Студопедия — Анализ сказки Дж. Родари «Чиполлино»
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Анализ сказки Дж. Родари «Чиполлино»

Выделять характерные черты разных типов общества оказалось занятием забавным, так как чем больше источников читаешь, тем большее разнообразие ответов получаешь.

Приблизительной продолжительностью существования локальной группы можно считать 2 в. до н. э., 6–7 вв. до н. э., 7–8 вв. до н. э. На какой дате все-таки остановиться, все источники заслуживают доверия, каждый может по-своему аргументировать. На нашей территории они располагались от Среднего Приднепровья до ядра Киевской Руси. Отличительными особенностями способа хозяйствования была общность территорий и элементов хозяйственной культуры. Отсутствие частной собственности характеризует этот отрезок времени, но у людей уже начинают появляться личные вещи. Старшие мужчины имели определенные привилегии, меньше работали; женщинам и детям не разрешалось есть некоторые виды пищи. Женщины могли быть в приниженном положении, с детьми начинали немного считаться только при их взрослении. Но при переходе во взрослость им предстояло выдержать трудные, порой мучительные испытания.

У племен охотников, собирателей и рыболовов существовала примитивная религия, связанная с их образом жизни. Появление религиозных верований было очень важным водоразделом между человеком и животными. Он теперь выступает как мыслящее существо, стремящееся понять причины явлений. Люди заметили, что внутри них есть нечто неосязаемое (сознание, мысль, сны, галлюцинации и т.п.), что руководит телом или существует как бы отдельно. Отсюда было сделано гениальное для примитивных существ заключение о душе и духах, ставшее основой духовной жизни людей на протяжении многих тысячелетий. Появление религии впервые выделило группу людей интеллектуальной деятельности: знахарей, колдунов, шаманов и пр., ставших одновременно и хранителями знаний, мудрости. С религией связано первобытное искусство, которое известно по сохранившимся удивительным рисункам на стенах пещер. Такие рисунки найдены и на Южном Урале (Капова пещера).

Присутствует деление народы, фратрии. Социальная организация – племя, то есть, имеющая перечисленные признаки управления, ведения хозяйства, общения. Для более позднего этапа существования племени характерны самоуправление, состоящее из племенного совета, военных и гражданских вождей. Во главе всего этого был управленческий аппарат, состоящий из старейшин и Совета старейшин.

В общем-то элементарные составляющие, но какие важные для понимания последующего разветвления и усложнения политической, социальной и в дальнейшем образуемых систем власти.

Община – первичная форма социальной организации, возникшая на основе природных, кровнородственных связей. В процессе образования классового общества и государства первобытное общество трансформируется в соседскую (территориальную) организацию сельского населения.

Продолжительностью существования родовой общины исследователи чаще всего называют 2–5 вв. н. э. В разные времена года она сильно различалась по численности, так как условия жизни, общественные отношения, занятия и многое другое в этот период исключительно зависят от тех природных условий, в которых находятся первобытные люди. Способ хозяйствования еще не претерпевает кардинальных изменений и остается на основе природных, кровнородственных связей. Коллективный труд и потребление обусловлены низким уровнем развития производственных сил. То же с формами собственности – частной не существовало, но личные вещи имелись. Социальная организация: основной ячейкой общества является материнский род, позже – отцовская большесемейная община. Продолжают котироваться правила и запреты для младших и слабых. Уравнительное распределение продуктов. Охотничья или иная добыча одних должна была делиться на всех или многих. Образование государства, развитие феодальных отношений.

По-видимому, у древних существовали запреты на вступление в брак в своем роде. Брачные обычаи вообще могли быть очень сложны. Чаще всего должно было существовать не менее четырех близких родов, члены которых по определенным правилам вступали между собой в брак. Главную основу первобытного строя составляют родственные отношения. Само положение человека в коллективе зависело от пола и возраста.

А его взаимоотношения с сородичами строились прежде всего в зависимости от степени родства между ним и каждым членом. Об управленческом аппарате можно сказать то, что он заключался в полном или частичном самоуправлении. «Руководящие посты» занимали старейшины и Совет старейшин. Государства как такового не существует.

Упоминается в литературе Совет старейшин, также как и в локальной группе.

«Вождества» – термин близкий к понятию «военная демократия» (введен Л. Г. Морганом). Такой тип общества на территории нашей страны существовал в 6–8 вв. н. э. Социальная организация характеризуется сохранением остатков первобытного коллективизма и демократии на стадии разложения первобытнообщинного строя. Управление племенем или союзом племен осуществляется родоплеменной или военной верхушкой во главе с наследственными вождями (князь). Высшим органом управления продолжало оставаться народное собрание – вече, обеспечивающее и политическое, и экономическое равенство всех членов племени. Постепенно его значение падает. Зато усиливается роль племенных старейшин, главы родов, патриархальных семей. Вокруг племенных князей формируются дружины, лично подданные только им. Сосредоточение в руках военно-дружинных корпораций всей полноты власти, создается система свободной эксплуатации населения. В политической жизни медленные, но перемены. Начинается последняя стадия родоплеменного строя («военная демократия»). Проявляются некоторые ощутимые зачатки государства. Переход от первобытного строя к феодализму (8–9 вв. н. э.).

Общество – носитель всей совокупности общественных функций: производительной, семейно-бытовой и идеологической.

Государство – это организация (аппарат, машина) насилия и принуждения, созданная для того, чтобы определенные общественные группы, слои (классы) могли держать в постоянном угнетении (эксплуатировать) другие общественные группы, перераспределять в свою пользу богатства и привилегии.

Чем же отличается аграрное общество от предыдущих типов общества. Что нового? Способ хозяйствования переходит в стадию феодальных отношений. Личная крепостная зависимость проявляется в барщине, оброке, других повинностях. Форма собственности – общинное землевладение. Государство становится феодальным. Это период с конца XVIII до начала XIX века.

Индустриальное общество охватывает период с XIX до начала XX века. Способ хозяйствования характеризуется усилением крепостных форм хозяйствования, увеличением барщины и оброка, и плюс многоукладный характер экономики, подневольный труд крепостных на промышленных предприятиях был непроизводительным, затруднен технический прогресс. Форма собственности: помещичье право на землю и крепостных. Социальная организация характеризуется ростом новых классов: буржуазии и рабочих. Что можно сказать о типе государства? Самодержавное государство с феодально-крепостнической системой хозяйства.

Бесспорно, любой тип общества заслуживает детального рассмотрения. Каждый из них может поведать об интереснейшем времени, индивидуальности и неповторимости существовавшего. В кратком изложении это может выглядеть примерно так. Но при более тщательном анализе видны зачатки чего-то современного. Об истории нельзя думать пренебрежительно: что-то вроде было, но прошло и уже не имеет значения. «Не знать, что было до того, как ты родился, значит оставаться всю жизнь ребенком» (Квинтилиан).

Вариант 2

Нижней границей, то есть началом первой фазы предположительно было время около 2 миллионов лет назад. Это время появления первых каменных орудий, свидетельствовавших, вероятно, о появлении предшественника человека как отдельного вида (архантропы, человек прямоходящий, Homo erectus).

Это как раз начало палеолита (древнего каменного века). Вероятнее всего, период первой фазы – время древнего (низшего) палеолита, так как именно он связан с существованием древнейших людей.

Этап же позднего (верхнего) палеолита уже связан со второй фазой социогенеза (родовая община). Предположительно, в то время возник человек современного типа, который пользовался оббитыми каменными, деревянными, костяными орудиями, занимался охотой и собирательством. Скорее всего, именно в этот период возник институт семьи, то есть это около 500 тысяч лет назад.

Рубеж верхнего палеолита – 40 тысяч лет назад. «Человек разумный» становится единственным представителем семейства гоминид (Homo) и заселяет практически всю Землю. Это уже время перехода простого общества в вождества, то есть к третьей фазе социогенеза.

Так как появление сложного общества тесно связано с зарождением такого института общества как государство (что происходит 5–6 тысяч лет назад), то именно период с 30–40 тысяч до 5–6 тысяч – период тождеств, то есть третьей фазы социогенеза. Время подобных протогосударственных образований характеризуется появлением социальной дифференциации людей, но еще отсутствующей социальной стратификацией. Уже есть огородничество, но нет пашенного земледелия, уже есть избыточный продукт, но нет прибавочного.

Как уже было сказано, появление сложного общества связано с появлением государства (5–6 тыс. лет назад), а также с появлением стратификации и письменности (10 тыс. лет назад). Таким образом, последняя, четвертая фаза социогенеза началась примерно 5–6 тыс. лет назад (табл. 3.1).

Таблица 3.1

<>align="center" cellpadding="0" cellspacing="0"> Фазы социогенеза Характерные черты Период Удельный вес периода
Первая фаза Первобытное стадо 2 миллиона-500 тысяч лет назад 75%
Вторая фаза Родоплеменная община 500-40 тысяч лет назад 23%
Третья фаза Вождество, протогосударство 40-6 тысяч лет назад 1,7%
Четвертая фаза Сложное общество 6 тысяч лет назад 0,3%
Именно в сложных обществах личные, кровнородственные отношения заменяются безличными, неродственными. На начальном этапе существовало аграрное общество, которое характеризуется пашенным земледелием, привязанностью людей к земле при господстве деревни как замкнутой территориальной общины, ведущей натуральное хозяйство, слабо связанное с рынком. Основной ячейкой является сложная, расширенная семья (включающая родителей, детей, многих родственников, например дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер), то есть довольно крупная организация людей, объединенная родственным признаком. Правда, для того времени уже характерна моногамия, то есть форма брака, позволяющая иметь только одного супруга. Возможно, это и способствовало к возникновению нуклеарной семьи, то есть такой семьи, которая состоит из взрослых и детей, которые от них зависят. Однако в период аграрного общества такой тип семьи не является доминирующим. Кажется наиболее вероятным, что нуклеарная семья стала характерна для следующих этапов развития сложного общества – индустриального и постиндустриального общества, для которых обширные родственные связи перестали иметь то значение, которое они имели ранее: например, для обработки земли уже не нужно большого количества людей для кооперации труда, взаимовыручки и совместной охраны территории (там, где нужно много людей, их можно нанять), а большинство населения оказывается занято либо в производящей, либо в обслуживающей сфере, для которых характерен индивидуализм и высокая индивидуальная заработная плата, при которой работающий член семьи может прокормить оставшихся членов нуклеарной семьи, тогда как неработающий может ухаживать за ребенком. К тому же, нуклеарная семья характерна прежде всего для городского образа жизни, то есть распространение этого типа семьи тесно связано с процессом урбанизации, который в свою очередь является необходимым условием возникновения и развития индустриального общества.

Комментарий. Оба варианта сделаны на достаточно приличном уровне и получили отличные оценки. Одно из самых ценных качеств студенческой работы, разумеется, после правильного понимания сути дела, это полнота раскрытия темы. Краткий ответ может быть правильным по существу, но он вряд ли заслуживает высокой оценки потому, что речь идет не об ответах на экзамене, где мало времени и под рукой нет никакой литературы. Речь идет о домашнем задании, которое требует вдумчивого и обстоятельного анализа с широким привлечением источников. Вот почему я, сравнивая различные варианты, высокие оценки ставил далеко не всем, хотя редко кто ошибался с сутью вопроса. Выше приведены две наиболее удачные работы. Они разные по способу и манере выполнения, но их отличает от других полнота освещения вопроса и трудолюбие авторов.

Задание 3 Эволюция человеческого общества

Формулировка задания. Основные фазы социогенеза совпадают с четырьмя типами обществ, последовательно сменявших друг друга.

Первая фаза – первобытное стадо, где существовали преимущественно зоологические отношения доминирования, кормления и распределения добычи.

Вторая фаза – родоплеменная община. Зарождаются институты семьи, брака и родства. Возникают собственно социальные отношения, социальные нормы (табу) и социальные коллективные символы (тотемы). Это эпоха позднего палеолита.

Третий тип – вождества, которые представляют собой переходную форму к четвертому этапу, ранним или сложным обществам. В период вождеств появляются социальное неравенство, социальная дифференциация людей, формальная власть и наследственная аристократия. Вождества – период раннего земледелия и протогосударств.

Сложные общества – период зрелого земледелия, складывающегося государства, социальной стратификации, многоуровневой системы управления.

Комментарий. 1. Составьте хронологию четырех типов обществ – приблизительно когда каждый из них возник и сколько существовал. 2. Определите, когда возникла нуклеарная семья. Для какого типа она более всего характерна.

 

Вариант 1

Выделять характерные черты разных типов общества оказалось занятием забавным, так как чем больше источников читаешь, тем большее разнообразие ответов получаешь.

Приблизительной продолжительностью существования локальной группы можно считать 2 в. до н. э., 6–7 вв. до н. э., 7–8 вв. до н. э. На какой дате все-таки остановиться, все источники заслуживают доверия, каждый может по-своему аргументировать. На нашей территории они располагались от Среднего Приднепровья до ядра Киевской Руси. Отличительными особенностями способа хозяйствования была общность территорий и элементов хозяйственной культуры. Отсутствие частной собственности характеризует этот отрезок времени, но у людей уже начинают появляться личные вещи. Старшие мужчины имели определенные привилегии, меньше работали; женщинам и детям не разрешалось есть некоторые виды пищи. Женщины могли быть в приниженном положении, с детьми начинали немного считаться только при их взрослении. Но при переходе во взрослость им предстояло выдержать трудные, порой мучительные испытания.

У племен охотников, собирателей и рыболовов существовала примитивная религия, связанная с их образом жизни. Появление религиозных верований было очень важным водоразделом между человеком и животными. Он теперь выступает как мыслящее существо, стремящееся понять причины явлений. Люди заметили, что внутри них есть нечто неосязаемое (сознание, мысль, сны, галлюцинации и т.п.), что руководит телом или существует как бы отдельно. Отсюда было сделано гениальное для примитивных существ заключение о душе и духах, ставшее основой духовной жизни людей на протяжении многих тысячелетий. Появление религии впервые выделило группу людей интеллектуальной деятельности: знахарей, колдунов, шаманов и пр., ставших одновременно и хранителями знаний, мудрости. С религией связано первобытное искусство, которое известно по сохранившимся удивительным рисункам на стенах пещер. Такие рисунки найдены и на Южном Урале (Капова пещера).

Присутствует деление народы, фратрии. Социальная организация – племя, то есть, имеющая перечисленные признаки управления, ведения хозяйства, общения. Для более позднего этапа существования племени характерны самоуправление, состоящее из племенного совета, военных и гражданских вождей. Во главе всего этого был управленческий аппарат, состоящий из старейшин и Совета старейшин.

В общем-то элементарные составляющие, но какие важные для понимания последующего разветвления и усложнения политической, социальной и в дальнейшем образуемых систем власти.

Община – первичная форма социальной организации, возникшая на основе природных, кровнородственных связей. В процессе образования классового общества и государства первобытное общество трансформируется в соседскую (территориальную) организацию сельского населения.

Продолжительностью существования родовой общины исследователи чаще всего называют 2–5 вв. н. э. В разные времена года она сильно различалась по численности, так как условия жизни, общественные отношения, занятия и многое другое в этот период исключительно зависят от тех природных условий, в которых находятся первобытные люди. Способ хозяйствования еще не претерпевает кардинальных изменений и остается на основе природных, кровнородственных связей. Коллективный труд и потребление обусловлены низким уровнем развития производственных сил. То же с формами собственности – частной не существовало, но личные вещи имелись. Социальная организация: основной ячейкой общества является материнский род, позже – отцовская большесемейная община. Продолжают котироваться правила и запреты для младших и слабых. Уравнительное распределение продуктов. Охотничья или иная добыча одних должна была делиться на всех или многих. Образование государства, развитие феодальных отношений.

По-видимому, у древних существовали запреты на вступление в брак в своем роде. Брачные обычаи вообще могли быть очень сложны. Чаще всего должно было существовать не менее четырех близких родов, члены которых по определенным правилам вступали между собой в брак. Главную основу первобытного строя составляют родственные отношения. Само положение человека в коллективе зависело от пола и возраста.

А его взаимоотношения с сородичами строились прежде всего в зависимости от степени родства между ним и каждым членом. Об управленческом аппарате можно сказать то, что он заключался в полном или частичном самоуправлении. «Руководящие посты» занимали старейшины и Совет старейшин. Государства как такового не существует.

Упоминается в литературе Совет старейшин, также как и в локальной группе.

«Вождества» – термин близкий к понятию «военная демократия» (введен Л. Г. Морганом). Такой тип общества на территории нашей страны существовал в 6–8 вв. н. э. Социальная организация характеризуется сохранением остатков первобытного коллективизма и демократии на стадии разложения первобытнообщинного строя. Управление племенем или союзом племен осуществляется родоплеменной или военной верхушкой во главе с наследственными вождями (князь). Высшим органом управления продолжало оставаться народное собрание – вече, обеспечивающее и политическое, и экономическое равенство всех членов племени. Постепенно его значение падает. Зато усиливается роль племенных старейшин, главы родов, патриархальных семей. Вокруг племенных князей формируются дружины, лично подданные только им. Сосредоточение в руках военно-дружинных корпораций всей полноты власти, создается система свободной эксплуатации населения. В политической жизни медленные, но перемены. Начинается последняя стадия родоплеменного строя («военная демократия»). Проявляются некоторые ощутимые зачатки государства. Переход от первобытного строя к феодализму (8–9 вв. н. э.).

Общество – носитель всей совокупности общественных функций: производительной, семейно-бытовой и идеологической.

Государство – это организация (аппарат, машина) насилия и принуждения, созданная для того, чтобы определенные общественные группы, слои (классы) могли держать в постоянном угнетении (эксплуатировать) другие общественные группы, перераспределять в свою пользу богатства и привилегии.

Чем же отличается аграрное общество от предыдущих типов общества. Что нового? Способ хозяйствования переходит в стадию феодальных отношений. Личная крепостная зависимость проявляется в барщине, оброке, других повинностях. Форма собственности – общинное землевладение. Государство становится феодальным. Это период с конца XVIII до начала XIX века.

Индустриальное общество охватывает период с XIX до начала XX века. Способ хозяйствования характеризуется усилением крепостных форм хозяйствования, увеличением барщины и оброка, и плюс многоукладный характер экономики, подневольный труд крепостных на промышленных предприятиях был непроизводительным, затруднен технический прогресс. Форма собственности: помещичье право на землю и крепостных. Социальная организация характеризуется ростом новых классов: буржуазии и рабочих. Что можно сказать о типе государства? Самодержавное государство с феодально-крепостнической системой хозяйства.

Бесспорно, любой тип общества заслуживает детального рассмотрения. Каждый из них может поведать об интереснейшем времени, индивидуальности и неповторимости существовавшего. В кратком изложении это может выглядеть примерно так. Но при более тщательном анализе видны зачатки чего-то современного. Об истории нельзя думать пренебрежительно: что-то вроде было, но прошло и уже не имеет значения. «Не знать, что было до того, как ты родился, значит оставаться всю жизнь ребенком» (Квинтилиан).

Вариант 2

Нижней границей, то есть началом первой фазы предположительно было время около 2 миллионов лет назад. Это время появления первых каменных орудий, свидетельствовавших, вероятно, о появлении предшественника человека как отдельного вида (архантропы, человек прямоходящий, Homo erectus).

Это как раз начало палеолита (древнего каменного века). Вероятнее всего, период первой фазы – время древнего (низшего) палеолита, так как именно он связан с существованием древнейших людей.

Этап же позднего (верхнего) палеолита уже связан со второй фазой социогенеза (родовая община). Предположительно, в то время возник человек современного типа, который пользовался оббитыми каменными, деревянными, костяными орудиями, занимался охотой и собирательством. Скорее всего, именно в этот период возник институт семьи, то есть это около 500 тысяч лет назад.

Рубеж верхнего палеолита – 40 тысяч лет назад. «Человек разумный» становится единственным представителем семейства гоминид (Homo) и заселяет практически всю Землю. Это уже время перехода простого общества в вождества, то есть к третьей фазе социогенеза.

Так как появление сложного общества тесно связано с зарождением такого института общества как государство (что происходит 5–6 тысяч лет назад), то именно период с 30–40 тысяч до 5–6 тысяч – период тождеств, то есть третьей фазы социогенеза. Время подобных протогосударственных образований характеризуется появлением социальной дифференциации людей, но еще отсутствующей социальной стратификацией. Уже есть огородничество, но нет пашенного земледелия, уже есть избыточный продукт, но нет прибавочного.

Как уже было сказано, появление сложного общества связано с появлением государства (5–6 тыс. лет назад), а также с появлением стратификации и письменности (10 тыс. лет назад). Таким образом, последняя, четвертая фаза социогенеза началась примерно 5–6 тыс. лет назад (табл. 3.1).

Таблица 3.1

<>align="center" cellpadding="0" cellspacing="0"> Фазы социогенеза Характерные черты Период Удельный вес периода
Первая фаза Первобытное стадо 2 миллиона-500 тысяч лет назад 75%
Вторая фаза Родоплеменная община 500-40 тысяч лет назад 23%
Третья фаза Вождество, протогосударство 40-6 тысяч лет назад 1,7%
Четвертая фаза Сложное общество 6 тысяч лет назад 0,3%
Именно в сложных обществах личные, кровнородственные отношения заменяются безличными, неродственными. На начальном этапе существовало аграрное общество, которое характеризуется пашенным земледелием, привязанностью людей к земле при господстве деревни как замкнутой территориальной общины, ведущей натуральное хозяйство, слабо связанное с рынком. Основной ячейкой является сложная, расширенная семья (включающая родителей, детей, многих родственников, например дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер), то есть довольно крупная организация людей, объединенная родственным признаком. Правда, для того времени уже характерна моногамия, то есть форма брака, позволяющая иметь только одного супруга. Возможно, это и способствовало к возникновению нуклеарной семьи, то есть такой семьи, которая состоит из взрослых и детей, которые от них зависят. Однако в период аграрного общества такой тип семьи не является доминирующим. Кажется наиболее вероятным, что нуклеарная семья стала характерна для следующих этапов развития сложного общества – индустриального и постиндустриального общества, для которых обширные родственные связи перестали иметь то значение, которое они имели ранее: например, для обработки земли уже не нужно большого количества людей для кооперации труда, взаимовыручки и совместной охраны территории (там, где нужно много людей, их можно нанять), а большинство населения оказывается занято либо в производящей, либо в обслуживающей сфере, для которых характерен индивидуализм и высокая индивидуальная заработная плата, при которой работающий член семьи может прокормить оставшихся членов нуклеарной семьи, тогда как неработающий может ухаживать за ребенком. К тому же, нуклеарная семья характерна прежде всего для городского образа жизни, то есть распространение этого типа семьи тесно связано с процессом урбанизации, который в свою очередь является необходимым условием возникновения и развития индустриального общества.

Комментарий. Оба варианта сделаны на достаточно приличном уровне и получили отличные оценки. Одно из самых ценных качеств студенческой работы, разумеется, после правильного понимания сути дела, это полнота раскрытия темы. Краткий ответ может быть правильным по существу, но он вряд ли заслуживает высокой оценки потому, что речь идет не об ответах на экзамене, где мало времени и под рукой нет никакой литературы. Речь идет о домашнем задании, которое требует вдумчивого и обстоятельного анализа с широким привлечением источников. Вот почему я, сравнивая различные варианты, высокие оценки ставил далеко не всем, хотя редко кто ошибался с сутью вопроса. Выше приведены две наиболее удачные работы. Они разные по способу и манере выполнения, но их отличает от других полнота освещения вопроса и трудолюбие авторов.

Тема 4

Статусный портрет человека и его изменение

Научная полемика вокруг понятия «статус»

Как мы уже выяснили, исходной клеточкой двухмерного социального пространства выступает статус. Правильное описание имеет в нашем случае принципиальное значение. Ког да К. Маркс создавал свой великий «Капитал» (60-е годы XIX века), то весь категориальный аппарат политической эконо мии он построил вокруг исходной клеточки – товара. Имен но товар он считал, во-первых, специфической для экономики, в отличие от других наук, категорией, во-вторых, исход ной категорией, из которой можно логически вывести все другие понятия экономики. Так оно и произошло. Экономическая система К. Маркса до сих пор ценится как логически безупречное научное произведение. С ней можно соглашать ся или не соглашаться по идеологическим соображениям, но ее нельзя опровергнуть логически. Такую же роль в социоло гии, по всей видимости, играет понятие статуса.

Под статусом подразумевается позиция индивида в группе или в обществе. Проводя далее аналогию с физикой, мы ви дим, что статус, как и точка, внутри себя нематериален и ни чем не заполнен. Это некоторое место, взятое по отношению к другим точкам, телам и системам координат. Статус – это пустое место, ячейка в общественном разделении труда. Рас смотрим подробнее, что это такое.

