Тема 18. Отражение представлений о времени в русской народной художественной культуре. Линейный тип календаря.
Линейный тип календаря(более поздний, счет ведется от начала сотворения мира или от рождества Христова) вошел в употребление с принятием христианства, и сначала был официальным календарем, например, календарем летописей. В этом календаре, в отличие от циклического, который не имел начальной даты (отсчета, течения времени), таковой была либо дата сотворения мира (безусловно, мифическая), либо Рождества Христова. Если в циклическом типе календаря время течет «по кругу», то в линейном календаре, согласно христианству, оно развивается в направлении конца света и окончательной битвы добра (Бог) и зла (дьявол), называемой Армагеддон (символическое название, имеющее отношение к одному из мест в Палестине согласно ветхозаветной традиции) С принятием христианства народному сознанию требовалось утвердиться в том, как соотносятся эти два противоположных типа календаря. Отказаться от циклического календаря было нельзя, так как он отражал годовой хозяйственный цикл, в нем нашли свое место приметы и наблюдения, важные в хозяйственной деятельности. Действительно, в сознании народных масс долгое время сохранялась древнейшая основа циклического календаря. С проникновением христианства в народную среду и сформировался народный календарь средневековья, который представлял собой своеобразную перекодировку христианского календаря в систему представлений, характерных для земледельческой культуры. Отражением древнего циклического (двухциклового) календаря являются симметричные типы обрядов, сохранившиеся в народных праздниках у восточных славян («зимние святки» и весенне-летние «зеленые святки»). Позднее то же отразилось в христианизированных наименованиях праздников в народных святцах - «Микола зимний» и «Микола летний» (или «Никола морозный» и «Никола травный»). Таким образом, русская народная культура и художественная в том числе, реализуется, опираясь на сочетание двух календарей – древнейшего циклического и христианского линейного летоисчисления.
Тема 19. Отражение представлений о пространстве в русской народной художественной культуры. Образ «мирового древа» Для народного художественного сознания характерно специфическое отражение пространственных представлений. Архаическая (древнейшая) модель мира воплощена в известном практически всем мифологическим системам образе, так называемого, «мирового древа» (дерева). Характерной чертой образа мирового древа является отчетливое членение его на три части – нижнюю (корни), среднюю (ствол) и верхнюю (крона). В народном религиозном сознании каждая из сфер идентифицируется с определенной сферой мирового пространства (верхняя – с небесным, средняя – земным, нижняя – подземным миром) и элементами основных стихий (соответственно огонь, земля, вода). Согласно этим представлениям, каждая из сфер «населена» присущими ей, чаще мифологическими по природе, персонажами. Верхний мир ассоциировался с пернатыми, средний мир – млекопитающими и человеком, нижний – рептилиями, рыбами, водоплавающими, зооморфными чудовищами. Каждая из вертикальных частей, в свою очередь, структурирована горизонтальными членениями (симметричные парные, четвертичные, восьмеричные расположения элементов, присущие той или иной сфере). Образ мирового древа представлен в различных видах древней духовной культуры славян – в ритуалах, постройках, скульптуре, наскальной живописи, орнаменте, вербальных (словесных) текстах и др. Символика мирового древа в славянской мифологии своеобразно конкретизирована в обрядовых символах, в фольклоре, в народном изобразительном искусстве - это райское дерево (старославянск. «вырий») или наиболее распространенные в зоне расселения славян деревья – береза, дуб, рябина, сосна, явор. Перечисленным выше символика не исчерпывается. В народном религиозном и художественном сознании верхняя часть мирового древа обозначена кроной и сидящими на ветвях птицами (сокол, соловей, мифологический Див) и солярными знаками; средняя часть – пчелами; нижняя – змеями, бобрами и т.п. Горизонтальное членение включает деление на четыре части света. Образ мирового древа символизирует также жизнь и смерть (зеленое дерево - сухое дерево) или сопоставляется с человеческим образом (чаще всего, в виде изображения символической фигуры женщины в соответствующих композициях в народном изобразительном искусстве).
|