Философские школы и этические учения поздней античности.
Сократ утверждает, что знание добродетели заложено внутри человека, выявление этого знания – ведет человека к счастью. Тот, кто знает истину – тот не может совершать зла. Знание – истинно, тождественно добру. Сократические школы в античной этике.
Сократ
-академики-киники - скептики-школа стоиков (Платон); (Диоген); (Зинон Стоик). -перипатетики-киренаики (Аристотель). (Аристотель)
Этика Платона: Платон развивает учение Сократа «О тождестве добродетели знания». Человеческая душа состоит из 3 частей: 1) Разум – (ее добродетель – мужество) 2) Воля – (ее добродетель – мудрость); 3) Чувства (вожделения) – гармония знания и наслаждения. (ее добродетель – умеренность).
Теория идеального государства Философы Воины Ремесленники + земледельцы Аристотель (школа перипотетиков)
Благо – то, к чему стремится человек. Высшее благо – счастье. Счастье – это деятельность сообразная с добродетелью.
Счастье заключается в том, чтобы добродетели данной человеку возможности, заключались в действительности (реально).
Для благородных благо заключается в почестях, для мудрых – в познании. Аристотель определяет человека как общественное животное.
Душа по Аристотелю (3 части): 1) Растительная часть души; (не имеет добродетеля) 2) Животная часть души; 3) Разумная часть души.
Для животной: щедрость, умеренность, великолепие, великодушие, честолюбие, равность, правдивость, любезность, дружелюбие и справедливость.
Внутренний критерий животной части – совесть и стыд. Добродетель разумной части души – мудрость.
Школы. Киническая Киренаики Родоначальник: Родоначальник: Аристипп: Диоген: Удовольствие является лучшим Одной добродетели достаточно благом и достижение удовольствия Для счастья. является высшей целью.
Основной принцип кинизма: Основной принцип: различие добра Довольствуйся тем, и будешь и зла. Приятная жизнь – добро, Счастлив. жизнь без удовольствия – зло.
Основное различие: Диоген Киник: Аристотель: Если бы ты умел кормиться если бы ты умел общаться с овощами, тебе бы не пришлось людьми, тебе бы не пришлось прислуживать при дворах тиранов. чистить себе овощи.
Школы поздней античности. Эпикурийская. Добродетель нужна, чтобы приносить человеку удовольствие и счастье, главная цель человека – наслаждение. Наибольшее наслаждение – оправданное разумом. Отличие: Киренаики Эпикурийцы наслаждение - это деятельность; наслаждение – это покой; наслаждение – это процесс. наслаждение – это есть результат, состояние насыщения. С точки зрения Эпикура: высшее благо – длительное отсутствие страданий. Чтобы сохранить душевный покой – надо жить в уединении. Духовные уединения выше телесных. Беседа с духом дает большее наслаждение, чем насыщение чрева.
Стоицизм. Гласит: добродетели достаточно для счастья. Но состояние внутренней свободы не есть полное пренебрежение к миру, но признание его относительной ценности (богатство, слава, здоровье, сила) они предпочтительнее, т.к. имеют ценность для жизни. Представитель: Зенон Стоик. Основной принцип: подчинение внешней судьбе и внутреннее освобождение от страстей. Апатия – идеальное состояние души, неподверженной действию страстей. Это душевная невозмутимость. Страсть – неразумное, несогласованное с природой человека движение души. 4 вида страсти: 1) желание; 2) страх; 3) наслаждение; 4) скорбь.
Скептицизм. Основатель: Перон. Атараксия – состояние бездеятельности, покоя и невозмутимости. Путь, который ведет к атараксии, - воздержание суждений о добре и зле, истины и лжи. Полное примирение с действительностью.
Гедонизм Аскетизм - это путь удовлетворения своих - путь преодоления потребностей, подчинение воли своих страстей. своим страстям. Основные направления: Основные направления: киники – счастье вне зависимости Киренаики –счастье заключается от внешнего мира. в чувственном направлении. Стоики - счастье заключается в Эпикурейцы – счастье –это подчинении судьбе и освобождении наслаждение, не приносящее страданий. от страстей. Скептики – счастье – воздержание от неоплатоники – счастье заключается суждений о добре и зле. в воссоединении с единым в мистическом экстазе.
|