РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература: 1. Емельянова Ю.Н., Скворцова Н.Г. Культурная антропология. М., 2010 2. Лукьянова И.Е., Овчаренко В.А. Антропология: уч. пособие/И. Е. Лукьянова, В. А. Овчаренко;М., ИНФА-М., 2009.
Дополнительная литература: 1. Антропология /под ред. А.Е. Хомутов, С.Н. Кульба. Ростов н/Д.: Феникс., 2007. 2. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социальная антропология. М., 2008. 3. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. – М.: Директ-Медиа,2006 (ЭБС Издательства «Лань»: http://e.lanbook.com/) Тест по курсу «Антропология»
1) Человек рассматривается в антропологии как комплексном учении в качестве: а) социального существа; б) социально-биологического существа; в) уникального, духовно неповторимого существа; г) универсального существа (космо-психо-био-социального единства). 2) Концепция антропогенеза П. Тейяра де Шардена строится на основе: а) эволюционной модели происхождения человека; б) космологической модели; в) соединения космологической и теологической моделей; г) сочетания эволюционистских и теологических представлений. 3) Христианская идея творения человека по образу и подобию Божию не предполагает наличия у человека: а) разума; б) бессмертной души; в) внешнего сходства с божественным творцом; г) свободной воли. 4) Автором учения об архетипах человеческого мышления и поведения, формирующихся на основе коллективного бессознательного, является: а) З. Фрейд; б) К.Г. Юнг; в) К. Леви-Строс; г) М. Элиаде. 5) Трудовая теория антропогенеза, изложенная в работе «роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» принадлежит: а) Ч. Дарвину; б) К. Марксу; в) Ф.Энгельсу; г) Г. Спенсеру. 6) К какой эволюционной форме, согласно археологическим данным, относятся питекантропы и синантропы? а) Homo habilis; б) Homo erectus; в) Homo sapiens; г) австралопитеки. 7) С каким из миров смыслового пространства бытия архаичному человеку легче всего смоделировать диалоговые отношения? а) с миром повседневности; б) с миром природы; в) с миром мертвых; г) с миром других людей. 8) Символом чего в мирах и сказках выступает образ прекрасной девушки (невесты, царевны, принцессы), томящейся в темнице и ждущей своего спасителя? а) духа; б) души; в) жизни; г) счастья. 9) Какой античный герой стал символом бессмысленного труда? а) Геракл; б) Прометей; в) Сизиф; г) Эдип. 10) Кто является автором известной работы «Анатомия человеческой деструктивности»? а) З.Фрейд; б) Э. Фромм; в) Ф.Ницше; г) Ж.П. Сартр. 11) Каким образом Й. Хейзинга определял отношения между игрой и культурой? а) игра – один из элементов культуры; б) игра – источник возникновения и развития культуры; в) игра – результат деформаций, происходящих в современной культуре; г) подлинная культура противостоит игре. 12) По мнению М. Хайдеггера, человек отличается от любого другого существа тем, что осознает свою: а) смертность; б) уникальность; в) разумность; г) парадоксальность. 13) Какие особенности, по словам Э.Бёрна, характерны для игры как одной из форм трансакций? а) предельная искренность; б) бескорыстие; в) наличие скрытых мотивов; г) ориентация на выигрыш. 14) Какой признак, по мнению Э. Фромма, не присущ подлинной любви? а) забота; б) ответственность; в) ревность; г) уважение. 15) Какую трактовку свободы Н.А. Бердяев считал единственно верной? а) как произвола; б) как осознанной необходимости; в) как ничем не стеснённого бытия; г) как приобщение к божественной гармонии. 16) Какие из приведенных представлений архаичных людей о мире мертвых породили обычай портить продукты питания и ломать утварь, которые «отправлялись» в этот мир вместе с умершим? а) мир мертвых подобен миру живых людей; б) мир мертвых – несколько подпорченный мир; в) мир мёртвых – «перевёрнутый» мир; г) мир мёртвых иерархически организован. 17) Кто из известных социологов вводит термин «homo sociologicus» для характеристики абстрактной модели человека как носителя и исполнителя социальных статусов и ролей? а) Э. Дюркгейм; б) П.А. Сорокин; в) Т. Парсонс; г) Р. Дарендорф. 18) Какие виды патологии любви, по Э. Фромму, выступают проявлением злокачественной агрессии? а) садизм; б) мазохизм; в) нарциссизм; г) гомосексуализм. 19) Что можно считать проявлением некрофилии в широком (социальном) смысле слова? а) занятия охотой; б) посещение могил предков; в) любовь ко всему искусственному, механическому; г) чрезмерное стремление к порядку. 20) Кому из античных философов принадлежит мысль о том, что глупо бояться смерти: «пока мы живы – смерти нет, когда мы мертвы – нет жизни»? а) Платону; б) Аристотелю; в) Демокриту; г) Эпикуру.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|