Студопедия — Тема 59. Народное декоративно-прикладное искусство России в современных условиях: роль художественных промыслов, народных мастеров.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 59. Народное декоративно-прикладное искусство России в современных условиях: роль художественных промыслов, народных мастеров.






В истории нашей страны после 1917 г. традиционное домашнее ремесло шло на убыль, его место все в большей мере стали занимать художественные промыслы. Пережив период оживления и расцвета в 1920-1930-е годы, вследствие идеологического воздействия и некомпетентного вмешательства, оно вступило в длительную полосу кризиса.

Возрождение народных традиций в деятельности художественных промыслов началось лишь в 1960-1970-е годы.

Известный специалист по народному искусству М.А. Некрасова выделяет четыре формы существования народного декоративно-прикладного искусства в условиях современности, которые исторически сложились в прошлом и окончательно сформировались в России к середине XX столетия:

· народное вещно-прикладное творчество в рамках своего аутентичного бытования, связано с породившими его условиями - этнографически-региональным укладом жизни;

· коллективное творчество на основе общности промысла, развивающегося на почве местной художественной традиции;

· творчество отдельных мастеров, сохраняющих коллективный художественный опыт, традицию;

· организованные мастерские, которые имеют свои помещения, необходимые средства, оборудование, свои кадры и соответствующий план по производству изделий (фабричная форма искусства).

Первая форма народного искусства - творчество населения, развивающегося в рамках своего этнического бытования. Носителями ее будут непосредственно сами жители этих районов, исконно занимающиеся ремеслом для собственных нужд и потребностей данного региона. Это творчество существует и в наши дни в отдаленных, изолированных районах страны, замкнутых в силу особых географических и экономических условий (например, Северный Кавказ, Крайний Север, Памир, отдельные районы Дальнего Востока). Наследственное ремесло в этих регионах - привилегия родовая, семейная, и передается она непосредственно из поколения в поколение, от одного родственника другому, в процессе изготовления самой вещи.

Относительно трех других форм бытования народного искусства сложность заключается в том, что художественные промыслы заметно изменились по своему характеру, составу мастеров и исполнителей, по уровню исполнения и облику самих изделий. Многие изделия стали просто предметами искусства, соответственно изменился и потребитель.

Понятие «народные, художественные промыслы» стало и без того еще более широким и запутанным в силу участия в них разных мастеров и художников - профессионалов.

Исключение могут составлять те промыслы, где сами мастера являются авторами и исполнителями изделий и предметов быта, где главным остается творческий труд и ремесло. Носителями традиции в подобных промыслах выступают мастера, творчество которых развивается на основе местной традиции, а материальная заинтересованность сочетается с потребностями в творчестве. Такие промыслы существуют, но их, к сожалению, немного. Здесь изготавливают, как и прежде, утилитарные предметы ручной выделки, которые создаются исключительно для себя или для продажи в ограниченных масштабах.

Важный вопрос - механизмы передачи традиции в новых условиях..

Отличие современных механизмов передачи традиции от народной культуры прошлого особенно заметно в четвертой форме народного искусства - на крупных фабриках и предприятиях. Традиция осваивается не в форме непосредственной передачи из поколения поколение в семье, роде, а в процессе обучения в школе, техникуме и т.д. Поэтому здесь соединяются элементы фольклорной традиции, творчество мастера и профессиональное искусство.

Третья форма - творчество отдельных мастеров. Часто употребляемый сегодня термин «народный мастер» объединяет очень разных людей: общее для них - определенный профессионализм, владение самобытной художественной системой местного искусства с ее традициями и канонами, создание конечного продукта - вещей, предметов; отличное - каждый автор интерпретирует эти нормы в меру своих способностей, привнося свою творческую индивидуальность, свое понимание канона; некоторые из них испытывают воздействие среды, коллег, искусствоведов, критиков; в результате их творчество предстает то индивидуализированным, то отступающим от канона, то идущим на поводу у специалистов-искусствоведов.

Сегодня в условиях рынка все мастера, оказались в одних и тех же условиях - они вынуждены искать рынок, объединяться или наоборот, выходить из объединений.

Одновременно с активизацией индивидуальных черт в авторских изделиях происходит и своего рода деканонизация (то есть, утрата канона). Расширяется ассортимент изделий, обновляются старые предметы и орнаменты, мотивы, приемы декора заменяются новыми - чаще всего с современной тематикой. Все это свидетельства того, что многие промыслы все более отдаляются от исконной народной вещной культуры.

Таким образом, в современном народном декоративно-прикладном искусстве происходят сложные процессы, которые требуют дальнейшего изучения.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 235. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия