Общая характеристика философии Возрождения.
Эпоха Возрождения характеризуется двумя ключевыми признаками: 1) Пробуждение интереса к античной культуре и признание античных образцов в качестве идеалов нового времени. 2) Возникновение нового духа – духа гуманизма. Гуманизм – совместимость идей и воззрений, выдвигающих на первый план человека, требующих уважение его достоинства, любви к нему и создания условий для гармонического и всестороннего развития человеческой личности. Гуманизм противопоставляет себя христианскому мировоззрению, требуя обеспечить достойную жизнь человека на земле. Гуманизм характеризуется наличием трех важнейших признаков: 1) антропоцентризм; 2) секуляризм; 3) индивидуализм. Антропоцентризм – принцип, утверждающий, что человек – высшая ценность и цель. Пико дела Мирандола: «Речь о достоинстве человека». Бог говорит человеку: «Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер сформировал себя в образе, который ты предпочтешь».
Секуляризм – (от лат. Seculatis – светский) секуляризация – обращение церковно, монастырской собственности в светскую.
Индивидуализм – идея, выражающая принцип самодостаточности личности, автоскромности ее бытия и приоритета интересов индивидуума над интересами общества. (например: изречение). Лоренцо Вала: «Я не могу в достаточной степени понять, почему кто-то хочет умереть за родину. Ты умираешь, т.к. не желаешь, чтобы погибла родина, словно для тех, кто погибнет, не погибнет и родина». Основные периоды философии Возрождения (14 -16 вв.): 1) гуманистический (сер. 14 – сер. 15 вв.) – Данте Алегъери «Божественная комедия»; Франческо Петрарко; Хоренцо Валессо. 2) неоплатонический (сер. 15 – сер. 16 вв.) – Николай Казанский – итальянский мыслитель; Пика дела Мирандола; Марсимо Фичино. 3) натуральный философский (философия природы) (сер. 16 – нач. 17 вв.) – Джордано Бруно; Бернандино Телезло.
Галило Галилей – создал новый метод мышления, а именно – математически экспериментальное естествознание. В основе этого метода лежат идеи: идея несовпадения того, что нам дано в чувствах с тем, сто есть на самом деле. Природа скрывает от человека свои тайны. Она вводит нас в свое заблуждении, а человек заставляет природу раскрыть тайны. Природу надо подвергнуть пытке и она скажет то, что скрывает. Эксперимент – пытка природы. Учение Галило Галилея о двух книгах: 1 книга – священное писание, т.е. божественное откровение, которое содержит в себе знание о духовном мире. 2 книга – книга природы, которая содержит в себе знание о телесном мире.
Выводы о мировоззренческой картине мира: 1) Вселенная – механизм, в котором нет души, нет межличностных отношений, нет ценностного деления на высшее и низшее. 2) Работа ума и чувств не является методами познания, а способности, которые должны быть организованы специальным образом для познания истины. 3) Главным предметом познания является мир, как он есть.
Общая характеристика философии Нового времени В конце XVI нач. XVII в. в Европейской философии утверждается новый тип мышления и способ познания – математическое экспериментальное естествознание. Основная специфика заключается в том, чтобы обосновать этот тип знания и построить новую картину мира на его основе. Отличие (черты): 1) Рационализм (в широком смысле) – принцип, утверждающий, что сущностью человеческой природы является разум. 2) Эноссеологизм – главным предметом познания является теория познания. 3) Методологизм – установка философии на разыскание истинного методопознания и особенная вера в то, что открытие этого метода позволит человеку избавиться от заблуждения. 4) Сциентизм – вера в силу научного знания, которое является высшей степенью развития человеческого разума. Основные периоды развития новоевропейсной философии: 1) Метафизика XVI в.; 2) Философия просвещения XVII – XVIII в.; 3) Немецкая классическая философия.
|