Предыстория и социально-философские предпосылки возникновения социологии
Предыстория и социально-философские предпосылки возникновения социологии Социология, возникшая как самостоятельная наука в XIX в., имеет свою предысторию, связанную с философскими традициями осмысления общества. Первое широкое представление о жизни общества дали античные философы Платон и Аристотель. Социальные воззрения Платона (А28/А27 – ЗА8/ЗА7 до н. э.) наиболее полно отражены в работе «Государство». Общество, согласно Платону, пребывает в состоянии хаоса до тех пор, пока в нем не установлен твердый порядок. Основой такого порядка должно быть деление общества на три класса: высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов, охраняющих его от смуты и беспорядка; низший, состоящий из ремесленников и крестьян. Платон считал, что люди от природы не равны и управлять могут только те, кто от рождения наделен высшими духовными качествами, – мудрецы и философы. Они должны сохранять нравственную высоту и быть образцом поведения для низших слоев общества. У Аристотеля (384–322 до н. э.) опорой общества выступает средний класс. Кроме того, существуют еще два класса: богатая плутократия и лишенные собственности бедняки. Государство лучше управляется в том случае, если масса бедняков не отстранена от участия в управлении, эгоистические интересы богачей ограничены, а средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других. Несовершенство общества, по мнению Аристотеля, устраняется не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. При этом необходимо стремиться не к абсолютному равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Частная собственность развивает здоровые эгоистические интересы. Однако чрезмерное неравенство в собственности может представлять опасность для государства. Дальнейшее развитие представления об обществе получили в трудах мыслителей Нового времени. Оригинальные социально-политические идеи высказывал итальянский мыслитель, историк и писатель Пикколо Макиавелли (1469–1527). Его главное произведение «Государь» как бы продолжает основную линию платоновского «Государства», но акцент делается на политической проблематике создания сильного государства. Макиавелли первым стал рассматривать политику в качестве особой сферы деятельности, которая должна осуществляться с учетом «естественных причин» и «полезных правил». Правитель, придя к власти, должен опираться на народ, ибо со знатью справиться легче – она малочисленна. Государь должен уметь маневрировать, хитрить, чтобы избежать политических ошибок и расправиться с врагами. Гго конкретные поступки не могут оцениваться с точки зрения морали, так как в политике действуют свои, особые правила, определяемые соображениями целесообразности и достигнутого результата. Значительный вклад в развитие социальной мысли внес английский философ-материалист Томас Гоббс (1588–1679), который разработал теорию общественного договора, ставшую основой учения о гражданском обществе. Естественное состояние людей, согласно Гоббсу, – это «война всех против всех», абсолютное соперничество людей в борьбе за существование. Именно страх друг перед другом заставляет людей создавать гражданское общество, т. е. такое, которое на договорной основе гарантирует каждому своему члену относительную безопасность. Гражданское общество – высший этап социального развития; оно покоится на юридических нормах, признаваемых всеми. Граждане добровольно ограничивают личную свободу, получая взамен надежную защиту. К непосредственным предшественникам социологии многие исследователи относят таких крупных французских мыслителей, как Ш. Монтескье и А. Сен-Симон. Философ-просветитель и правовед Шарль Луи де Монтескье (1689–1755) особенно плодотворно исследовал различные типы политического устройства общества. Он выделял монархии, деспотии и республики, разделяя последние на демократические и аристократические в зависимости от того, в чьих руках – «всего народа или части его» – находится верховная власть. Основная заслуга Монтескье в этой области исследования состояла в том, что он установил зависимость форм правления от природно-климатических и географических условий, от размера территории страны, численности ее населения, степени развитости торговли, денежного оборота, а также религии, нравов, обычаев, традиций и т. д. Республика, согласно Монтескье, требует небольшой территории, малочисленного населения и преобладания «чувства добродетели». Монархия более вероятна в странах со средней величиной территории и численности населения, она предполагает существование чинов, преимуществ сословного неравенства, предпочтений, что порождает преобладание «чувства чести». Деспотическое правление возникает на обширных территориях с многочисленным населением, среди которого преобладает «чувство страха» перед властью и друг перед другом. Великий социалист-утопист Клод Анри де Сен-Симон (1760–1825) был первым мыслителем, заявившим о необходимости синтезирования социально-философских и эмпирических подходов к изучению общества. Он считал, что общество представляет собой живой и целостный организм, функционирующий по объективным законам, которые необходимо исследовать с помощью методов, аналогичных точным методам естественных наук. Эти идеи Сен-Симона в дальнейшем получили развитие в работах его ученика О. Конта, которого и принято считать основоположником социологии в ее современном понимании. Наряду с социально-философскими можно выделить и другие предпосылки возникновения социологии: развитие частных общественных наук (политической экономии, статистики, демографии, правоведения и др.); фундаментальные открытия в области естествознания и точных наук; разочарование в прежних философско-схоластических концепциях общественного устройства; бурное промышленное развитие передовых стран; формирование гражданского общества и нарастающая динамика социальных конфликтов. Таким образом, возникновение социологии было подготовлено всем предшествующим идейным, социально-политическим, экономическим, духовным развитием человечества. Оно также было связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, происходившими в европейских странах в конце XVIII – начале XIX в., с потребностями становления совершенно нового общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека, его экономическую и духовную независимость. ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕЙ ОБЩЕСТВА И СОЦИАЛЬНОГО ЗАКОНА В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Люди издавна задумывались о сущности и природе общества. Чтобы хотя бы обзорно осветить всю историю социологической мысли, не хватило бы и целой книги. Поэтому можно только представить несколько упрощенную схему этой истории. Первые представления об обществе зародились в рамках мифологического мышления. Отвлекаясь от всего многообразия мифологических сюжетов, выделим в них то общее, что касается социальной жизни людей. Во-первых, мифологическое мышление не проводило границы между миром природы и социальным миром: мир социального представлялся органичной частью мирового целого. Так же как порядок в природе, порядок в обществе считался установленным богами либо героями или обожествленными предками. Поэтому нарушение существующих в обществе традиций, моральных и нравственных норм считалось святотатством, покушением не только на человеческий, но и мировой порядок. Неприязнь к изменениям, а значит, и нововведениям, почтение к традиции и опыту предков делали древние общества очень устойчивыми. Другая важная идея - идея цикличности мирового процесса. Мир в целом (и общество как его органичная часть) возникает, переживает время расцвета, потом постепенно угасает (это угасание в обществе сопровождается `порчей нравов`, разрушением традиций) и гибнет. Однако после этого начинается новый цикл, и так до бесконечности. Наиболее ярко такое представление проявилось в индуистской мифологии. Еще одно характерное для древности представление - представление о сакральном (священном) характере политической власти. Правитель, вождь, царь считались священными фигурами, от которых напрямую зависит не только благоденствие подданных, но и состояние мира. Это представление не изжито до конца и в современном мире. Вообще необходимо отметить такой интересный факт: ни одна значительная идея, когда-либо оказавшая влияние на культуру, не исчезает бесследно. Однако уже в древности предпринимались попытки проанализировать общество без ссылок на мифы и предания. Многие интересные идеи о социальной жизни людей были высказаны древними философами. Почти целиком социальной проблематике были посвящены религиозно-философские размышления мыслителей древнего Китая, таких как Конфуций, Мэн Цзы, СюньЦзы и др. Так, СюньЦзы различал в человеке природное и социальное. По природе человек зол и необуздан, поэтому нуждается в воспитании. Общество посредством морали и закона должно воспитывать человека. Законы и нравственные нормы были созданы не небом и богами, а древними людьми и мудрыми правителями. Все люди от природы равны, обладают равными возможностями для праведной жизни и совершенствования, однако не все реализуют эту возможность. Несмотря на равенство возможностей людей, общество не может существовать без неравенства. Новый, отличный от мифа взгляд на общество сформулировали уже древнегреческие философы. Социальный прогресс — глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях.
|