Студопедия — Система «Благодатного знания» Ж. Баласагуна.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Система «Благодатного знания» Ж. Баласагуна.






Влиятельной фигурой общественной мысли Семиречья в XI веке был Жусуп Баласагун. Взращенный на синтезе тюркской и персидской культур, он сумел в своем творчестве представить в системном, оригинальном изложении основные социально-политические проблемы: правила социальной регуляции и функционирования государства, места и роли человека в обществе, идеальное правление.

Труд «Кутадгу Билиг» был написан в 1069 году в Кашгаре, куда автор переехал по службе. Двор Караханидов высоко оценил значение этой работы: Баласагуну было даровано звание «министра двора», и он активно влиял на жизнь государства Караханидов.

«Кутадгу Билиг» - энциклопедическое произведение, написанное на тюркском языке, в котором освещены различные сферы культуры и науки, политики, заданы нормы идеального общества. Социально-политические взгляды Баласагун характеризуются своей конкретностью, реалистичностью и стремлением улучшить и укрепить феодальные отношения в обществе. В своей поэме автор выражает свои размышления об исторически прогрессивных тенденциях, изменениях в Караханидском обществе, свидетелем которых он был сам. Мыслитель верит в возможность совершенствования общественной жизни и управления государством, опираясь на просвещение и науку. Эти идеи Жусупа созвучны взглядам аль-Фараби и Ибн-Сины. Он хорошо знал также «Шахнаме» Фирдоуси, о чем свидетельствуют частое упоминание имен героев Фирдоуси в поэме.

Политическое мышление Баласагуна направлено на анализ социально-классовой структуры феодального общества. Глубокое знание общественных отношений в Караханидском государстве позволило мыслителю на основе двух критериев – по имущественному цензу и по роду занятий – дифференцировать население общества. По своей социально-классовой структуре общество делится на богатое и среднее сословие, а также на бедняков. По роду занятий, отмечает мыслитель, население делится на дехкан, ремесленников, скотоводов, купцов, врачей и др. Различные социальные группы Баласагун рассматривает с точки зрения их роли в общественной жизни. В сочинении поэта каждой профессии посвящена отдельная глава. Земледельцы, считает поэт, - нужные люди, так как «они и питье, и питание дают», скотоводы обеспечивают общество молочными продуктами, животными, шерстью. «Все дива Вселенной – плод мастерства» ремесленников. Он призывает всех членов общества дружить и с уважением относиться к людям особенно этих профессий, поскольку они кормят и одевают людей. Это и означает разумность, разделение и гармонию между общественными функциями и их носителями. Примерно такие же небольшие главы посвящены тому, как должно обходиться с людьми благородного происхождения и простого звания, с людьми учеными и знающими, с лекарями и знахарями и др. Баласагун считал, что каждый член общества должен занимать определенную социальную нишу и трудиться на ней с полной отдачей сил. Тогда кооперация этих профессиональных групп позволит государству плодотворно функционировать и богатеть обществу и всем его слоям.

По мнению академика А.Кононова, возможно, что Жусуп Баласагун ощущал настоятельную необходимость в создании новой морально-этической основы для раздираемого неурядицами общества.

Упорядочить на новой основе жизнь недавних кочевников во всех ее сферах, внести в нее политико-правовую организацию, такое государственное управление, которое должно дать подвластному народу самое главное – закон.

Основа страны, ее силы опора –

Две вещи, два корня, два твердых упора:

Закон справедливости – первый устой,

Второе – войска одарять с щедротой.[4]

Эти и некоторые другие мысли перекликаются с политическими воззрениями Н. Макиавелли, который также как и Баласагун стремился к созданию сильного централизованного процветающего государства. Однако если Макиавелли считал, что сила и страх должны лежать в основе управления, то Баласагун необходимым условием процветания государства считал морально-нравственный облик самого правителя, его высокая требовательность к самому себе. В этой связи мыслитель посвящает целую главу правителям, о том «…каким должен быть бек, достойный сана бека».

Философ считал, что если государство будут возглавлять просвещенные ханы, опирающиеся в своей деятельности на науку, нравственность, то они будут издавать справедливые законы и действовать на основе этих законов. Справедливость, подчеркивает Баласагун, - это необходимое нравственное качество главы государства. А это значит действие в соответствие с законом. По мнению мыслителя, правитель должен быть справедливым при соблюдении законов, в решении вопросов управления обществом, он не может в своих действиях разделять людей на рабов и беков, а обязан относиться к ним одинаково, как герой его поэмы – правитель Кюнтогды (символ справедливости), который говорит:

По правде вершу все дела я привычно,

А бек или раб предо мной – безразлично.

И сын ли, чужой ли, родня ли, приятель.

Пришелец, приспевший ли – кстати, некстати ль

Они для меня по закону равны.

Я им не смягчу, ни прибавлю вины.[5]

Жусуп делает Кюнтогды символом законности. Только когда глава государства действует справедливо на основе закона, совести и разума, тогда возникает идеальное государство.







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 476. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия