Революции и реформы в истории России
XX – XXI вв. План семинара 5.1. Революция: понятие, сущность, теоретические концепции. Революции в российской социально-политической истории и их последствия. 5.2. Реформа: понятие, сущность, основные виды. Особенности российских реформ. Реформы XX в. и их характеристика. 5.3. Модернизация: понятие, сущность, типология. Проблемы модернизации современной России.
Опыт мировой истории показывает, что основными способами разрешения политических, экономических и социальных противоречий в обществе являются революции и реформы. История России в этом смысле не является исключением.
5.1. Революция: понятие, сущность, теоретические концепции. Революции в российской социально-политической истории и их последствия Революция (от лат. revolutio – поворот, переворот) – глубокое качественное изменение в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания. Наиболее широко понятие «революция» применяется для характеристики социально-политического развития, когда происходит скачок – переворот (взрыв), быстрое, стремительное, фундаментальное изменение, преобразующее сущность системы. Это отличает революцию от эволюции, то есть постепенного изменения тех или иных сторон общественной жизни. Революция социальная – коренной, качественный, глубинный переворот в развитии общества, всех его сфер, способ смены одной социально-экономической и социокультурной системы другой, более прогрессивной. Революции – результат и высшее проявление классовой борьбы. Движущими силами социальной революции выступают классы и социальные слои, заинтересованные в победе более прогрессивного общественного строя. Главный вопрос такой революции – завоевание государственной власти, установление политического господства революционного класса или классов, а затем преобразование общественной жизни. Социальные революции бывают: буржуазные, буржуазно-демократические, национально-освободительные, социалистические. Они различаются по своим целям. Например, буржуазные революции своей целью ставят уничтожение феодального строя или его остатков. Отношение к революциям в мировой социально-политической мысли неоднозначно. Представители классического либерализма XVII–XVIII вв. считали, что если власть нарушает условия общественного договора, то революционное сопротивление деспотизму может быть правомерным. Они оправдывали не только революции в Англии и во Франции, но и американскую войну за независимость. Однако в XIX в. под впечатлением крайностей реальных революционных процессов либерализм постепенно эволюционировал в сторону либерального реформизма. Негативную оценку революции дал общепризнанный «пророк консерватизма» – Эдмунд Берк (1729–1797). Размышляя о Французской революции конца XVIII в., он писал, что революция – общественное зло. Общество должно следовать таким принципам, как стабильность, равновесие, постепенное обновление. Причины революции консерваторы видели в появлении и распространении ложных и вредных идей. В отличие от буржуазных идеологов, отрицавших историческую неизбежность революции, представители марксизма считали, что революции – могучие двигатели общественного прогресса, «локомотивы истории». В частности, Карл Маркс (1818–1883) создал одну из первых теоретических концепций революции. Экономической основой революции он считал конфликт между ростом производительных сил общества и устаревшей системой производственных отношений, который проявляется в обострении социальных противоречий между господствующими и угнетенными классами. Данный конфликт разрешается в «эпоху социальной революции», под которой основоположник марксизма понимал длительный переход от одной общественно-экономической формации к другой. Кульминационным моментом этого перехода является собственно социально-политическая революция. Причины такой революции К. Маркс видел в классовой борьбе, которую он считал движущей силой общественного прогресса. В ходе этой революции более передовой социальный класс свергает класс реакционный и производит назревшие преобразования во всех сферах общественной жизни. Высшим типом социально-политической революции Маркс считал революцию пролетарскую или социалистическую. В ходе такой революции пролетариат свергает власть буржуазии и устанавливает свою диктатуру для подавления сопротивления свергнутых классов и ликвидации частной собственности, а затем начинает переход к новому коммунистическому обществу. Предполагалось, что социалистическая революция будет всемирной и начнется в наиболее развитых европейских странах, так как для нее необходима высокая степень зрелости материальных предпосылок, нового общественного строя. На практике марксистские идеи были подхвачены в таких странах, которые с точки зрения Маркса не были пригодны для начала коммунистического эксперимента. Таковой была и Россия, где в 1917 г. произошла первая в мире победоносная Октябрьская социалистическая революция. Она, будучи системной, преобразовала не только политические институты, но и переиначила все без исключения сферы жизни российского общества. Она вышла далеко за российские рамки, стала важнейшим событием XX в., во многом предопределившим его динамику. Помимо марксизма в XIX в. предпринимались и иные попытки создания революционных теорий. Так, французский историк и социолог Алексис де Токвиль (1805–1859), осознавая неизбежность буржуазных преобразований, считал, что причиной революционных событий являются не сами по себе экономический кризис и политический гнет, а их психологическое восприятие, когда массы в тот или иной момент начинают воспринимать свое положение как невыносимое. Он отвергал неизбежность Великой французской революции. Одной из самых известных социологических концепций революции в начале XX в. была концепция итальянского социолога Вильфредо Парето (1848–1923). Важнейшую причину революции он видел в вырождении правящей элиты, когда нарастает ее некомпетентность и общество погружается в кризис, обусловленный ее ошибочными управленческими решениями. На этом фоне из низших слоев формируется контрэлита, объединяющая вокруг себя массы недовольных господствующей элитой. Когда контрэлите удается с помощью масс вытиснить и заменить старую элиту, то этот процесс может быть назван «массовой циркуляцией элиты, или просто революцией». Таким образом, В. Парето считал, что революции – это смена правящих элит: «одни возвышаются, другие приходят в упадок». Так произошло и в России в рамках Февральской революции 1917 г., когда царская элита, после отречения Николая II за себя и за сына, ушла, а новая заняла ее место, но эффективность ее деятельности оказалась не выше, так как у нее не было реального опыта управления государством, специальных знаний, а главное – разумного отношения к решению важнейших социально-политических задач того сложнейшего периода. В силу этого очень быстро начала формироваться большевистская контрэлита, которая, опираясь на марксистскую теорию, в октябре 1917 г. пришла к власти.[3] Создателем современной концепции революции был П. А. Сорокин (1889–1968), который дальше развивал идеи В. Парето. Он отмечал, что для революции необходим не только «кризис низов», но и «кризис верхов». «Кризис низов», с точки зрения П. Сорокина, связан со всеобщим подавлением врожденных «базовых» инстинктов (пищеварительного, свободы, самосохранения и т.д.), что приводит к революционному взрыву. «Кризис верхов» у Сорокина, как и у Парето, связан с вырождением правящей элиты. Отношение к революциям у Сорокина было негативным, так как он считал их худшим способом решения материальных и духовных проблем народных масс. Среди современных точек зрения на революции интерес представляет теория Дж. Дэвиса и Т. Гарра, которая гласит, что люди лишь тогда проникаются революционными идеями, когда начинают размышлять о том, что должны иметь по справедливости и что имеют, и видят существенную разницу. Именно тогда, с точки зрения вышеназванных ученых, и возникает синдром относительной депривации, то есть разрыв между ценностными ожиданиями и ценностными возможностями.[4] Заканчивая анализ теоретических концепций революции, надо отметить, что ни одна из них не может полностью объяснить такое сложное социально-политическое явление. Октябрьская социалистическая революция 1917 г. – это сложное, многоуровневое историческое явление, с помощью которого большевики пытались создать новую социальную систему. Она сочетала в себе аграрный, пролетарский, национально-освободительный, антивоенный и общедемократический тип революции и оказала огромное влияние на дальнейшее развитие мира (рис. 2).
Рис. 2. Схема Октябрьской революции 1917 г.[5] Используя положения вышеперечисленных теорий, можно объяснить и события 1980–1990-х гг., положивших конец системе «развитого социализма» в СССР. Многие специфические черты социально-политического развития России в этот период были повторением специфических черт российских революций начала XX столетия. Это и «кризис верхов», и «кризис низов», и активная деятельность оппозиционно настроенной российской интеллигенции, склонной к утопическим решениям и не имевшей политического опыта, и сепаратистские устремления национальных элит, и психологические особенности россиян, склонных к быстрым революционным способам решения своих проблем после продолжительного терпения и др. 5.2. Реформа: понятие, сущность, основные виды. Особенности российских реформ. Реформы XX в. и их характеристика Реформа (от лат. reformo – преобразование) – осуществляемое сверху правящими кругами изменение какой-либо существенной стороны общественной жизни при сохранении основ существующей социальной структуры. Реформы различаются по своим масштабам. Они могут быть широкомасштабными или комплексными и охватывать разные стороны общественной жизни, а могут касаться лишь отдельных сторон. Вовремя проведенные комплексные реформы, решающие мирными средствами назревшие проблемы, могут предотвратить революцию. Реформы, по сравнению с революциями, имеют свои особенности: · революция – коренное преобразование, реформа – частичное; · революция радикальна, реформа более постепенна; · революция (социальная) разрушает прежнюю систему, реформа сохраняет ее основы; · революция осуществляется в значительной мере стихийно, реформа – сознательно (следовательно, в известном смысле реформа может быть названа «революцией сверху», а революция – «реформой снизу»).[6] Реформы бывают разных видов. 1. Радикальные (системные). Они затрагивают многие стороны общественной жизни, и в их результате происходит постепенное изменение базиса, и общество переходит на новую ступень развития. Например, экономические реформы Е. Т. Гайдара. 2. Умеренные реформы. Сохраняют основы прежней системы, но модернизируют их. Например, реформы Н. С. Хрущева. 3. Минимальные реформы. Реформы, которые приводят к незначительным изменениям в политике, управлении государством, в экономике. Например, реформы Л. И. Брежнева. Российские реформы имели свои характерные черты: · Реформы почти всегда начинались сверху, кроме реформ, проводившихся под давлением революционного движения в период первой русской революции 1905–1907 гг. · Приступая к реформам, реформаторы часто не имели четкой программы их проведения и не предвидели их результатов. Например, М. С. Горбачев, начавший «перестройку». · Реформы часто не доводились до конца и носили половинчатый характер из-за нерешительности реформаторов, сопротивления чиновников и определенных социальных слоев, нехватки финансов и т.д. · В истории России крайне редко проводились политические реформы, направленные на демократизацию общества. Наиболее глобальные из них – политические реформы М. С. Горбачева. · Большую роль в российских реформах играл личностный характер, многое зависело от правителя. Именно он принимал окончательное решение. · Российские реформы чередовались с контрреформами, когда происходила ликвидация результатов реформ, имеющая следствием частичный или полный возврат к дореформенным порядкам. · При проведении реформ в России широко использовался опыт западных стран. · Реформы всегда проводились за счет народа, сопровождались ухудшением его материального положения. Реформы XX в. не составили исключения. Они начались преобразованиями премьер-министра России 1906–1911 гг. – П. А. Столыпина, который попытался решить проблемы социально-экономического и политического развития после первой русской революции 1905–1907 гг., чтобы не допустить нового революционного взрыва. В августе 1906 г. он предложил программу деятельности, которая предусматривала: проведение аграрной реформы, введение нового рабочего законодательства, реорганизацию местного самоуправления на бессословных началах, развитие судебной реформы, реформу образования с последующим введением обязательного начального обучения, введение земств в западных российских губерниях и т.д. Главной целью данной программы было продолжение буржуазной модернизации России, но без резких скачков и при соблюдении интересов «исторического строя» страны. Для ее осуществления он просил дать России «двадцать лет покоя внутреннего и внешнего». Основное место в этой программе занимала аграрная реформа, призванная решить «сверху» аграрный вопрос. Целью данной реформы было создание класса земельных собственников как социальной опоры самодержавия в деревне и противника революционных движений. Для достижения этой цели правящие круги встали на путь разрушения общины и организации переселенческого движения крестьян за Урал с целью наделения их там землей. Результаты нового аграрного курса были противоречивы. С одной стороны, аграрная реформа Столыпина способствовала развитию аграрного сектора, росту сельскохозяйственного производства, освоению территорий за Уралом, но, с другой стороны, значительная часть крестьянства не приняла реформу, носившую прозападный характер. В силу этого, аграрный вопрос остался одним из главных в последующих российских революциях 1917 г. Дальнейшее реформирование страны в XX в. связано с деятельностью большевиков и их последователей в разные периоды советской истории. 1. Лето 1918 – март 1921 гг. – период политики «военного коммунизма», которая формировалась под влиянием а) российской исторической традиции, когда государство активно вмешивалось в управление экономикой, б) чрезвычайных условий гражданской войны и в) идей социалистической теории, согласно которой новое коммунистическое общество представлялось в виде государства-коммуны без товарно-денежных отношений, замененных прямым продуктообменом между городом и деревней. Таким образом, в рамках этой политики, была предпринята попытка совершить скачок в коммунизм с помощью принудительных мер со стороны государства, были проведены серьезные экономические преобразования, направленные на полную национализацию промышленности, планирование, отмену товарно-денежных отношений, насильственное изъятие у крестьян произведенного ими продукта и т.