Слово «статус» пришло в социологию из латинского языка. В Древнем Риме оно обозначало состояние, правовое по ложение юридического лица. Однако в конце XIX века уче ные придали ему новое звучание. Статус – социальное по ложение человека в обществе. Социальное положение – обобщенная характеристика, охватывающая профессию, эко номическое положение, политические возможности, демо графические свойства человека. Водитель – профессия; ра ботник наемного труда, получающий средний по размерам до ход – экономическая черта; член демократической партии – политическая характеристика; мужчина в возрасте 40 лет – демографическое свойство. Все они описывают социальное положение одного и того же человека, но с разных сторон.

Хотя статус чуть ли не самое распространенное понятие в со циологии, единой трактовки его природы в этой науке не дос тигнуто. Ф. Бейтс пишет, что статус принято понимать как обо значение ранга, места в социальной структуре, связанное с оп ределенным набором норм. Известно также, что некоторые применяют термин «роль» к поведению, а другие обозначают им социальную позицию, третьи – нормативную пространственную неповеденческую вещь и т.д.

Для одних социологов статусы – это предписанные нормы, для других – культурно определен ные позиции внутри институциональной системы. М. Вебер рассматривал социальный статус в значении престижа и связывал его с высоким положением индивида в обществе.

Классическую формулировку в 30-е годы предложил аме риканский антрополог и социолог Ральф Линтон. Он четко отделил статус от роли, говоря при этом, что статус человека занимает как некую ячейку (occupy a status), а роль человеку необходимо играть (play a role). Следовательно, статус – это позиция в социальной структуре, а за ролью стоят опреде ленное мышление и поступки. Если статус указывает на ме сто человека в обществе или группе, то роль – на способ или модель поведения. Позиции Р. Линтона придерживались если не большинство, то очень многие современные социологи, в том числе автор самого известного в нашей стране зарубеж ного учебника по социологии Н. Смелзер. С ним согласны другие социологи. В частности, Т. Маршал и М. Хагопьян считают, что статус указывает на позицию, которая связана с кругом прав и обязанностей, привилегий и обязательств, приписанных законом возможностей или ограничений, при знанных публично и поддерживаемых авторитетом обще ственного мнения.

Некоторые социологи, в том числе известные – достаточ но назвать П. Сорокина – смешивают два понятия: статус и престиж. По существу статус выступает здесь синонимом пре стижа. Между тем другие социологи, в том числе специализи рующиеся в данной области, в частности Е. Бергель, настаи вают на необходимости различать два понятия – престиж и статус. К примеру, Рейган и Джонсон – оба президенты США. У них одинаковый статус, но разный престиж. Престиж относится к специфическим достижениям в хорошо извест ной или устоявшейся области. Статус и его значение – поня тие более широкое, но менее четкое. Престиж удачливого врача создан высоким качеством оказываемых им медицинских ус луг. Но статус того же врача определяется высоким званием его профессии, которая высоко оценивается общественным мнением и обществом в целом.

Однако П. Сорокин, в отличие от Р. Линтона и Н. Смелзе ра, понимал под статусом не только престиж, но также социальный ранг. Иными словами, не просто позицию в социаль ной структуре, а высокую, среднюю или низкую. В повседнев ном языке чаще всего употребляется именно эта трактовка статуса, и когда хотят подчеркнуть высокое положение человека или страны, то говорят о том, что у них высокий статус.

Кроме этих подходов существуют еще минимум две точки зрения, авторство которых трудно или невозможно установить. Первая позиция заключается в отождествлении статуса и роли, вторая – в приписывании статусу интегрирующей функции. Статус понимается как интегральный показатель обществен ного положения личности, социальной группы, охватываю щий профессию, квалификацию, должность, характер, реаль но выполненной работы, материальное положение, партий ную и профсоюзную принадлежность, деловые связи, национальность, религиозность, возраст, семейное положе ние, родственные связи и др. В таком случае говорят о классо вом, профессиональном, политическом и т.д. положении человека как о разных аспектах его статуса.

Относительно этих позиций нужно сказать вот что. Пер вая неправомерна по существу, поскольку совмещает стати ческую картину (статус) с динамической (роль как модель по ведения), вторая не совсем корректна, так как понятие стату са как самостоятельной и четко различимой позиции в социальной структуре исчезает. Статус превращается как бы в обобщенный портрет социального положения индивида в об ществе. Но для этих целей используется специальный термин, введенный в свое время американским социологом Р. Мер тоном – статусный набор. Он включает сумму всех статусов индивида, а не один-единственный, к тому же очень размы тый. Существует и другое обобщающее понятие – социоэко номический статус. Он включает образование, профессию и доход.

Таким образом, в понимании статуса сложилось несколь ко подходов: а) стратификационный – статус как престиж или ранг в вертикальной иерархии общества; б) функциональ ный – статус как позиция в социальной структуре общества, функционально связанная с другими позициями; в) норма тивно-ролевой – отождествление статуса с ролью либо с нор мами в социокультурном пространстве общества; г) интегра тивный – объединение в одно понятие статуса множества со циальных (профессиональных, экономических, политических и др.) позиций, занимаемых индивидом.

Нормативно-ролевой и интегративный подходы, по всей видимости, следует признать ошибочными, а стратификационный и функциональный, представленные Р. Линтоном, Н. Смелзером, М. Вебером и П. Сорокиным, можно объединить в одну модель, которая имеет четыре параметра, описываю щих понятие «статус»:

1. Название статуса (состоит обычно из одного слова: мужчи на, подросток).

2. Определение статуса (описывает сущность статуса и его ме сто в группе или обществе). Примеры определения стату са: адвокат – лицо, профессия которого – оказание юри дической помощи гражданам и организациям, защита их интересов в суде; акционер – физическое или юридичес кое лицо, владеющее акциями данного акционерного об щества.

3. Содержание статуса – совокупность прав и обязанностей, то есть круг функций, которые выполняются индивидом на данном рабочем месте или на данной позиции. Содер жание конкретизирует определение статуса: учитель имеет право оценивать знания учеников, следить за дисципли ной, переводить или оставлять их на второй год и т.д.

4. Ранг статуса – место данного статуса в социальной иерар хии (высокое, среднее, низкое).

Последний параметр статуса связан со стратификацией. Место в иерархии указывает на определенные привилегии и престиж данного статуса. Но помимо того еще и на степень распространенности статусов в обществе (рис. 4.1).

Таким образом, обобщив всевозможные точки зрения на проблему статуса, предлагаем понимать его как сложносостав ное явление, различными аспектами которого являются пре стиж, ранг, совокупность прав и обязанностей. Но статус в целом описывает только одну позицию, занимаемую индиви дом в социальной структуре общества.

Статус – синоним позиции. Но он нечто большее, чем только позиция, так как существует официальная позиция, которую часто называют должностью, реже – статусом. Со вокупность прав и обязанностей проистекает от официальной позиции. Но кроме того существует неофициальный статус с совокупностью неписаных, но строго соблюдаемых правил. Так, статус главы семейства в современном обществе никаким законом не предписан, но соответствующая ему роль всеми выполняется. Неформальные правила поведения предписы вают, что низший по статусу должен первым здороваться, но первым протягивать руку может только высший по статусу. В учреждении начальник отдела, когда коллектив «сбрасывает ся на подарок», сдает денег больше других. Таково неписаное правило. Никто его к тому не обязывает. Если он сдаст мень ше, то прослывет скрягой, однако никаких формальных сан кций не последует.

Позиция обозначает место в социальном пространстве, или в социальной структуре, которое ассоциируется у нас с набором норм, называемых правами и обязанностями (rights and duties), которым также приписан определенный объем престижа.

Важно усвоить следующее:

1. Социальные статусы взаимосвязаны друг с другом, но не взаимодействуют между собой.

2. Взаимодействуют между собой только субъекты (обла датели, носители) статусов, то есть люди.

3. В социальные отношения вступают не статусы, а их но сители.

4. Социальные отношения связывают между собой стату сы, но реализуются эти отношения через людей – но сителей статусов.

Статусный набор (портрет) индивида

Права и обязанности (содержание статуса) могут быть писа ными и неписаными (формальными и неформальными). У всех или у большинства профессий существует формальное опре деление статуса, которое фиксируется в должностных инст рукциях. У пассажира метро также существуют формально закрепленные права и обязанности. Однако в современном обществе у значительной части статусов содержание формаль но не фиксируется, а представляет собой совокупность закрепленных традиций, конвенциональных (условных) норм. Права и обязанности гостя мы знаем не из формальных инст рукций, а из жизненного опыта. Большинство прав и обязан ностей мужа и жены закреплены традициями, а не юридичес кими законами.

Кратко четыре параметра статуса мы будем выражать од ним термином – позиция. Таким образом, статус – это пози ция индивида в группе и/или обществе:

Позиция индивида в группе (в данном случае речь идет о малой группе, то есть сообществе знакомых людей) дает нам совокупность личных (межличностных) статусов, а позиция в обществе – совокупность социальных статусов. Личный статус – это позиция человека в семье, спортивной коман де, бригаде, кругу друзей и т.д. Он приобретается благодаря индивидуальным качествам или заслугам и существует только в узком кругу людей. Напротив, социальные статусы человек обретает в широком кругу незнакомых людей благода ря участию в общественной жизни. Лидер, аутсайдер, душа компании или зануда – пример межличностных статусов. С этой стороны человека знают только его знакомые. Напро тив, статусы генерал или православный, будучи социальны ми статусами, распространяются на все сообщество людей. Они определены местом индивида в социальной структуре общества.

Различия между двумя видами статусов – социальными и личными – хорошо видны на следующем примере: старший сын и любимый сын. Это разные статусы. Статус «любимого сына» – это позиция относительной конкретной семьи. В этой семье он – любимый сын. А в другой – он совсем не люби мый, и в обществе он – не любимый сын. А вот позиция «стар ший сын» – это характеристика общественная, или соци альная.

Что такое «старший сын»? В зависимости от того, какими правами и какими обязанностями в каждой культуре наделя ют статус «старший сын», по-разному выстраивается эконо мический, политический и социальный режим данного обще ства. Например, система майората в Англии.

Наследство передавалось только старшему сыну, а в Рос сии оно делилось поровну. Значит, материальное право на получение своей доли имели все сыновья. Поэтому, когда крестьянин, как член общины, заявлял перед сходкой: «Вот у меня выросли два сына», то из общинного земельного фонда, который и так был весь разбит на крестьянские поля, нарезали еще этим двум повзрослевшим сыновьям. Поче му? Потому что, если не будет земли, им негде будет приме нять свой труд, значит они не смогут кормить свои семьи. А вне этой общины негде было взять землю, всю землю в те чении веков уже обработали. И получается, что сходка дол жна от чей-то земли нарезать и прибавить им. И вот у нас так складывалась система чересполосицы, то есть у одной семьи в этом месте был маленький кусочек и еще где-то. И каждому нужно было обеспечить средства к существованию. А что делалось при неравном распределении земельного фонда в Англии? Вот сидит какой-то граф и говорит: «О, у меня три сына. Так, старший сын наследует все имущество, а два других пусть идут в наемные работники». Так появлялся средний класс, то есть класс образованных юристов, врачей, профессоров, служащих и т.д. и т.п. И каждый из них ждал, когда умрет старший. Если умирал старший брат, то следующий автоматически наследовал неделимое иму щество. И благодаря тому, что имения земельные в Англии не дробились, в конце концов появлялись крупные феода лы, имения которых были сопоставимы с имениями короля. У него были такие же экономические возможности, такая же прибыль, и такая же армия. Король являлся первым среди равных. Неабсолютным монархом, а первым среди равных. Вы вспомните рыцарей «круглого стола», они са дились как равные, но король должен был в чем-то превзой ти их, хотя бы в доблести, характере. Они могли его смес тить, и он не имел права не прислушаться к их мнению. Так вот, такая система явилась основой политического плюра лизма. И посмотрите, вся западная политическая тради ция – это традиция прислушивания к голосу других. Это плюралистическая система.

А что происходило у нас, когда начинали дробиться земель ные фонды? Главным держателем всех земель являлся царь. Он считал, что все, кто стоит ниже его, – холопы, и он может с ними делать все, что хочет. Неважно, родовитый боярин или последний крестьянин: «Сослать в Сибирь тебя, если ты чем- то не угодил государству, а государство – это я, я могу в лю бой момент». И так складывалась система не политического плюрализма, а монотеизма. У царя была абсолютная власть над всеми, и все восточные режимы построены именно на этом. «Я имею право поступить со своими вассалами как хочу».

Далее, чем еще чревата для общества система старшинства, но не майората, а скажем так, восточного варианта старшин ства, старшего сына. Мы с вами знаем, что на Западе семьи не представляют разветвленные родственные системы по 200, по 300 человек. Только на Востоке применимо такое понятие как родственный клан, система родственников. И возглавляет эту систему глава, хозяин, старейшина. Он когда-то был старшим сыном, и на него замыкаются все связи: экономические, хо зяйственные, политические. Он женит, разводит, он решает все проблемы, он изгоняет из своего клана. Он решает все проблемы, передает перед смертью свои права старшему сыну. У него может быть 10 жен, но только старший сын от одной жены получает эти права.

