Духовная жизнь общества. Духовная сторона бытия общества представляет особую форму отражения объективного мира и взаимодействия с ним
Духовная сторона бытия общества представляет особую форму отражения объективного мира и взаимодействия с ним. Коль скоро в основе практической деятельности человека, как было отмечено выше, лежат объективные законы, то и духовная жизнь отдельного индивида и общества в целом в той или иной степени следует этим законам и отражает их в особой, опосредованной форме, являясь в то же время достаточно автономной. Это — идеальный мир образов, принципов, понятий, догм и т. д., определяющих специфику разных сфер духовной деятельности. Структура духовной жизни общества во многом аналогична материальной. Она включает в себя духовные потребности, духовные интересы, духовную деятельность и созданные этой деятельностью духовные ценности, отражающие общественную природу человека и условия его бытия. Результатом духовной деятельности или духовного «производства» являются: 1идеи, теории, образы, духовные ценности; 2 духовные общественные связи индивидов, т. е. духовные отношения; 3сам человек как духовная личность. Специфика же духовной деятельности заключена в ее всеобщем характере и самоценности, т. е. определенной значимости самого процесса деятельности независимо от конечных результатов. Разные типы духовной деятельности порождают и разные типы общественных отношений с соответствующими им формами общественного сознания: эстетической, религиозной, нравственной, научной, политической, правовой, философской. Содержания понятий прекрасного и безобразного, добра и зла, справедливости, истины и пр. — это своеобразные формы отражения общественным сознанием объективных тенденций развития общества. Поэтому общественное сознание выступает как важнейший элемент духовного бытия
49. Проблема источников, движущих сил и субъектов социальной динамики. Источники соц динамики - социальные противоречия - это отношения между противоположностями в любом социальном явлении, образовании или обществе в целом. Они возникают в процессе развития социальной сферы или сферы социальных отношений, выражающих противоположные или расходящиеся тенденции этого развития. Например, сегодня такими противоречиями являются: между необходимостью удовл насущных матер и дух потребностей людей и падением уровня материального и духовного производства; между обнищанием основной части населения и обогащением небольшой группы предпринимателей, коррумпированной части государственного аппарата, мафиози; между колхозным крестьянством и фермерами; между населением страны и преступным миром и т.д. Существуют различные точки зрения на проблему определения субъекта и движущих сил истории. Обозначим несколько решений данной проблемы. 1) субъект историч процесса - великая личность - вожди, цари, правители, лидеры, герои и т.д. 2) в марксизме народные массы явл субъектом. Аргументы нар массы в виде сбъекта: народ - главная производ силой, создающей все матер блага, необходимые для существования общества; народ - реальная социально-политическую сила, преобразующую общ-во; народ формирует народную дух культуру, способствующую преемственности в развитии общества. Роль великой личности заключается в том, что она, во-первых, выдвигается народом, во-вторых, она способствует осознанию народа его интересов, задач и целей, в-третьих, она организует массы для достижения этих целей. Источники общественного развития - объективные факторы, противоречия между различными сторонами общественной жизни, а так же накопленный производственный и интеллектуальный потенциал. Движущие силы развития общества – сами люди, включённые в исторический процесс с их потребностями и интересами. Субъекты исторического действия - отдельные личности и исторические общности людей. Правильно делать акцент не на противопоставление действий различных субъектов, а на сопряжение их.
51.Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Все подходы к опред харак-ра историч проц-са могут быть отнесены к: линейному и нелинейному. Одна из важнейших проблем философии истории ‑ направленность и периодизация исторического процесса. Есть два типа интерпретации направлений развития истории: линейные и не линейные (циклические). Нелинейные интерпретации появились раньше как мифологическое «колесо истории», повторение космических циклов. Первым научным приверженцем этой интерпретации авторы называют Вико, выделявшего 3 цикла истории: божественная стадия (власть жрецов без государства), героическая стадия (аристократическое государство) и человеческая стадия (демократия), вырождающаяся в первобытное состояние, где все сначала. В неклассической философии возобладали цивилизационно-циклические модели: например, культурно-исторических типов Данилевского, морфологии культуры Шпенглера и локальных цивилизаций Тойнби. Согласно идеям Шпенглера, каждая культура имеет свою «душу», стремящаяся реализоваться в различных формах культуры, создавая свой собственный неповторимый мир. Общее в этих моделях: отказ от единообразного развития, приоритет духовно-мировоззренческих факторов, жизненные циклы. Линейные интерпретации исторического процесса восходят к христианству: «стрела времени» и единство судеб человечества. Два основных вида: прогрессизм (просвещение, немецкая классика) и регрессизм.
52. Основные парадигмы философского анализа культуры. Среди основных областей философского знания особое место принадлежит философии культуры. Для выяснения специфики философского знания необходимо опираться на определённые представления о культуре. Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, способов их производства и усвоения. Важно учитывать правомерность различных парадигм(подходов) к анализу культуры. Наиболее распространены: деятельностная и аксиологическая, семиотическая - культура понимается как особый код, набор условностей; социологическая – рассматривает культуру как социальный институт, условие и результат процесса; игровая - подчёркивает важность самореализации и свободы личности. В целом культура состоит из идей-ценностей и общественных институтов-учреждений, благодаря которым эти идеи и ценности сохраняются и распространяются в обществе. В структуру культуры включают:- искусственную среду обитания людей;- окультуренных людей;- созданные общественные связи и человеческие коллективы;- правила поведения в обществе;- языки и иные средства коммуникации.Подходы к опред понятия К: 1. К как искусств-я среда обитания человека. 2.В латин К - то, что созд искусственно и воспитывается людьми. 3.В общем плане К - дух опыта общ-ва, отлич его от др общ-в. 4. К каждого человека, кот. делает его индивид по отношению к другим людям.Пробл анализа К: 1) что доминирует в К: выраж дух мира общ-ва или отраж матер усл сущ-ия общ-ва. 2) автономна или зависит от развит техники и матер жизни общ-тва. 3) уникальны К или можно выделить общие харак-ки во всем многообразии К. 4)К замк, интровертированной, или открыта, экстравертированной. 5)ориентир-на на произв нового или на воспроизв старого содержания. Важнейш. подходы к определению К- материалистическая, игровая, психологическая и семиотическая,диалогич,информац.
53. Понятие цивилизации. Доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные цивилизации. Цивилиз-ей фр-ские просветители называли общ-во, в кот благодаря прогрессу разума и просвещ рациональность преобл над невежеством и религ-ными предрассудками. Шпенглер О. развил учение о культурах как замкнутых «организмах», проходящих определенный жизненный цикл, а при умирании перерожд в Ц, в которой преобл рациональность и техника, деград искусство.Тойнби А. разраб теор локальных Ц. Прогресс человечества - духовное совершенствование. В наст время принято различать доиндустр (аграрную), индустр и постиндустр (информационную). Эта теор предполагает, что уровень соц-экономич развития определяется тем, какие сред-ва произ-ва играют ведущую роль. Концепция постиндустр об-ва: в зависимости от уровня техники в трех указанных цивилизациях последовательно преобладают либо «первичная» сфера экономич деятельности (с/х), либо «вторичная» (пром), либо «третичная» (услуги, информация, наука, образование). В каждой из этих Ц ведущую роль играют определенные соц группы: в аграрной Ц — священники и феодалы, в индустр — предприниматели и инженеры, в постиндустр — ученые, эксперты. Основн. признак доинд. Ц. - примитивный ур техники, требующий применения мускульной силы. Важнейшими характ-ками индустр Ц: широкое применение машинной техники, преоблад фабричного произ-ва, рыночной экономики, сокращение доли населения, занятой в с/х, урбанизация, применение достижений науки во всех сферах жизни, рост образованности населения. Основные черты постиндустриальной Ц по Д. Беллу: Постиндустр общ-во - общество, в эк-ке кот приоритет перешел от произ-ва товаров к произв-ву услуг, провед исследований, организации системы образования и повыш кач-ва жизни; в кот внедрение нововведений стало зависеть от достижений теоретич знания... Особенно важную роль в становл постиндустр Ц играет развитие информац технологий, поэтому совр стадию развития характеризуют также как «информационное общество». Основн. ресурс постиндустр хозва – знание. 54. Техника и ее роль в истории цивилизации. Техника – сов-ть мат средств практической деятельности, которые создаются ч-ком для осуществления проц-ов пр-ва или обслуживания непроиз-нных потребностей ч-ка.(машины, инструменты, строения, тр с-ва, системы и с-ва упр-я, добычи, хр-ния и т.п.). изобретая и изготовляя тех приспособления, ч-к целенаправленно в соответствии со своими потребностями, интересами видоизменяет природу. Техника – новый искусственный мир, кот. имеет свои законы развития. Их содержание опр-ся главным предназначением техники – служить для достижения цели с мин затратами.(з-н симметрии, з-н кореляции параметров ТО и тп). Техн-а занимает промежуточное положение между чел-ом и природой как предметом труда. Технич ср-ва, с одной стороны, есть в-во природы, с другой – призваны быть продолжением естественных работающих органов человека. Развитие техники совершается не только путем опредмечивания технологич ф-ций чел-ка, но и путем превращ в-ва природы и естеств процессов в рабочее в-во и технологические процессы. В развитии техники можно выделить 3 основных этапа: 1)Орудия ручн труда (инструменты). Этот этап характеризуется способом соедин чел-ка и техники в технологич процессе, при кот чел - матер основа технологич процесса, а орудия лишь усиливают его работающие органы. Труд носит ручной характер. 2)Машины (на уровне механизации). Основа технологич процесса - машина, а чел дополняет ее своими органами труда, является ее технологич элементом. Труд становится механизированным. 3)Автоматы (машины на уровне автоматизации). Свободный тип связи чела и техники. Чел перестает быть непосредственным звеном технологич цепи, получает условия для творч использования своих способностей. Техника не ограничивается своем развитии физиологич пределами чел-кого организма. Современная Т – сложная сист, в кот элементы взаимосвязаны. Элементы совр Т: информац технологии; производств комплексы машин, технологий; сосудистая система (водо-, газо-, нефтепроводы, линии электропередач); транспорт; техника процесса обучения; мед-ие технологии; военная техника и технологии; бытовая; научная. Каждая из технич подсистем требует участия чела. Формирующаяся единая информац-техническая система планеты влияет на массовое сознание и мировоззрение людей.
55. Философское осмысление глобальных проблем современной цивилизации. Глобальные проблемы — это сложная и взаимосвязанная с-ма, кот. оказывает возд-вие на общ-во в целом, человека и природу, поэтому требует постоянного философского осмысления. Глобальные проблемы: 1)предотвращение мировой термоядерной войны, создание ненасильственного мира, обеспечивающего мирные условия для социального прогресса всех народов; 2)преодоление возрастающего разрыва в уровне экономического и культурного развития между странами, устранение во всем мире экономической отсталости; 3)обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми для этого природными ресурсами (продовольствие, сырье, источники энергии); 4)преодоление экологического кризиса, порождаемого вторжением человека в биосферу; 5)прекращение стремительного роста населения (рост численности населения в развивающихся странах, падение рождаемости в развитых);6)своевременное предвидение и предотвращение различных отрицательных последствий НТР и рациональное эффективное использование ее достижений на благо общества и личности. Философское осмысление глобальных проблем — это изучение проц-сов и явлений, связанных с проблемами общепланетарной цивилизации, всемирно-исторического процесса. Основн. подходы к пониманию глобальных проблем: 1.все проблемы могут стать глобальными; 2.число глобальных проблем необходимо ограничить числом насущных и наиболее опасных (предотвращение войн, экология, народонаселение); 3.точное определение причин возникновения глобальных проблем, их признаки, содержание и методы быстрейшего разрешения. Общие черты глоб-х проб-м: затрагивают будущее и интересы всего человечества, для их разрешения требуются усилия всего человечества, они требуют неотложного разрешения, находясь в сложной взаимосвязи между собой. 3 глобальные проблемы по остроте проблемы и последовательности ее решения: 1) между государствами и регионами планеты (недопущение конфликтов, установление экономического порядка); 2 экологические (защита окружающей среды, охрана и распределение топливных сырьевых ресурсов, освоение, космоса и Мирового океана; 3) между обществом и человеком (демография, здравоохранение, образование и др.).
56. Феномен глобализации и проблема сохранения социально-культурной идентичности. С конца 20 века мир постепенно преобразуется в единую систему путём глобализации. Глобализация мировой экономики представляет собой создание единой зоны, где свободно перемещаются товары, услуги, информация, капитал, где распространяются идеи и передвигаются беспрепятственно их носители, стимулируется развитие современных финансово-кредитных институтов и налаживаются механизмы их взаимодействия.Существует два основных субъекта глобализации: атлантическая цивилизация и транснациональные корпорации. В первом случае речь идето США, которые сейчас являются основными потребителями около 50 % всех добываемых на Земле ресурсов. В основе их претензий на владение этими ресурсами лежит концепция Ф. Ратцеля о государстве как организме, требующем жизненного пространства, обосновывающая притязания на ресурсы и расширение территории. Другим субъектом глобализации являются транснациональные корпорации. Речь идет об организациях, обладающих на большей части планеты экономической властью, организованных в тайные надгосударственные структуры, и даже негласно осуществляющих во многих странах политическую власть. Предпосылки глобализации: экономические, политические (крах замкнутых режимов), социальные (миграция) и культурные (интернационализация ценностей). Культурный фактор в процессах глобализации играет весьма важную роль. Новое социокультурное пространство наполняется принципиально иным содержанием. В общество внедряются ценности, уничтожающие соц сущность человека, возвеличивающие принцип потребления, стимулирующие процессы дегуманизации культуры. Для предотвращения недемократического сценария в качестве дальнейшего пути развития нужно избрать синтез мягкого изоляционизма и европоцентризма, а также осуществлять в противовес процессам технизации общественной жизни ее гуманитаризацию.
|