Тема 45. Социальная структура русской народной художественной культуры (исторический аспект): новейшее время.
Народная художественная культура нового, а затем и новейшего времени существенно отличается от ее прошлых классических фольклорных форм. Причины изменений: · связаны с общей динамикой в системах культуры и общества, повлекшей за собой утрату универсальной роли традиционных культур народов в новых условиях; · развиваясь вместе с обществом (сообществом), культура становится все более сложной, разветвленной и многоуровневой; · с возникновением национально-государственных образований, укреплением социальных структур складывается общенациональная культура, по отношению к которой регионально-этнические культурные традиции при всей своей исконности и аутентичности занимают как бы подчиненное положение; · народная художественная культура оставалась культурой повседневности, (разговорный язык, сфера бытового общения, а также историческая память рода, семьи). Переставая быть народной культурой в прежнем, исконном смысле слова, историческая крестьянская культура становится со временем художественным наследием, признанным специалистами и обществом в целом. В новейшее время современностивсе более дифференцируется, усиливается специализация отдельных областей, сфер культурной деятельности по типу предмета, характеру, целям. Становясь многослойной, культура социально дифференцированного общества, обрастает субкультурами. Фольклор, теряя свое исконное универсальное положение, начинает активно взаимодействовать с субкультурами, образуя, с одной стороны, современные вторичные формы народной культуры, а с другой - обретая роль культурного наследия. Существенные изменения в экономике России, отмена крепостного права и формирование рабочего класса имели следствием в области народной художественной культуры следующее: · усложнение социальной структуры создателей и носителей народной художественной культуры в XIX-начале XX в.(увеличивается значение городского населения); · начались кризисные явления в области народной культуры: вторжение капиталистических отношений в деревню развращало духовно русское крестьянство, порождало грубые и безвкусные формы развлечений; · происходит сокращение роли крестьянства в развитии художественной культуры; · появление новых технологий и форм деятельности мастеров в новых условиях привело к расширению сферы художественных промыслов в ущерб традиционному домашнему ремеслу; · это отразилось на содержании и форме народного декоративно-прикладного искусства: нарушилось характерное для него гармоническое соотношение практической и эстетической функций, определило неравномерное развитии разных видов изобразительного искусства и привело к упадку некоторых традиционных художественных промыслов. Вместе с этим, постепенно возрастала роль рабочего класса и городского населения в целом, в создании новых нетрадиционных форм народного художественного творчества. Появились следующие новые фольклорные формы: · революционные песни и частушки; · городской романс; · новая мещанская баллада; · любительские хоры и драматические коллективы; · сформировался новый тип интерьера жилища с характерной для него урбанистической (городской) эстетикой. Роль города как средоточия и трансформатора традиционной народной культуры возрастает. Создается сложная, не лишенная противоречий, специфическая демократическая городская культура. О естественном взаимообмене между городом и селом говорил в свое время Б.В.Асафьев, когда указывал на то, что вместе с крестьянскими подводами, с продовольствием и ямщицкими тройками ехали народные напевы, причем, в локальном, диалектном облике. В крестьянском фольклоре в свою очередь усваивалось и перерабатывалось влияние городской среды и профессионального искусства В целом, проходившие процессы дали основание для всевозможных идеологических и даже социально-политических теорий о двух культурах в российском обществе – народной культуре и культуре господствующего класса.
|