Студопедия — Тема 20. Система бинарных оппозиций в древнеславянской мифологии и народном сознании. Уровни древней восточнославянской мифологической системы
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 20. Система бинарных оппозиций в древнеславянской мифологии и народном сознании. Уровни древней восточнославянской мифологической системы






Важно обратить внимание на характеристику системы бинарных (двоичных) оппозиций (противопоставлений), определяющих пространственные, временные, социальные и т.п. характеристики мира, свойственные мифологическим представлениям древних славян: жизнь-смерть, добро-зло, огонь-вода, белый-черный, мужской-женский, сакральный-мирской, человек-нелюдь, жилье-лес и.т.п.

Подобное воззрение порождало определенную систему мифологических обобщенных образов и социальной жизни (Доля-Недоля, Правда-Кривда и т.п.).

Мифологические образы традиционной культуры восточных славян можно представить как разделенные, распределенные на несколько уровней: нижний, средний, высший.

Нижний уровень представлен домовыми, лешими, русалками и т.п.

Средний уровень включает персонажи, связанные с хозяйственной деятельностью и аграрными обрядами:

· Масленица, Ярило, Купало, Кострома,

· божества, воплощающие представления о целостности рода-племени: Род, Чур (Пращур), рожаницы.

Высший уровень древнеславянской мифологии образовался позднее из мифологических персонажей. Они выполняли важнейшие функции в жизни родоплеменной общности и воплощали наиболее могущественные силы природы: из них складывался древнерусский пантеон (система) божеств.

Следует обратить внимание и проанализировать основные древнерусские божества в их связи с культами природы, видами хозяйственной деятельности, социальной жизни (бог-громовержец Перун, бог неба и небесного огня Сварог, бог солнца и небесного огня (сын Сварога) Дажьбог, «скотий бог» Велес, богиня-покровительница женщин и женского труда Мокош или Мокощь и др.).

 

Тема 21. Принятие христианства и его последствия в истории русской народной художественной культуры. Языческие традиции в русской народной художественной культуре.

С принятием христианства в 988 г. персонажи высшего уровня древнеславянской мифологии начали замещаться в народном сознании христианскими святыми. Так, Перун стал ассоциироваться с образом святого Ильи-пророка, который молниями-стрелами преследовал нечистую силу (трансформация древнего мифа о змееборчестве).

Отражение мотивов мифа о Перуне своеобразно обнаруживается в сохранившемся архаическом народном обряде «похороны стрелы» (стрела – символ молнии, оружия Перуна). Он был приурочен к празднику Вознесения (на сороковой день после Пасхи) и наряду с прочим содержал первый выход в поле к колосящимся озимым. Пограничный календарный характер обряда определялся тем, что в народном сознании он «замыкает весну и отмыкает лето».

Для понимания сущности сохранившейся архаики, следует охарактеризовать семантику обряда «похорон кукушки». Обряд отмечался в период от Вознесения (сороковой день после Пасхи) до Троицы (пятидесятый день после Пасхи). Обычно устраивались в Вознесенье (конец мая - начало июня) и в Петров день (29 июня/12 июля). Это аграрно-магический девичий и женский обряд весенне-летнего цикла. "Кукушка" - травяная или тряпичная кукла в виде женской фигуры, птицы или украшенного деревца. Обряд сопровождался похоронным шествием, оплакиванием кукушки, кумлением девушек, гаданиями и ритуальной трапезой.

Народное мировоззрение принято определять как «двоеверие» (термин, введенный еще в XIX в.). Переплетение древних языческих мифологических и христианских мотивов отчетливо проявляются в виде языческой символики:

· в декоративно-прикладном искусстве: народном зодчестве (храмы, часовни, кресты возле источников и колодцев), наивной иконописи, созданной безымянными сельскими художниками, народной скульптуре из дерева, во многих изделиях прикладного искусства;

· в народных религиозных легендах и в духовных стихах;

· в народной драме о царе Ироде, в вертепных представлениях, в игрищах (святочные, весенне-летние обряды), все они нередко содержат языческую символику и верования

Таким образом, мировоззренческая природа характерна не только обрядовому пласту культуры, она в большей или меньшей мере проявляется во всех ее видах.

Аналогичным образом необходимо проанализировать роль и значение языческого бога Велеса в христианский период: Велес –стал ассоциироваться со св.Власием и отчасти св.Георгием, с ним связаны, так называемые «егорьевские окликания» (призывы тепла, весны).

Мифологическая связь Егория и Власия отразилась и в русском народном пластическом искусстве (обрядовое печенье в форме животных).

В народных поверьях, мотивах народного декоративного искусства сохранились также представления о женском божестве Мокоши (Мокощи), функции которой отчасти перешли к Параскеве-Пятнице (покровительнице женского рукоделия). К образу Мокоши восходит изображение женской фигуры, встречающееся на русских ритуальных предметах, связанных с летними праздниками.

Понятие о неразрывном единстве времени и пространства (хронотроп) реализуется народное представление о мире, и, как следствие, оно находит отражение и в художественной культуре этноса.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 251. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия