Студопедия — НЕКОТОРЫЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

НЕКОТОРЫЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ






ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ ГЛАСНЫХ

Правило 1. Гласные в ударном слоге произносятся ясно и четко. Ударение в слове бывает только одно (исключение составляют сложные слова, в которых одно ударение-главное, а второе более слабое: вагоноремонтный, общегосударственный и т. д.). Ударный гласный в русском языке отличается от безударного гласного по высоте и длительности (он более долгий).

Правило 2. Все безударные гласные звуки произносятся короче. Но не все они одинаковы. Долгота или краткость безударных гласных зависит от приближен-

ности их к ударному слогу: находятся ли они непосредственно перед ударением, за два-три слога до ударения или после него. Более короткими будут гласные, стоящие во 2-м, 3-м и т. д. предударных слогах - водопровод (въдъпроъот), маскарад (мскарад), а также после ударения, особенно конечные, удаленные на два- три слога от ударного гласного: колокол (колъкъл). Но сколько бы ни было слогов после ударения, они не снимаются с дыхания и голоса и все должны звучать.

Некоторые безударные гласные изменяются только количественно (и, ы, у, ю, э), т. е. становятся короче в зависимости от положения их по отношению к ударному слогу, тогда как другие гласные (а, о, е, я), изменяясь количественно, меняют еще и характер или качество своего звучания (количественные и качественные изменения гласных). В некоторых говорах мы встречаемся с нарушением этого правила: с равновеликостью безударных слогов (многоударность), с излишним укорачиванием предударных гласных («проглатывание» гласного звука), с постоянным повышением заударных слогов, что создает впечатление незаконченности фразы.

Правило 3. Безударные гласные и, ы, у, ю, э изменяются только количественно по мере приближения к ударному слогу или удаления от него.

Правило 4. Звук и произносится как ы при слитном произношении двух слов, из которых одно оканчивается. При транскрибировании этот звук условно обозначается - <ъ> на твердый согласный, а другое начинается с и. Особенно часто это происходит с предлогами и союзом и.

Пишется: Произносится:

Ион Ионович Ионыоныч

из игры изыгры

в интриге вынтриге

без имени безымени

Слон и Моська Слонымоська

как и он какыон

смех и шум смехышум

Примечание. Но если сделать между словами небольшую паузу, звук и не изменит своего звучания: Ион Ионыч, Слон и Моська и т. д.

Правило 5. Безударные гласные о и а в произношении не различаются и произносятся как короткий звук а- в начале слова, как бы далеко от ударения они ни находились: армейский, оригинальный (армейский, оригинальный); а также после гласных.

Пишется: Произносится:

неорганизованный неарганизованный

неаппетитный неаппетитный

у окна у акна

переодеть переадеть

 

Правило 6. Гласные о и а, стоящие непосредственно перед ударным слогом, произносятся как короткое а.

Пишется: Произносится:

пола пала

закат закат

гроза граза

Москва Масква

Правило 7. Гласные о и а, стоящие далеко перед ударным слогом или после него, произносятся как звук, средний между а и ы.

Пишется: Произносится:

подошёл пдашёл

подобрал п ъ д ъ брал

подал п ъ дал

рама рам ъ

Для более ясного понимания характера этого звука произнесите вслух ы, а потом, сохраняя артикуляционный уклад губ и языка, свойственный ы, быстро и ко ротко произнесите а.

Примечания а) Предударные а после звуков ч и щ произносятся как короткий звук, средний между е и и.

Пишется: Произносится:

часы чисы

частица чистица

щадить щидить

щавель ще"вель

 

б) В старом московском произношении после звуков ж и ш предударные а произносились как звук средний между ы и э: жьровня, шьры (жаровня, шары). В наше время эта традиция настолько устарела, что может служить только речевой краской для определенных образов.

в) Исключением останется произношение отдельных слов, которых очень немного, и запомнить их не составляет труда, это будут слова:

Пишется: Произносится:

жалеть жылеть

жасмин жысмин

жакет жыкет

ржаной ржыной

лошадей лошыдей

 

Правило 8. Сочетания безударных ао, оа, аа и оо произносятся одинаково - как двойные а (произношение не отрывистое, а слитное, плавное, в котором ясно ущаются два звука).

Пишется: Произносится:

на обочине наабочине

по-английски паанглийски

за оградой зааградой

Примечание. Эти сочетания часто встречаются в середине слов или на стыке двух слов. В двух гласных часто <проглатывается> звук и собеседник слышит или дру-

гие по смыслу или просто нелепые слова и выражения: <не только стерегли>, вместо <не только остерегли>, <одноконный> вместо <однооконный>, <мала града> вместо <мала ограда>, <на кошке> вместо <на окошке> и т. д.

 

Правило 9. Звуки а и о в сочетании с у и и: ау, оу, аи, ои, стоящие далеко перед ударением, произносятся с редуцированным (т. е. укороченным и измененным)

звуком а (см. правило 7). Слова научить, наутек, по урокам надо произносить: нъучтъ, нъутек, пъурокам.

Мы замечаем, как в небрежной речи совсем пропадает один из гласных звуков и в словах - поиграть, наиграть, заинтересовать и пр. мы слышим пмграть, ныграть, заинтересовать, вместо: пьмграть, наиграть, заинтересовать.

Примечание. Хотелось бы также обратить внимание на произношение двух у, стоящих рядом. Встречающиеся на стыке слов, они должны ясно слышаться. От исчезновения одного может измениться смысл и мы слышим: <за вашу дачу>, вместо <за вашу удачу>, <бабу били>, вместо <бабу убили>.

 

Правило 10. Буквы е, я, ё, ю, стоящие: а) в начале слова, б) после гласных, в) после мягкого и твердого знаков, указывают на то, что основные гласные звуки русского языка э, а, о, у должны произноситься так, как будто перед ними стоит согласный звук и (йот).

Пишется: Произносится:

ель йэлъ

яркий йаркий

ёж йож

южный йужный

проехали пройэхали

скорее скорейэ

подьячий подйачий

Таким образом, буквы е, я, ё, ю передают сочетание <йот -гласный>, когда они начинают слово, или следуют за гласной буквой, или стоят после разделительных знаков ъ и ь. В отдельных словах сохранилось йотированное произношение звука и.

Пишется: Произносится:

Оладьи оладьйы

Полыньи полыньйи

Ладьи ладьйй

 

В просторечии часто можно услышать йот в местоимениях: ихйих, ихние-йихнийы.

 

Правило 11. Предударные гласные е и я произносятся одинаково, как короткий звук, средний между е и и, который мы будем условно обозначать как е".

Пишется: Произносится:

Река ре"ка

Весна ве"сна

Тетрадь те"традь

Рязань Ре"зань

 

Примечание. Чем дальше гласные е и я стоят от ударного слога, тем больше их произношение приближается к звуку и.

 

Правило 12. Буквы е и я в заударном конечном слоге произносятся как короткий, неясный звук, средний между и и е (иR).

Пишется: Произносится:

Ранец ранц

Вылез вылыз

 

Примечание. Гласные е, я, ё, ю, стоящие после согласных звуков, обладают свойством смягчать их: лук, но люк, мол, но мёл, мал, но мял.

 

Правило 13. Сочетания ые и ие в окончаниях прилагательных множественного числа произносятся как ыи и ии: красным, серым, синий, дальний (красные, серые, синие, дальние).

Примечание. В некоторых говорах, наряду с <оканием>, встречается не редуцированное произношение безударных е. В <акающих> говорах предударный гласный е подменяется гласным Я (Ягор-вместо-Еигор), а предударный я не редуцируется (тяжелый вместо те"желый). В небрежной бытовой речи предударный гласный е часто подменяется гласным и. В жизненной речи это бывает часто, но на сцене такое <икание> совершенно недопустимо, т. к. оно сообщает речи излишний бытовизм, даже вульгарность: миня, табя, сынатор.

Особого внимания требуют сочетания гласных ае, яе в глаголах 3-го лица настоящего времени изъявительного наклонения. Знает, играет, сменяет следует произносить знайут, играйт, сменяйут. В некоторых же диалектах пропадает и (йот), то есть исчезает йотация, и мы слышим знает, играет, сменяет или же________________________________________________________________________________________________знат, играт, сменят.

Практическое изучение системы произношения безударных гласных требует очень большого внимания и труда. Необходимо учиться различать соотношение ударного слога с неударным по долготе, по характеру звучания и по высоте. Проверять правильность произношения рекомендуется при чтении вслух, а также в жизненной речи.

 

 

НЕКОТОРЫЕ ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

И ИХ СОЧЕТАНИЙ

Произношение согласных звуков и некоторых их сочетаний отличается от написания. Так же как и в гласных, мы встречаемся в жизни с очень многими отклонениями от общепринятых норм произношения согласных звуков. По мере знакомства с нормами произношения согласных звуков мы остановимся на случаях отклонения от норм, являющихся либо проявлением диалекта, либо результатом колебаний между новой произносительной нормой и прежней, устаревшей. Под влиянием письменности некоторые нормы произношения со-

гласных колеблются, в речи появляются два варианта произношения: один, который бытовал и бытует с давних пор в устной речи, и другой, который в точности воспроизводит написанное и утверждается, в свою очередь, в речи многих людей.

В основе же своей современная система произношения согласных звуков и их сочетаний имеет твердые, установившиеся нормы, и мы в праве требовать от актера знания этих норм и точного произнесения текста роли согласно существующим нормам.

Правило 1. Звук г в русском литературном произношении взрывной. В южных областях звук г произносится как щелевой.

Правило 2. Звуки ш, ж, ц в русской речи всегда произносятся твердо. Следует обратить внимание на то, что правописание данных звуков расходится с устной речью.

Когда-то в русском языке звуки ш, ж были мягкими, что и закреплено до сих пор в правописании. Прошло несколько веков, произношение изменилось - эти звуки стали твердыми; написание уже не соответствует живой речи. Такое явление наблюдается в языках, имеющих письменность с давних пор. Мы пишем: шило, жизнь, железо, говорим же: шыло, жызнь железо. Отклонением от нормы произношения звуков ш, ж является украинский диалект, южнорусские говоры, где звуки ш, ж часто смягчаются и слова: жизнь, прежде, возбуждение - звучат жизнь, прежьде, возбужьдение.

Примечание. Звуки ш, ж и ц в словах иноязычного происхождения также произносятся твердо: шезлонг, шэф, шэйх, шэвро, Шэлли, шырма, Шыраз (шезлонг, шеф, шейх, шевро, Шелли, ширма, Шираз); жэныиэнь, Жмроада, Джым (женьшень, Жиронда, Джим); цырк, цыновка, Цинандали (цирк, циновка, Цинандали) и т. д.

И только в отдельных словах иноязычного происхождения ж и ш звучат мягко. Слово жюри следует произносить с мягким а/с, так же как и французские имена Жюли, Жиро, Жюль (Верн).

Правило 3. Согласные звуки ч и щ в русской речи всегда звучат мягко. Звук щ произносится как долгий мягкий ш-шьшь. Звук ч произносится как взрывной.

Это правило требует особого внимания, так как имеется много отклонений от нормы в многочисленных говорах, а письменность расходится иногда с устной речью.

Пишется: Произносится:

чад чяд

чадо чядо

часть чясть

чудо чюдо

чулан

Примечание. а) Звук щ в сочетании со звуком н теряет долготу, но сохраняет мягкость. Мы произносим с долгим мягким ьшь слова: без помошьши, но с коротким шь-беспомошьный, сушьшество, но сушьность. В речи мы часто наблюдаем неверное произношение слов с сочетанием щн, вместо произношения изямьный, можьный, мы слышим изямный, мошный.

б) Только в двух словах (и в производных от них) сочетание щн может произноситься с твердым ш. Это слова: помощник и всенощная. Произносим мы их через ш, т. е. помощник, всеношная.

 

Правило 4. В окончании прилагательных родительного падежа единственного числа мужского и среднего рода на ого и его, вместо звука г произносится звук в

Пишется: Произносится:

свежего свежево

твоего твоево

третьего третьево

слабого слабово

его ево

 

Также со звуком в вместо г произносятся слова: сегодня, сегодняшние, итого.

Пишется: Произносится:

сегодня севодня

сегодняшний севодняшний

итого итово

 

Правило 5. Звонкие согласные б, в, г, д, ж, з в конце слов звучат как парные им глухие п, ф, к, т, ш, с, т. е. оглушаются.

Пишется: Произносится:

боб боп

улов улоф

рог рок

стог сток

обед обет

лёд лет

глаз глас

нож нош

Это правило оглушения звонких согласных в конце слова распространяется и на случаи, когда слово оканчивается мягким знаком.

Пишется: Произносится:

свекровь свекрофь

особь осопь

грязь грясь

 

Примечание. В южнорусских диалектах (рязанском, орловском) конечный звонкий звук г переходит в глухой щелевой звук х.

В письменности различное значение слов рог-рок, стог-сток, лед - лет, глаз - глас отмечено правописанием. В устной речи эти слова произносятся одинаково и их смысл определяется контекстом.

 

Правило 6. Закон уподобления (ассимиляции) согласных по звонкости или глухости. Если в слове или на стыке двух слитно произносимых слов встречаются два согласных-глухой и звонкий (или звонкий и глухой), то первый уподобляете второму, т. е. оглушается или озвончается.

Произносится: гупка, золофка, вотка, грат падает, пот калиной. Оглушение

Пишется: губка, золовка, водка, град падает, под калиной.

Озвончение. Произносится: одбрить, отдать, голытьба, г желобу.

Пишется: отбрить, отдать, голытьба, к желобу.

 

Примечания а) Исключение составляет звук в. Он не обладает свойством уподоблять себе стоящий перед ним глухой согласный звук, однако сам подчиняется последующему глухому, например: к маме, к ночи.

В приведенных словах происходит оглушение согласной, но уподобления не происходит.

Правило 7. Сочетания согласных сш и зш в словах и на стыке двух слов, произносимых слитно, произносятся как долгий (двойной) звук шш.

Пишется: Произносится:

Расшитый рашшитый

Происшествие проишшествие

без шарфа бешшарфа

 

Правило 8. Сочетания иж и зж, встречающиеся на стыке приставки и корня или предлога со словом, произносятся как долгий (двойной) звук жж.

Произносится: Пишется:
ижжога изжога
ражжигать разжигать
ижжимолости из жимолости
жжымать сжимать
жжалостью с жалостью

 

Пишется:

бритва

кворум

свора

Швейк

б) Не происходит ассимиляции (или уподобления) перед сонорными звуками м, н, л, р; они, так же как и звук в, не обладают свойством уподоблять стоящий впереди звук, т. е. <озвончать>

 

Пишется: Произносится:
сугроб растёт сугрога растёт
лоб лысый лоп лысый
глаз Маши глас Маши
столб налево столп налево

 

Правило 9. Сочетания зж и жж, находящиеся внутри корня слова, произносятся как долгий (двойной) мягкий звук жьжь.

 

Пишется: Произносится:
уезжаю уежьжяю
приезжаю приежьжяю
дребезжит дребежьжит
брюзжит брюжжит
брезжит брежьжнт
позже пожьже
дрожжи дрожьжи
вожжи вожьжи

 

Правило 14. Сочетания тч и дч в словах и на стыке приставки и корня произносятся как двойной (долгий) звук чч. Расщедриться – ращьшедриться, расщелкать – рзшьшёлкать, отчий - оччий, отчасти- оччясти

 

Правило 15. Двойные согласные в большинстве русских слов (и на стыке двух слов) произносятся как долгий удвоенный звук.

Тщательно- чщятельно, тщетный – чшетный.

Это правило требует пристального внимания, так как выпадение одного из согласных в речи, особенно на стыке двух слов, искажает их смысл:

водить - вводить (ев)

волю-вволю (ев)подать - поддать (дд)

Примечания, а) В некоторых русских и во многих иноязычных словах двойной согласный звук, имеющийся в написании, не произносится.

Пишется: Произносится:
гривенник гривеник
одиннадцать одинадцать
суббота субота
телеграмма телеграма
коммунизм комунизм
территория територия
теннис тенис
миллионер милионер

 

Вопрос 3. Техника речи. Логические и интонационно-мелодические закономерности речи

Голоса, поставленные самой природой, встречаются редко. Каждый человек может «воспитать» голос, т. е. развить и укрепить. Техника речи - важный элемент культуры речевой деятельности - включает работу над дыханием, голосом, дикцией. Техническая сторона звучащей речи поддается тренировке путем специальных упражнений. Их надо выполнять регулярно, а также обращаться к ним, готовясь к ораторскому выступлению, к встрече с людьми, чтобы в момент контакта «быть в голосе».

Основные элементы речевой техники – фонационное (речевое) дыхание, голос (правиль­ные навыки голосообразования) и дикция (степень отчетли­вости в произношении слов, слетов, звуков).

Рекомендуемая скорость произношения речи 100 – 200 слов в минуту. При этом техника речи включает в себя комплекс навыков: речевого дыхания, голосоведения, дикции, интонации. Умелое использование этих навыков позволяет не испытывать давления на речевой аппарат, помогает избежать утомления, добиться максимального контакта с аудиторией и высокого качества речи.

Техника речи включает:

    • фонационное дыхание, которое дает силу голосу
    • голос, который обладает громкостью, силой, выразительностью
    • дикция – отчетливое произношение каждого звука и сочетаний звуков
    • интонация – ритмико-мелодичное и логическое членение речи

интонация:

    • высота тона
    • сила голоса
    • внутри фазовые паузы
    • темп
    • тембр – эстетическая окраска голоса

Тренировка интонации включает:

    • интонационная развертка знаков препинания
    • работа над темпом и стилем речи
    • различные виды пауз: физиологические

грамматические смыслоразличительные психолингвистические которые позволяют выразить эмоциональное отношение к тексту.

    • работа над голосом

Фонетическая культура.

    • правильное произношение слов
    • правильное ударение в словах

Невербальные средства общения.

Эмоциональное отношение к тексту позволяют выразить невербальные средства общения: мимика, поза, жесты. Это вспомогательные средства. Они оживляют текст, экономят слова, компенсируют недоговоренное, снимают двойственных характер слов.

Жесты: - выразительные

    • описательные
    • указующие
    • подражательные
    • язык глухонемых
    • манеризмы – неоправданные жесты.

Хорошо поставленный голос, правильное дыхание во время говорения, четкая дикция, безупречное произношение позволяют выступающему привлечь внимание аудитории, наилучшим образом донести до слушателей содержание вы­ступления, воздействовать на их сознание, воображение, волю. Владение техникой речи помогает лучше передать смысловые связи между частями речевого высказывания. Чтобы поддерживать свой речевой аппарат в рабочем состо­янии, следует выполнять рекомендованные специалистами упражнения по технике речи.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Особенности судебного ора­торского искусства.

2. Мастерство судебного оратора.

3. Значение ораторского искусства для юриста.

4. В чем вы видите этику речевого поведения оратора?

5. что вы понимаете под языковой личностью судебного оратора?

6. Что представляет собой механизм голосообразования?

7. Особенности устной и письменной речи?

8. Что вы понимаете под техникой речи?

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 154. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия