и гром, ветер и дождь) породила веру людей в существование сверхъестественных сил, так появились древние формы верований: анимизм, тотемизм и фетишизм. Анимизм (от латинского «анима» - душа) - вера человека в существование души, способной жить отдельно от тела, даже после смерти. Фетишизм наделение сверхъестественными свойствами неодушевленных предметов (камней, деревьев). Тотемизм – вера в сверхъестественную связь между членами рода и каким-нибудь животным называется тотемизмом. Каждый род имел свое священное животное – тотем. Восприятие человеком мира было связано с мифом и мифологией. Мифы условно можно разделить на: мифы о животных, космогонические (о происхождении мира, земли, солнца), мифы о рождении и смерти, о загробном мире. Впоследствии они нашли отражение в религии и мифологии древних цивилизаций. Все формы первобытной религии, а также и мифотворчество объединяла вера в одушевленность природы. Животные, птицы, неодушевленные предметы являлись, по представлению первобытного человека, живыми существами, многие из них обладали сверхъестественной силой. Таким образом, первобытная культура, явилась важным этапом в становлении основных направлений мировой культуры в более поздний период.
Контрольные вопросы для самоподготовки обучающихся: · Назовите основные черты первобытной культуры. В чем их сущность? · Чем было вызвано магико-религиозное поведение человека в первобытную эпоху? · Назовите основные формы первобытных верований. Охарактеризуйте каждый из них? Литература: 1. Борзова, Е.П. История мировой культуры / Е.П. Борзова. – СПб.: Лань, 2001. – 672 с. 2. Косвен, М. Очерки истории первобытной культуры / 3. Культурология: пособие для студентов вузов / С.В. Лапина [и др.]; под обш. ред. С.В. Лапиной. – 4-е изд. – Минск: Тетра-Системс, 2007. – 496 с. 4. Мириманов, В.Б. Первобытное и традиционное искусство / В.Б. Мириманов. – М., 1973. 5. Ранние формы искусства. – М., 1982. 6. Тайлор, Э.Б. Первобытная культура / Э.Б. Тайлор. – М., 1989 7. Языкович, В.Р. Культурология: ответы на экзаменационные вопросы / В.Р. Языкович. Минск: Тетралит, 2013. - 176 с.
|