д.. Такие преобразования находились в глубоком противоречии с объективными законами общественного развития, привели к негативным результатам и заставили Ленина отказаться от политики «военного коммунизма». 2. 1921–1928 гг. – годы новой экономической политики (НЭПа), в рамках которой были проведены изменения в сельском хозяйстве, промышленности и торговле, были восстановлены товарно-денежные отношения, разрешен частный сектор, рыночные отношения и т.д. На базе НЭПа успешно проходило восстановление народного хозяйства, однако НЭП рассматривался большевиками как временное отступление, он прошел через ряд кризисов и был отменен. В январе 1924 г. в связи с образованием 30 декабря 1922 г. СССР, была принята первая Конституция нового государства и вторая Конституция в российской истории после Конституции РСФСР, закрепившей власть Советов в 1918 г. 3. Предвоенный период 1929–1941 гг. связан форсированным строительством основ социализма (индустриализаций, коллективизацией сельского хозяйства, культурной революцией) и становлением административно-командной системы, которая усилится в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Для этого периода характерен интенсивный слом НЭП: из экономики полностью вытесняется мелкотоварное производство, устанавливается централизованное управление народным хозяйством, планирование и жесткий контроль за работой каждого предприятия. В деревне происходит ускоренная ликвидация индивидуальных крестьянских хозяйств, их раскулачивание до 15 %, хотя в 1929 г. кулацкие хозяйства составляли всего 2–3 %. Целью этого было – ликвидировать «последний эксплуататорский класс». В рамках культурной революции – составной части ленинского плана построения социализма, – связанной с индустриализацией и коллективизацией, начинается ликвидация неграмотности, подготовка специалистов для народного хозяйства, создаются технические и сельскохозяйственные вузы, часто с сокращенной программой обучения, появляются рабфаки для подготовки молодых людей, желающих закончить среднее и получить высшее образование. Культурная революция решала и еще одну задачу – формирование социалистического сознания трудящихся, массовую обработку населения в духе коммунистической идеологии. Утверждая принцип партийности в литературе и искусстве, принцип «социалистического реализма», коммунистическая партия строго следила за недопущением там и в обществе в целом инакомыслия. В декабре 1936 г. была принята новая Конституция, где Советский Союз провозглашался социалистическим государством. 4. В послевоенные 1945–1953 гг. продолжался курс на укрепление тоталитарной системы. В 1947 г. была проведена денежная реформа, что позволило преодолеть полное расстройство денежно-финансовой системы, отменена карточная система, проведена реформа цен. В этот период была совершена попытка реформировать деградирующее сельское хозяйство; усилилась цензура в духовной жизни общества, расширились идеологические кампании и репрессии.. 5. 1953–1964 гг. – период «оттепели» – период противоречивых реформ Н. С. Хрущева в политической, экономической и социальной сферах в рамках административно-командной системы. Это время разоблачения на XX съезде КПСС культа личности Сталина, начала диссидентского движения, первых шагов к демократизации советского общества. 6. 1964–1985 гг. – это время Л. И. Брежнева (до 1982 г.) и его преемников Ю. В. Андропова и К. У. Черненко, время нарастания кризисных явлений в обществе. Первые годы правления Брежнева связаны с реформами 1965 г. в сфере сельского хозяйства с целью его подъема путем использования экономических рычагов (были повышены заготовительные цены, снижен план обязательных поставок зерна, за продажу сверхплановой продукции государству цены повышались на 50 % и т.д.); промышленности с целью расширить самостоятельность предприятий; управления народным хозяйством в рамках административно-командной системы, которые дали лишь временный успех, а затем страна стала погружаться в «застой». В 1977 г. была принята новая Конституция СССР – Конституция «развитого социализма», закрепившая руководящую роль КПСС в обществе (ст.6 Конституции), которая в этот период активно боролась с диссидентским движением. 7. 1985–1991 гг. – время горбачевской «перестройки», глубоких реформ в политической, экономической, социальной и культурной сферах, для нее характерны гласность, отмена цензуры и монополии КПСС, начало создания многопартийной системы и демократизации избирательной системы, попытки реформирования национально-государственного устройства СССР. Таким образом, XX век был насыщен большим количеством реформ и попыток их проведения. Он характеризуется, с одной стороны, как исторический период великих мировых свершений и побед в различных областях жизни, а с другой, – как период крупномасштабных ошибок вследствие дисгармонии между экономической и политической системами государства. В силу этого перед современной Россией встала историческая задача посредством новых радикальных реформ перейти к органичному развитию.
5.3. Модернизация: понятие, сущность, типология. Проблемы модернизации современной России Радикальные реформы современной России очень часто сегодня называют системной модернизацией, которая призвана вывести страну к новым историческим рубежам и горизонтам развития. Модернизация (от фр. moderne – новейший, современный) – процесс обновления отсталого, устаревшего, традиционного общественного и государственного устройства. Составляющие процесса модернизации: · в политике – создание определенных политических институтов, которые должны способствовать реальному участию населения во властных структурах и влиянию народных масс на принятие конкретных решений; · в экономике – интенсификация процесса экономического воспроизводства, которая достигается благодаря росту дифференциации труда, энергетического оборудования производства, превращения науки в производственную силу и развития рационального управления производством; · в социальной сфере – формирование открытого общества с динамичной социальной системой. Такое общество возникает и развивается на основе рыночных отношений, правовой системы, регулирующей отношения собственников и демократической системы; · в культуре – формирование высокодифференцированной, унифицированной культуры, базирующейся на идее прогресса, совершенствования, природного выражения личных возможностей и чувств и на развитии индивидуализма. Различают два типа модернизации: 1. Первичная модернизация проходила в тех странах Западной Европы, США, Канады, которые были новаторами на этом пути, и разворачивалась благодаря внутренним факторам, в частности, коренным изменениям в сфере культуры, ментальности, мировоззрения. Ее становление связывают с появлением национальных централизованных государств, зарождением буржуазных отношений, а подъем – с первой промышленной революцией, разрушением традиционных наследственных привилегий и провозглашением равных гражданских прав, демократизацией политической жизни. 2. Вторичная модернизация возникает как результат социокультурных контактов отставших в своем развитии стран (Россия, Бразилия, Турция и др.) с уже существующими центрами индустриальной культуры. Такая модернизация осуществляется преимущественно с заимствованием чужых технологий и форм организации производства и общества, приглашением иностранных специалистов, обучением кадров за рубежом, привлечением инвестиций. Ее основной механизм – имитационные процессы. Начинается она уже не в сфере культуры, а в экономике или политике и определяется как догоняющая модернизация. Модернизация представляет собой достаточно длительный процесс. Еще в XIX веке Алексис де Токвиль сформулировал «золотой закон» политического развития, согласно которому: «самый быстрый путь к свободе ведет к наихудшей форме рабства». Он считал, что нет ничего опаснее для страны, где слабо развиты традиции демократии и свободы, чем слишком быстрые реформы и изменения. Закон Токвиля вполне применим к анализу российской истории начала XX в., когда в результате Февральской революции 1917 г. Россия очень быстро перешла от автократии к демократии, а затем через несколько лет к тоталитаризму. В силу этого современная модернизация России идет достаточно медленно, постепенно, уже почти два десятилетия. Она включает в себя модернизацию политической системы, социально-экономической, гражданского общества на основе фундаментальных демократических ценностей, внешней политики и безопасности страны. На ее ход существенным образом влияют особенности социально-политического развития России: 1. Этатизм – решающая роль государства и бюрократии в реформировании всей общественной системы. 2. Цивилизационный раскол российского общества, начало которому положили реформы Петра I. Конфликт двух субкультур – «почвы» и «цивилизации» длится уже три столетия и до сих пор не преодолен. 3. Несоответствие прозападных преобразований менталитету российского общества и соответственно его критическое отношение к ним. 4. Демократические идеи в России не имеют глубоких корней и традиций. Эти особенности российского исторического пути затрудняют решение задач модернизационного процесса в современной России. Модернизация еще не стала реальной общенациональной стратегией, которую должна разрабатывать стратегически мыслящая и социально ответственная элита. Именно она должна сконцентрировать и мобилизовать все ресурсы страны для решения задач модернизации и заинтересовать в ней широкие слои населения. А пока нет стремления элиты и общества к реальным переменам, пока власть не обратила серьезного внимания на российскую науку и образование, которые призваны быть основным двигателем нашего инновационного прорыва, а, значит, и модернизации страны, отношение к ней в обществе неоднозначно. Есть и критическое отношение, и интересные предложения. Например, о создании условий и систем для превращения догоняющей российской модернизации в опережающую, используя опыт послевоенной Японии, Южной Кореи, Китая, Индии и др. стран, которая не только догонит передовые страны, обеспечит более высокие темпы роста, но и позволит России вырваться вперед. Контрольные вопросы 1. Назовите основные теоретические концепции революции. 2. Каковы причины Февральской революции 1917 г. в России? Дайте ответ, опираясь на различные теоретические концепции. 3. Какова история идеи социализма в России? 4. Раскройте причины прихода к власти большевиков в Октябре 1917 г. 5. По каким характеристикам различаются такие категории, как «революция» и «реформа»? 6. Каковы особенности российских реформ? 7. Назовите основные реформы XX в. и их особенности. 8. Каковы сущность, содержание и основные виды модернизации? 9. Охарактеризуйте социокультурные особенности российской модернизации. 10. В чем заключается роль политической элиты в осуществлении модернизации? 11. Каковы, с Вашей точки зрения, перспективы современной российской модернизации? Литература 1. Беляева Л. А. Социальная модернизация в России в конце XX в. М., 1997. 2. Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. 3. Демидов А. В. Эволюция российской модернизации. М., 1998. 4. Горбачев М. С. Жизнь и реформы. Кн I. М., 1995. 5. Великая Октябрьская социалистическая революция. Энциклопедия. 3-е изд. М., 1987. 6. Верт Н. История Советского государства. 1900–1991. М., 1992. 7. Драма российской революции: большевики и революция. М., 2002. 8. Из глубины: сборник статей о русской революции. М., 1990. 9. Кулешов С. В., Свириденко Ю. П., Федулин А. А. Модернизация России (XIX–XX вв.): социальные и политические процессы: учеб. пособие для вузов. М., 2010. 10. Пайпс Р. Русская революция. Ч. I-II. М., 1994. 11. Пляйс Я. А. Новый этап реформирования российской государственности, проблемы и перспективы. М.; Ростов на Дону, 2002. 12. Реформы в России XVIII–XX вв.: опыт и уроки: учеб. пособие. М., 2010. 13. Стародубровская И. В., Мау В. А. Великие революции от Кромвеля до Путина. М., 2004. 14. Сорокин П. А. Социология революции. М., 2005. 15. Шубин А. В. Парадоксы перестройки. Упущенный шанс СССР. М., 2005. 6. Идеологии и партии в социально-политической истории России XX–XXI вв. План семинара 6.1. Идеология: понятие, структура, функции. 6.2. Основные типы идеологий. 6.3. Партия как политический институт. История становления партийной системы в России. 6.1. Идеология: понятие, структура, функции Термин «идеология» возник на рубеже XVII – XVIII вв. и был введен в научный оборот французским исследователем Антуаном Дестют де Трасси. Идеология – это теоретическое выражение в виде идей, концепций представлений определенных социальных групп об устройстве и принципах функционирования реального общественного организма и общественном идеале. Идеология выступает отражением интересов, целей, систем ценностей конкретного общественного субъекта. Стремление различных групп общества воплотить свои собственные интересы (социальные, экономические, национальные и др.) привели к возникновению различных политических идеологий, которые стали выступать как определенные доктрины, оправдывающие притязания той или иной группы на власть, ее использование. Реальный «вес» политической идеологии зависит от степени ее влияния на общественное сознание. Выделяют несколько уровней политической идеологии: - теоретико-концептуальный – наиболее абстрактный уровень, на котором раскрываются идеалы и ценности определенного класса, нации, государства и формируются основные положения применительно к главным сферам жизнедеятельности общества и человека. В марксистско-ленинской идеологии, которой придерживалась партия большевиков, к данному уровню относится, например, положение об отсутствии частной собственности в коммунистическом обществе; - уровень идеологической пропаганды и агитации, на котором происходит адаптация, перевод основных требований с языка социально- философских принципов на язык программы и лозунгов, формируется нормативная основа для принятия управленческих решений и политического поведения граждан. Обращаясь к вышеприведенному примеру из марксистско-ленинской идеологии, положение об отсутствии частной собственности конкретизируется в требование «Земля — крестьянам, фабрики и заводы — рабочим»; - актуализированный уровен ь определяет степень освоения идей, целей, принципов конкретной идеологии, ее влияния на практическую деятельность людей, их политическое поведение. Именно этот уровень позволяет через изучение общественного мнения определять степень влиятельности, надежности политической идеологии. Политическая идеология выполняет ряд функций в обществе: · ориентационную: задает систему смыслов и ориентаций деятельности человека; · мобилизационную: способствует сплочению социальных групп и индивидов вокруг каких-либо идей и лозунгов, побуждает их к политическим действиям; · интегративную: на основе приверженности определенной идеологии происходит политическая социализация и объединение людей; · выражение и защита интересов определенной социальной группы, как правило, институционально оформленных в политических партиях, движениях, для которых важной задачей является ориентация политического поведения граждан. Представления о том, как должно развиваться общество и какими методами добиваться этого развития, серьезно отличаются друг от друга. Поэтому существует широкий идейно-политический спектр политически значимых идейных направлений, а также выражающих их носителей (партий и движений), которые включены в политическую жизнь общества.
|