Так вот, когда новый родственник встает на пост «старше го сына», приобретает статус, он не очень-то радуется. Казалось бы, радуйся, ты же теперь верховный правитель своего маленького государства. Но с правами приходит масса обя занностей. Например, надо трудоустроить всю родню. А что делают у нас в Закавказье и Средней Азии? Как только один пробрался на какую-то хорошую должность, он сразу всех тя нет. Так он обязан заботиться обо всех. А если он о ком-то не позаботился, ему говорят: «Слушай, а какой же ты старший сын? Ты же теперь глава рода, ты должен выполнять эту фун кцию». Он всю свою жизнь должен посвятить увязке взаимо отношений внутри этого рода: и политических, и экономических, и юридических, и социальных, и семейных, и каких угодно. И вот он как правитель, весь день у него расписан: кто когда к нему приходит, какие вопросы решать. Вот что такое статус «старшего сына».

У нас нет таких родственных кланов. У нас нуклеарные семьи, внутри которых родители сами распределяют имущество в зависимости от каких-то других факторов, не традиций вов се, распределяют статусы, ранги, права и обязанности. Вот что такое разница статуса. Итак, мы с вами на примере старшего и любимого сына пришли к тому, что существуют две разные, две качественно разные системы или типологии статусов: меж личностные или личные статусы и общественные или соци альные статусы.

Любой человек обладает множеством статусов, и в каждый момент времени в зависимости от окружающей нас обстанов ки какой-то из статусов может доминировать над остальны ми: в домашней обстановке вы – сын или дочь, а в учебной аудитории – студент или студентка. В течение нашей жизни мы утрачиваем одни статусы (например, выпускника средней школы) и приобретаем другие (студент-первокурсник). Ког да мы теряем какой-либо статус, освобождаем какую-либо позицию в обществе, то на наше место приходит новый чело век. Таким образом, статус является частью социальной струк туры и существует долгое время, тогда как занимающие его люди сменяют друг друга.

Межличностные статусы – это точки в групповой иерар хии. Сколько малых групп – столько систем иерархий или систем координат, по отношению к которым и определяются наши статусы.

Изобразив на плоскости социальное пространство, мы те перь можем определить в нем место человека и дать его социальный портрет. У художника для изображения точной копии человека есть кисть и краски, у социолога – анкета и статусы. Перечислив все основные (социальные и межличностные), существующие долгое время статусы и дополнив их неосновны ми, или эпизодическими, существующими краткое время, мы получим точный статусный портрет человека, который не спу таешь ни с каким другим.

Вместе с появлением человека на свет появляются как ми нимум три группы статусов: пол, возраст, родство. К примеру, ребенок мужского пола, сын. К тому же он определенной расы, внутри которой – национальность. В течение жизни у чело века одни статусы будут оставаться постоянными (например, национальность, пол), а другие изменятся. Он перейдет из статусной группы детей в возрастную категорию подростков, взрослых, пожилых и стариков. Может измениться здоровье. В любом обществе есть совершенно здоровые, относительно больные и инвалиды. Ясно, что у инвалида диапазон социаль ной активности в этом смысле более ограниченный. У здоро вого мужчины и инвалида совершенно разное положение в обществе, разные права, обязанности и возможности получить другие статусы (рис. 4.2).

В правой части рис. 4.2 социобиологические (социально-де мографические) статусы. К ним относятся те, что даны нам природой. Общество только вмешивается в них, придает оп ределенный оттенок, корректирует, иногда искажает. Скажем, родился человек физически здоровым, но на производстве или в дорожно-транспортном происшествии потерял ногу и стал инвалидом. Общество может вмешиваться даже в такие стату сы, которые, казалось бы, не подвержены никаким измене ниям. Изменение пола или цвета кожи меняет социальный статус. Людей, поменявших свой пол, называют трансвести ты. Мужчина, ставший женщиной, радикально меняет свои привычки, манеру поведения, образ жизни.

Особая система – статусы по здоровью. Действительно, у нас огромная категория людей либо инвалиды от рождения, либо ставшие инвалидами. Считается, что в нормально раз вивающейся стране таких людей должно быть не более 10%. Так вот, я вам скажу, что в нашей стране их 13%. Сюда входят и инвалиды войны, и инвалиды по здоровью, и прочие. Все категории, отличающиеся друг от друга типом инвалидности – это разные статусы. И таких мы можем насчитать, наверное, несколько десятков. Почему? Потому что каждая категория статусов по здоровью имеет свои права и обязанности. Инвалиды по слуху имеют свои права и обязанности, инвалиды войны – свои, то есть занимают разные позиции в обществе. Я не знаю, что здесь записать, какое количество. Нужно заглянуть в справочник Всемирной организации здравоохранения в раздел классификации. А ведь есть у нас профессиональные заболевания. Например, вы шахтер, надышались угольной пыли и стали инвалидом. Вот скажите, чем отличается больной от инвалида? Статус инвалида необратимый, невозвратный, а статус больного обратимый, возвратный. Иначе говоря, статус больного – переходящий статус или транзитивный.

Левая часть рис. 4.2 – собственно социальные статусы. Их нет в природе. Они начинаются с двух больших совокупностей: экономических и профессиональных статусов. Экономический статус имеют заимодавец, ростовщик, рантье, собственник, наемный работник, землевладелец и т.д. Права и обязанности (равно как и вытекающие из них возможности) экономических статусов определяются отношением к собственности и наличием денег. Рантье и заимодавец живут на проценты с вложенных или отданных в долг денег. Капиталист владеет средствами производства, наемный работник продает свою единственную собственность – рабочие руки.

А вот, скажем, арендатор – это профессиональный или экономический статус? Наверняка экономический, так как для получения профессионального статуса нужно учиться.

Профессиональным статусом обладают все профессии и специальности внутри них. Президент – это не профессия, а водитель, преподаватель – профессия. В развитом обществе существуют около 40 тысяч профессий и специальностей.

Следующая группа статусов – политические. Сюда входят все государственные служащие, все, кто принадлежит различным партиям, общественным движениям или так или иначе соприкасается с властью. Власть – основной критерий для оп ределения политического статуса. Политических статусов – сотни.

