ПРОФЕССОР. Моралист и зануда
Помните как у Пушкина: "Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень". Говоря по-философски и диалектически, на каждый тезис должен найтись антитезис. Тезисом было утверждение того, что кино наше держится на нравственном герое, чистом, где-то наивном и благородном человеке, который почти не говорит, но всегда действует, повинуясь более голосу совести, эмоциональному порыву, не подкрепленному рационализмом. В "Большой семье" на стороне эмоциональной чистоты, как уже говорилось герой Алексея Баталова, а роль рассудительного циника (зав клубом Вениамина Семеновича) играет Николай Гриценко (Крыса, Лев). Причем речь идет не просто о сравнении, а именно о противопоставлении. А ведь в другом контексте и с другими акцентами зав клубом вполне мог бы считаться прекрасным рассказчиком, балагуром, даже оратором. Как увлеченно рассказывает он о дружеских отношениях с Алексеем Толстым, частых посещениях Станиславского, игрой на бильярде с Маяковским. В любом случае переговорить героя Гриценко никто не смог, просто съездили ему по мордасам… Вспомним другие запоминающиеся роли Николая Олимпиевича. Каренин в "Анне Каренине" Александра Зархи. Все то же самое - столп морали, человек много и правильно рассуждающий, человек в мундире при орденах и положении. Могучая деталь в могучем и отлаженном механизме. Против него слабая, запутавшаяся в своих страстях женщина. Ее преимущество лишь в том, что она живая, трепещущая, а потому симпатии зрителя (как и читателя книги, конечно же) на ее стороне. Хотя если честно, в моральном отношении, чем уж так плох Каренин? Еще две запомнившиеся роли, хоть и эпизодические - "Адъютант его превосходительства" и "Семнадцать мгновений весны". Все тот же набор: презрение к "чистоплюйству", верность принципам, придуманной морали, отсутствие эмоциональных порывов, в конечном счете, все то же отсутствие души, что так важно показать для нашего кино. Наконец закономерный итог - роль Николая Антоновича в "Двух капитанах" Евгения Карелова. Этот образ стал эталонным для саморазоблачения рационализма. Множество слов, куча бумажек подтверждающих эти слова, все логично, четко и вроде правильно. А на поверку одна лишь подлость и бездушие. Ну и, конечно же, сопутствующее качество - полнейшее отсутствие романтизма, высоких устремлений, эмоционального порыва. Любому ясно, что Николай Антонович нужен в фильме (и в книге, конечно же, тоже) только для антитезиса, для того, чтобы контрастировать с истинным героем - Саней Григорьевым. Апофеоз сухого и черствого морализаторства - это фон Корен в исполнении Высоцкого ("Плохой хороший человек"). Появление Владимира Высоцкого (Тигр, Водолей) в стане моралистов кажется совершенно невозможным. По фактуре, по народному признанию Высоцкий, безусловно, создан был для геройских ролей. Он должен был стать на стороне тезиса, но поразительным образом встает на стороне антитезиса. Никакие иные роли Высоцкого в кино не в состоянии отменить этого положения. Ни в "Стряпухе", ни в "Вертикали", ни в "Карьере Димы Горина" герои Высоцкого не являют нам образца для подражания. Слишком насмешливы, слишком ироничны, слишком умны, а стало быть не искренни, а может быть и циничны. Главная роль у Киры Муратовой в фильме "Короткие встречи" ничего не меняет. Все та же острая ирония, скороговорка, игра в слова и игра словами. А стало быть, в традиции нашего кино - человек подозрительный, не понятный, может быть даже двойственный. Откровенно героическая роль достается Высоцкому в "Опасных гастролях". Но и здесь он делает максимум для того, чтобы дегероизировать свой образ. Везде и всюду он снижает пафос, принижает любовь в сцене любовного признания, постоянно ерничает, шутит, а главное говорит, говорит, говорит… А ведь герою, как мы выяснили, полагается молчать. О главной роли Высоцкого особый разговор. В культовом фильме "Место встречи изменить нельзя" Владимир Высоцкий, безусловно, номер один, безусловно, главный герой. Но о сыщиках чуть позже. Однако и тут, не смотря на свое главенство он вновь на стороне антитезиса. Вспомним, книга именовалась "Эра милосердия, Жиглов же считает "милосердие" поповским словом, не брезгует небольшой подтасовкой в борьбе с преступниками, подкладывает кошелек Кирпичу, сажает безвинного Груздева, стреляет в убегающего Левченко, а главное являет из себя не гуманиста и мечтателя, а жесткого моралиста и сухого рационалиста. Не случайно в фильме ему активно противостоит Груздев, а во многих эпизодах и Шарапов. Первый утверждает, что Жиглов нехороший человек, и люди для него мусор, второй говорит, что тот шельмует с подобранным кошельком. У Жиглова же одна мораль: "Вор должен сидеть в тюрьме"! Алексей Грибов (Тигр, Водолей) защищает устои старого мира ("Начальник Чукотки"), с его верой в здравый смысл и рациональность бытия. Увы, симпатии зрителя на стороне искреннего романтика в исполнении Кононова. Среди других киноролей Грибова стоит отметить бюрократа Неходу в "Верных друзьях" (о бюрократах разговор впереди), сыщика Чубикова в "Шведской спичке" (о сыщиках тоже впереди), обыденного начальника в "Зигзаге удачи", ну конечно же капитана в "Полосатом рейсе" - где он все тот же начальник, суховатый, туповатый, формально безупречный, призванный своей сухостью оттенить страстную и блистательную Маргариту Назарову (Тигр, Стрелец), обаятельного Евгения Леонова (Шулейкина), а также загадочного и магического старпома в исполнении Ивана Дмитриева. Трагифарс "О бедном гусаре замолвите слово". Мерзяев в исполнении Олега Басилашвили (Собака, Весы). Он говорит, что "нет в России благородных людей. Не доросли. Рылом не вышли." Он же говорит, что не надо как лучше, а надо как положено. Ну и так далее… Мерзяев не просто чиновник, не просто буквоед и бюрократ, завистник и провокатор, он живая иллюстрация бесчувствия, не способности к человечности. Он не понимает чувств отца к дочери, жениха к невесте. Для него неведомы понятия девичьей чести или гордости творческого человека. Да он главный герой фильма, но фильм-то про антитезис. Истинные же герои - артист Бубенцов в исполнении Евгения Леонова (Аристократ), гусар и безобразник Плетнев в исполнении Станислава Садальского (Вектор) и иже с ними это благородный фон оттеняющий мерзость и бездушие Мерзяева. Не будем забывать, что фильм снят Эльдаром Рязановым в 1980 году, на пике молчаливого противостояния благородной и искренней интеллигенции бездушному чиновничеству и партократии. Среди прочих ролей Олега Басилашвили отметим идеальное соответствие гороскопу роли Самохвалова в "Служебном романе", где за внешностью балагура, обаятельного и корректного человека скрывается карьерист расчетливый, холодный и пустой. В том же духе его небольшие роли в фильме "Дни Турбиных", "Возвращение "Святого Луки". Везде расчетливость и корысть тождественны мелкой душонке. Идеально попадание в гороскоп в фильме "Противостояние", но об этом позже. Еще одно столкновение, и снова заочное между эмоциональностью Нравственного героя и рационализмом происходит в популярном некогда фильме "Три тополя на Плющихе". Торжество добра и нежности обеспечивает Олег Ефремов (Кот, Весы). А вот Вячеслав Шалевич (Собака, Близнецы) играет крохобора, скопидома, заземленного и бескрылого типа, замотавшего себя и жену узколобым материализмом. (Впрочем, если оторваться от проблем нашего кино, герой Шалевича нормальный крестьянин, всехний кормилец.) Из других ролей Шалевича отметим его дебютную роль в "Капитанской дочке". По негодяйству роль Швабрина никак не последняя в русской культуре, причем все идет от того же зловредного рационализма. Знаменательно, но в новой версии "Капитанской дочки" роль Швабрина вновь играет рационалист (виртуальный знак - Профессор)- Сергей Маковецкий (Собака, Близнецы).
|