ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК
Лекция 1. Введение в учебную дисциплину «История мировой культуры». (2 ч.) План: 1. Место «истории мировой культуры» среди гуманитарных наук. Предмет ее изучения. Понятие «культура», ее основные функции. 2. Формационный и цивилизационный подходы в изучении истории мировой культуры. 3. Периодизация мировой культуры.
Ключевые понятия: культура, функции культуры, цивилизация, формационный подход, цивилизационный подход
1. Место «истории мировой культуры» среди гуманитарных наук. Предмет ее изучения. Понятие «культура», ее основные функции. «История мировой культуры» - учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания об основных периодах развития общемировой и отечественной культуры от древности до нашего времени, общественных течениях и художественных стилях, шедеврах и ярких произведениях изобразительного искусства, архитектуры, научных изобретениях, жизни и деятельности творцов различных эпох и народов. Предметом изучения «истории мировой культуры» является ценностный мир исторических эпох, народов, индивидов и других носителей исторического процесса. В настоящее время «история мировой культуры» выступает в качестве интегративного предмета социально-гуманитарного профиля, содержит в себе результаты и достижения современного гуманитарного знания, включая историю, религиоведение, философию, искусствоведение и др. В процессе изучения ключевым понятием является «культура». «Культура» происходит от латинского слова «cultura», которое означало в Древнем Риме возделывание почвы, ее культивирование, то есть какие-либо изменения в природном объекте под воздействием человека, его деятельности в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Уже в этом первоначальном определении подчеркивается важная особенность - единство культуры, человека и его деятельности. Каждая эпоха вкладывала в понятие культура свое представление. Так, эллины видели в воспитанности свое главное отличие от «диких», «некультурных варваров». В Средние века слово «культура» ассоциировалась с личными качествами, с признаками личного совершенствования. В эпоху Возрождения под личным совершенством начинают понимать соответствие гуманистическому идеалу. А с точки зрения просветителей XVIII в. культура означала «разумность». Джамбаттиста Вико (1668—1744), Иоганн Готфрид Гердер (1744—1803), Шарль Луи Монтескье (1689—1755), Жан Жак Руссо (1712—1778) считали, что культура проявляется в разумности общественных порядков и политических учреждений, а измеряется достижениями в области науки и искусства. Во второй половине XIX в. понятие «культура» приобрело статус научной категории. Она перестает означать только высокий уровень развития общества. Это понятие употреблялось с такими категориями, как «цивилизация» и «общественно-экономическая формация». Понятие «общественно-экономическая формация» ввел в научный оборот Карл Маркс (1818—1883). Оно составляет фундамент материалистического понимания истории. Долгое время понятия «культура» и «цивилизация» были тождественны. Первым провел между ними границу немецкий философ Иммануил Кант, а в начале В настоящее время существуют разные подходы к пониманию «культуры», определим наиболее важные 1. Аксиологический. Культура - это мир ценностей, совокупность лучших творений человека. 2. Антропологический. Культура - это совокупность артефактов, искусственных, созданных человеком предметов и явлений, все, то, что сделано людьми и характеризует их жизнь, отличает человеческое общество от природного мира. 3. Информационный подход. Культура - это мир смыслов, система социальной информации, ценности, опыт, образцы деятельности, сохраняемые и транслируемые человеческим сообществом. Наличие множества подходов к изучению культуры позволяет сделать вывод о многогранности и сложности этого понятия. Вместе с тем выделим основополагающие определения. Во-первых, культура присуща только человеческому обществу. Во-вторых, она является результатом деятельности человека и условием его саморазвития. В-третьих, культура – это совокупность положительных ценностей. В-четвертых, культура является условием жизнедеятельности человека. Таким образом, не претендуя на универсальный подход, можно дать следующее определение понятия. Культура – это совокупность всех видов и результатов преобразовательной деятельности человека и общества, воплотившихся в материальных и духовных ценностях, определяющих нормы поведения людей, отношения друг к другу, обществу, природе, творческий процесс, формирующий личность и общество. Функции культуры. Культура представляет собой социальное явление и выступает как фактор возникновения и развития социальных отношений. Поэтому культуру необходимо изучать с позиций выявления тех функций, которые она выполняет в обществе. Важнейшими функциями культуры являются познавательная, воспитательная, информативная, коммуникативная. Познавательная функция культуры состоит в том, что культура дает целостное представление о народе стране, эпохе. Культура есть самопознание и самосознание народов. Культура выступает как форма самоидентификации людей. Благодаря ей, общество осмысляет, что его связывает с другими обществами, что отличает данное общество от других. Информативная функция культуры играет важную роль в передаче знаний и опыта предшествующих поколений. В культуре проявляется социальная негенетическая наследственность человечества, его историческая память. Культура опредмечена в знаковых системах: устных преданиях, литературных памятниках, «языках» науки и искусства. Коммуникативная функция культуры состоит в том, что культура не существует вне общества, она формируется через общение. Воспитательная функция или функция социализации (под влиянием культуры человек формируется как личность, развиваются способности, умения, его физические и духовные качества). 2. Формационный и цивилизационный подходы в изучении истории мировой культуры. В современной науке ученые выделяют несколько подходов к изучению истории человеческой культуры. Формационный подход был сформулирован известными немецкими мыслителями и общественными деятелями XIX в. К. Марксом и Ф. Энгельсом. Этот подход основан на рассмотрении истории, как смены общественно-экономических формаций, соответственно каждой формации соответствует свой тип культуры, который эволюционирует в своем развитии от формации к формации. Представители этого подхода исходят из заданного изначально и длящегося на всех этапах единства культурно-исторического процесса. Цивилизационный подход анализирует историю как смену цивилизаций. Каждой из которых характерны стадии рождения, расцвета и упадка. Представители цивилизационного подхода доказывают отсутствие общей закономерности в развитии культуры человечества. Объектом исследования в таком подходе является материальная и духовная культуры различных цивилизаций. В хронологическом порядке рассматривается египетская цивилизация, древнеиндийская цивилизация, древнегреческая цивилизация, средневековая цивилизация и т. д. Представители цивилизационного подхода доказывают, что нет общей закономерности развития культуры человечества. Закономерность характерна только для развития культуры внутри одной цивилизации. Этот подход в объяснении исторического процесса и культуры начал складываться в XVIII веке. Его основоположниками были французские философы-просветители Все эти подходы дают возможность высветить разные грани одной истины, которая становится понятна в результате объективного подхода к изучению разнообразных теорий о культуре общества. Ведущую роль в истории играют не сами культуры, а люди, для которых соответствующие культуры очерчивают специфические смысловые и символические границы.
|