К религиозным статусам относятся верующий или неверу ющий, христианин, буддист, мусульманин, а также крещеный, исповедовавшийся и неисповедовавшийся. Кроме них боль шую группу религиозных статусов дает церковная иерархия. В общем выходит не менее 300 статусов.

Помимо этого существуют территориальные статусы. На пример, горожанин и житель села, провинциал, турист, эмиг рант и иммигрант и т.д.

С помощью статусов социолог может так же точно характеризовать объект исследования, как художник, рисуя порт рет человека с набором индивидуальных черт. Можем ли мы сказать, что совокупность статусов характеризует именно этого конкретного человека?

Статусный портрет человека носит в социологии еще одно название – статусный набор индивида, которое ввел в середи не XX века американский социолог Р. Мертон.

Статусный набор – это совокупность всех статусов, при надлежащих одному индивиду.

К примеру, господин Н является мужчиной, преподавате лем, человеком средних лет, кандидатом наук, ученым секретарем научного совета, заведующим кафедрой, членом проф союза, членом партии демократической ориентации, право славным, избирателем, мужем, отцом, дядей и т.д. Таков его статусный набор, или статусный портрет.

Статусный набор каждого человека индивидуален, то есть неповторим во всех деталях. Он, как совокупность точек в физическом пространстве, принадлежащих одному телу, точ но фиксирует положение человека в социальном пространстве. Или, говоря иначе, позицию индивида в обществе.

Стоит поменять один из них, скажем, пол или профессию, а все другие оставить неизменными, как мы получим похоже го, но другого человека. Даже если все основные статусы у двух человек совпадают, что бывает не так часто, обязательно бу дут различаться неосновные. Из двух совершенно похожих по статусам людей один в данный момент может оказаться в мет ро (эпизодический статус «пассажир»), а другой – передвигаться на собственной «Аудио» («водитель – владелец собственной автомашины»).

Обобщив сказанное, приведем многообразие статусов к единому знаменателю:

Социально-демографические статусы

Половые статусы. Мужчина / женщина.

Возрастные статусы. Эти статусы еще называют транзитивными, так как человек приобретает их по мере социализации. Существует три основных транзитивных статуса: ребенок / взрослый / старик.

Расовые статусы. Все население нашей планеты делится на три основные расы.

Статусы по здоровью. Например, инвалидность изменяет социальный статус человека. Нормой соотношения инвалидов и здорового населения принято считать 10%, в то время как в России инвалиды составляют 13% населения.

Эти статусы составляют не чисто биологическую систему статусов, а являются продуктом общественного развития. Так, родственники, приобретенные в результате брака, являются родственниками не по крови, а по закону (father - in - law, mother - in - law). Всего этих статусов около 250.

Социальные статусы

Экономический статус – это статус, который мы получаем независимо от образования, но благодаря месту, занимаемому этим статусом в экономической системе разделения труда (собственник, наемный рабочий, арендатор, кредитор).

Политический статус – мы понимаем его как принадлежность к государственному аппарату управления или политическим ассоциациям (партиям, движениям). Этот статус направлен на удержание и эффективное использование власти.

Профессиональный статус – любой статус, для получения которого следует пройти длительное или кратковременное обучение (для отдельно взятой страны норма составляет около 40 тысяч профессиональных статусов).

Статусы в области культуры состоят из четырех базовых сфер (элементов): наука, образование, искусство, религия.

Территориальные статусы. Граждане и люди, живущие в дерев не, отличаются друг от друга уровнем жизни. Также терри ториальные статусы получают: мигранты, эмигранты, тури сты, беженцы, люди без определенного места жительства.

Под эпизодическими статусами мы будем понимать только те, которые существуют очень короткое время (пешеход, пас сажир), они также называются неосновными.

Все общественные статусы относятся к основным. Неосновные (эпизодические) статусы – такие статусы, которые суще ствуют достаточно короткое время (пассажир, пешеход, зритель, покупатель).

Эпизодические статусы и социальное время

Статусный портрет, составленный только лишь из социальных статусов, оказывается неполным. Мы не включили в него лич ные статусы и статусы ситуационные, или эпизодические. Если за образование социальных статусов отвечает общественное разделение труда, то про личные, или межличностные стату сы такого сказать нельзя. Они – плод системы распределе ния ролей в малой группе. Если мы добавим к совокупности социальных еще и личные статусы, то будем иметь портрет человека, который живет в этой квартире, относится к этому полу и имеет эту профессию.

Личные и социальные статусы именуются постоянными, или основными. Наряду с ними существует группа неоснов ных, или эпизодических. К примеру, статус пассажира суще ствует столько времени, сколько вы едете в троллейбусе, авто бусе, поезде, такси, метро или летите на самолете. К эпизоди ческим относятся статусы пешехода, покупателя, больного, гостя, посетителя ресторана, ожидающего в очереди, и т.д.

Эпизодическим считается такой статус, который принад лежит человеку достаточно короткое время.

Яркий пример эпизодического статуса – находящийся в очереди. Очередь со своими общепринятыми нормами и правилами, распределением ролей и неформальных стату сов возникает стихийно и на непродолжительное время. Через некоторое время вы покинули магазин и вышли на улицу. Теперь у вас эпизодический статус прохожего. А че рез 10 минут вы спустились в метро и превратились в пас сажира. На стене вагона висят права и обязанности, пред писанные данному статусу.

Политические статусы бывают временные и постоянные. Постоянные те, которые включены в систему государства (правительство, полиция). Статус избирателя – временный. Доверенное лицо президента в избирательной компании – временный статус. Кандидат в президенты – также времен ный статус, но представитель президента на местах – по стоянный.

Благодаря эпизодическим статусам место человека четко фиксируется уже не только в социальном пространстве, но и в социальном времени. Конечно, не только эпизодические ста тусы, но и многие другие, социальные и межличностные, су ществуют какое-то время, а потом исчезают. Сыном человек остается только до тех пор, пока живы родители, акционе ром – пока не продал свои ценные бумаги, учащимся – толь ко до окончания школы и т.д.

Все перечисленные и многие другие статусы существуют во времени, если под временем понимать жизнь человека. С его смертью заканчивается его социальное время. У челове ческого общества время тянется гораздо дольше.




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Компоненты изменения численности населения России с 1951 по 1996гг. | Формирование социологического знания

Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 208. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.017 сек.) русская версия | украинская версия