Архаический период в развитии древнегреческой культуры
В эту эпоху формируется полисная система, создаются институты демократии (Солон), складывается Милетская школа натурфилософии, возникает доэсхиловская трагедия, создается аргосская школа скульпторов, распространяется чернофигурная керамика. Целью искусства становится создание красоты, которая символизирует духовное и физическое совершенство, добро. Особое внимание уделяется духовному, нравственному и патриотическому воспитанию гражданина. Большую роль в античной культуре играла мифология. Во II тыс. до н.э. окончательно оформился пантеон богов, живущих на горе Олимп и подчиненных власти одного бога «Зевса» - «отца людей и богов». Каждое определенное божество было наделено определенными функциями: Афина - богиня мудрости, войны, высших родов искусства; Гермес - бог торговли, Артемида - богиня охоты, Афродита - богиня любви и красоты. Пантеон богов воспроизводился в архитектуре древних греков (храм Артемиды в г. Эфес). Особое место в древнегреческой культуре занимает философия. Основной признак древнегреческой философии – стремление к мудрости, к постижению мира и места человека в нем. Философия развивалась в пределах полисов как свободные объединения, школы. В VI в. до н.э. в Милете возникла милетская школа, основателями и мыслителями которой были Фалес (624-547 гг. до н. э.), Анаксимандр (610-548 гг. до н. э.) и Анаксимен (вторая половина IV в. до н. э.). Представители милетской школы воспринимали мир как единое целое, пытались осмыслить его закономерности. Пифагор (ок. 540 - 500 г. до н.э.) и его последователи, считали основой мира числа и числовые отношения. Они внесли значительный вклад в развитие математики, астрономии и теории музыки. Гераклит Эфесский (ок. 554 - 483 гг. до н.э.) считал первоосновой мира огонь. По его мнению, как в природе, так и в обществе постоянно происходят изменения, вечная борьба, превращение друг в друга противоположностей. Гераклит по праву считается одним из основоположников диалектики. Таким образом, философские школы начала V в. объединяло стремление создать единую универсальную космологическую и онтологическую концепцию, объяснить единство и разнообразие мира. Литература периода архаики существовала в устной форме: эпос, обрядовые песни, басни. Истоками древнегреческой литературы считаются «Илиада» и «Одиссея», автором которых является Гомер, написанные в VIII в. до н.э. К этому времени относится творчество Гесиода. В его поэме «Труды и дни» автор утверждал, что счастье человеку приносит лишь богатство, которое добыто собственным трудом. Со временем эпос уступил место лирической поэзии, прославлявшей пиры, игры, любовь, воспевавшей не подвиги героев, а простые человеческие чувства, поднятые на божественную высоту. Выдающимися лириками VIII – VI вв. до н. э. были Алкей, Анакреонт и Сафо (Сапфо), Архилох. В VI в. в отдельный жанр греческой литературы оформляется басня, которую связывают с именем Эзопа. Многие сюжеты его басен «Волк и ягненок», «Лисица и виноград», «Ворона и лисица» были заимствованы писателями последующих эпох Ж. де Лафонтеном (1621- 1695 гг.), В VII – VI вв. до н. э. зарождается греческий театр, возникший из обрядовых праздников в честь бога Диониса. Многие театральные сюжеты были заимствованы из мифологии, отражая через ее форму современную общественную жизнь. Искусство архаики характеризуется поисками формы, которая выражает эстетический идеал прекрасного телом и духом гражданина полиса. Появляются два типа одиночной скульптуры - обнаженного юноши (куроса) и задрапированной женщины (кора) с полуулыбкой на лицах. Развиваются круглая скульптура, рельеф, барельеф и горельеф, что позволяло делать изображения разными по объему на плоскости. Греческая вазопись эпохи архаики поражает богатством, разнообразием форм, красотой декора. Это пиксиды для хранения ювелирных изделий, килики и скифосы для вина и т. д. Около 700 г. до н.э. коринфские керамисты изобрели чернофигурную технику росписи сосудов, в которой неглазурованная красная глина раскрашивалась в черный цвет и расписывалась мифологическими и батальными сюжетами. В 530-е гг. до н.э. афинские гончары предложили прямо противоположный процесс и создали более сложную по изготовлению краснофигурную керамику, росписи которой отличались более тщательной прорисовкой и разработкой деталей. В архаическую эпоху формируется ордерная система, представленная дорическим и ионическим ордерами. Слово «ордер» латинское и означает соотношение и пропорциональность взаимного расположения несомых и несущих элементов стоично-балочной конструкции. Таким образом, архаическая культура заложила основу для расцвета культуры классической, которая сыграла значительную роль в развитии мировой цивилизации.
|