Студопедия — Тема 33. Этническая хореография как часть народной художественной культуры: происхождение и связь с другими формами культуры.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 33. Этническая хореография как часть народной художественной культуры: происхождение и связь с другими формами культуры.






Этнический (фольклорный, национальный) танец – важная часть художественной традиции и творческой деятельности народов. Истоки танца - в глубинных процессах в жизни того или иного этноса.

Студенту следует охарактеризовать некоторые теории происхождения этнического танца:

· теория эволюционизма – танец является закономерным этапом исторического развития общества и культуры;

· теория функционализма – этнический танец – отражение определенных общественных отношений (например, демонстрация социального статуса);

· теории психоанализа – природа танца коренится в особенностях человеческой психики;

· теория паттернов (моделей культуры) - танец является одной из возможных моделей, конфигураций культуры;

· хореометрия (спецдисциплина в хореографии) – исследуя стили танцевального движения, связывает этнотанец с социально-экономическим развитием общества и культуры.

Далее важно указать на то, что этнотанец отвечает характеру, духу народа, у которого он зародился.

В разные периоды этнотанец питался разными истоками.

В начальный, древнейший период его источником был ритуал и обряд (например, мистериальное действо, как часть религиозной практики, воспроизводящей важнейшие мифологические идеи). Ритуал – древнейшее общественное и художественное явление, важнейший компонент которого знаковое физическое движение в виде обрядового танца. Танец был частью единого синкретического действа, где кроме него присутствовали музыка, пение (молитва, заговор), драматическое действо. Этот сложный комплекс отражал единое мировоззрение, то сеть, взгляд народа на окружающий мир и свое место в нем.

Ритуалы отражали религиозные верования древности, в частности, тотемизм (тотемизм – почитание определенных представителей, чаще живой природы, как первопредков). Поэтому в ритуальном танце, даже исполняемом в наши дни, будет присутствовать, например, образ орла, льва и т.п.

Ритуальные танцы, исполняемые до сих пор в культуре разных народов, как отражение культа природы, почитания духов:

· хороводы вокруг «майского дерева», как символа возрождающейся природы;

· имитация борьбы тепла и холода (зимы и весны) в воинском танце (например, шотландский танец с мечами);

· хоровод и танцы вокруг огня (праздник Ивана Купалы);

· южнославянский танец «коло» - разновидность кругового танца, символизирующего солнечный круг;

· танцы – обереги восточных славян (при первом выгоне скота на пастбище, во время мора, засухи, на крестинах, свадьбе и др.);

· танец охотника вокруг убитого зверя и т.п.

С изменением мировоззрения, например, принятием новой религии, происходит распад синкретического мировоззрения, танец (а также музыка, песня и др.) становится самостоятельным, ритуальное содержание уходит, но стилистика танца почти не меняется, превращаясь для зрителей только в способ создания пластического образа, а не как прежде для умилостивления природы:

· танец бизонов (североамериканские индейцы), индонезийский пенчак (танец тигра), якутский танец медведя, памирский танец орла, китайский и индийский танец павлина и др.;

· русский танец «журавель», «гусачок», финский танец «бычок» и др.

 

Кроме религии, в процессе истории на танец влияет характер трудовой деятельности: гуцульский «танец дровосеков», белорусский «лянок», молдавский «поамэ» (виноградарь), узбекские «шелкопряд» и «пахта» (хлопок).

С развитием городской жизни, появлением ремесла, появляются новые танцы: украинский «бондарь», эстонский «сапожник», немецкий «танец стеклодувов», карельский «как ткут сукно» и др.

Складываются танцы, воспроизводящие атмосферу окружающей среды, как социальной, так и материальной: русские танцы «плетень», «капустка», «улица», «сени», «веретено», «колесико» и др.

Наибольшее количество танцев формируется как отражение отношений между людьми, особенно тема любви, уважительного отношения к женщине: русская «байновская кадриль», польский «мазу», грузинский «картули» и др.

Этнотанец связан с другими элементами народной художественной культуры, как в прошлом, так и настоящем. Эта связь очевидна, несмотря на утрату изначального его содержания и назначения.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 354. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия