Студопедия — Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности дошкольника.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности дошкольника.






Запишите основные этапы развития игры!!!

Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще не доступно. Также сильно он стремится и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра — самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. «Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых людей и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых». (Д.Б. Эльконин). В таком виде, со всеми характерными для нее сторонами, ролевая игра возникает не сразу. Только к середине дошкольного возраста она достигает развитой формы. Игра с сюжетом «вырастает» из предметно-манипулятивной деятельности в конце раннего детства. Действия-манипуляции являются содержанием ознакомительной игры. Взрослые организуют предметно-игровую деятельность малыша, используя разнообразные предметы (игрушки).

К игрушкам младенец тянется уже с 3-4 месяцев, рассматривает их, случайно натыкаясь на игрушку. Радуется, пытается повторить движение. В 5-6 месяцев ребенку предлагают игрушки, отличающиеся по форме, величине, цвету, материалу. Его учат захватывать игрушку, перекладывать из ручки в ручку, размахивать ею. В процессе самостоятельных манипуляций с игрушкой ребенок познает ее свойства. В ознакомительной игре прослеживается намеренность действий ребенка. Такая преднамеренность — предпосылка развития целенаправленности, характерной для сюжетно-ролевой игры.На втором этапе развития игровой деятельности появляется отобразительная игра, в которой действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предметов и на достижение с их помощью определенного эффекта. Ребенка учат играть с предметами в зависимости от их свойств и назначения. Ребенка 9-10 месяцев учат соотносить предметы по форме, по их физическим свойствам (например, снимать и надевать на стержень колечки пирамиды). Для становления сюжетно-ролевой игры важно научить ребенка переносить усвоенные действия с одного предмета на другой, то есть обобщать действия.

К концу первого — началу второго года жизни ребенка формируется сюжетно-отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в их повседневной жизни. Перед ребенком ставится условно-игровая цель деятельности, которую он достигает игровыми способами и средствами, и получает воображаемый результат («мишка устал, уложи его спать»). Итак, игры, посредством которых ребенок знакомится с предметами и удовлетворяет потребность ориентироваться в окружающем мире, развиваются на втором году жизни.

Когда ребенок овладел действиями, вплетенными в совместную деятельность со взрослыми, он начал осознавать, что он действует сам и действует как взрослый. Он и раньше действовал как взрослый, подражая ему, но не замечал этого. Основное условие для развития сюжетно-ролевой игры — коренное изменение отношений ребенка со взрослыми. Около трех лет ребенок становится более самостоятельным. Чтобы научить детей развивать содержание игры, взрослый обыгрывает жизненные ситуации, например, видоизменяет их (вводит новые персонажи, изменяет место действия). Он создает ситуации, стимулирующие ребенка к использованию предметов-заместителей, к действиям в воображении. Вследствие этого меняется характер подражания: ребенок в игре передает действия взрослых, которые видел сам, а не только те, которым его обучали. В сюжетно-ролевых играх детей заметно подражание взрослым, создание воображаемых образов, стремление активно действовать, познавать окружающий мир.

Д.Б. Эльконин выделял следующие предпосылки возникновения ролевой игры: «1) отделение действий от предмета и их обобщение; 2) использование ребенком неоформленных (не имеющих ярко выраженной функции) предметов в качестве заместителей других; 3) отделение своих действий от действий взрослых и возникновение личных действий самого ребенка; 4) сравнение ребенком своих действий с действиями взрослых и отождествление их; 5) воспроизведение ребенком в своих действиях цепочки действий взрослого, отражающих в обычной последовательности отрезки их жизни.»

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре — одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернуто действие и т.п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Так как в игре находят выражение основные потребности дошкольника, то в ней реализуется самое главное — ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое он разыгрывает. Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого сопряжена с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире. Как всякая творческая деятельность сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие.

 







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 929. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия