Философия как особая форма сознания. Зарождение философской мысли. Слово «идеология» часто встречается в повседневной речи, в самых разнообразных текстах
Слово «идеология» часто встречается в повседневной речи, в самых разнообразных текстах. Говорят, пишут о политической, экономической, религиозной идеологии; об идеологии тех или иных реформ; об идеологии партий, движений, организаций; даже об идеологии развития конкретных секторов и отраслей хозяйства, видов бизнеса. По мнению одних, любая идеология мешает видеть вещи такими, каковы они есть на самом деле, поэтому от нее следует уходить, избавляться. По мнению других, идеология неотделима от человека, она всегда присутствует в его мышлении, действиях, независимо от того, сознает он это или нет. Государственных деятелей, политиков, партии критикуют как за «идеологизированность», так и за отсутствие идеологии или ее расплывчатость, нечеткость. При всем многообразии значений термина «идеология» их объединяет взгляд на идеологию как совокупность идей, оценок, суждений, на которых строится понимание и отношение к тем или иным предметам, явлениям, процессам социальной действительности. В этом смысле идеология присутствует в жизни общества очень давно, фактически с момента его возникновения, правда на ранних ступенях истории, преимущественно в качестве элемента других форм духовной деятельности людей, в том числе религии и философии.
70. Понятие о будущем. Методы социального прогнозирования. Утопия и антиутопия как формы предвосхищения будущего. Бу́дущее — часть линии времени, множество событий, которые ещё не произошли, но произойдут. Если отбросить всевозможные гадания и пророчества, то все высказывания о будущем можно типологизировать следующим образом: Существуют определённые общенаучные методы, позволяющие делать прогнозы: Утопия, как теоретический проект, в сущности, есть некий синтез субъективных идей, основанных не на предугадывании будущего, а на желании такового. Данную мысль можно выразить цитатой из произведения «Открытое общество и его враги» К. Поппера: «Будущее зависит от нас, и над нами не довлеет никакая историческая необходимость»[v]. Утопист, следовательно, не проецирует на будущее никаких тенденций, наличествующих в обществе, а разрывает связь с ними, часто откровенно противопоставляя свои взгляды позициям людей настоящего и, в отдельных случаях, прошлого времени. Принципиально иное отношение к модусам времени предполагает антиутопия. Антиутопия, как правило, предлагает читателю конструкт, принципиально ориентированные на системы ценностей прошлого или настоящего. Антиутопия, согласно взгляду создателя-автора (в идеале – и потребителя тоже), не представляет собой определение будущего как ценности только в одном случае – когда будет реализована представленная модель. В случае отсутствия реализации модели будущее обретает ценность аналогично двум другим модусам. Таким образом, утопия и антиутопия выступают как специфические формы отношения к различным модусам времени, заостряя особое внимание на будущем, однако подходят к формированию его оценки различно. Для создателя утопии высокая положительная оценка будущего наступает тогда, когда предлагаемый проект будет находиться в процессе реализации или уже реализуется полностью, для автора антиутопии будущее и его содержание получат высокую оценку в случае выбора пути, не приводящего к содержанию изображенной автором модели, более того, будущее не должно быть источником социальных и личностных страхов в целом, поэтому изображенная автором модель – лишь частный пример нежелательного развития.
Философия как особая форма сознания. Зарождение философской мысли Философия в некотором роде определяет сознание, т.е. обосновывает основные постулаты и концепции для дальнейшего существования. Таким образом, философия – это мировоззренческая форма сознания. Зарождение философской мысли началось в середине первого тысячелетия до н. э. Рождение было длительным процессом перехода от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающемуся на знание. Культурно-историческими предпосылками зарождения философии были: 1. общественное разделение труда (отделение умственного труда от физического, социализация различных видов умственной деятельности) 2. развитие городов, ремесленнической деятельности, которая была связана с городом, колонизация земель, развитие связи между ними, мореплавания, фортификация требовали развития конкретных знаний. 3. Приобретение крупными городами определенной экономической независимости. Для них характерна была активная политическая жизнь. Атмосфера политической свободы, которая в свою очередь стимулировала свободу духовного творчества, способствовала и развитию философии. Человек – микрокосм, он обладает духовным фактором – разумом, который во многих учениях понимался как частица мирового разума (логоса), возможность понимания человеком мира, способность человека постичь гармонию, закономерности природы и т.д. Из вышесказанного следовали другие важные моменты: 1. признание в качестве наиболее существенного, специфически человеческого качества – разума, мышления, способности логически постигать действительность. 2. познавательная деятельность рассматривается как высший, достойный человека вид деятельности. Идеалом человека был мудрец, постигающий суть бытия. 3. Разум, знания рассматривались как высшие ценности, на которых базируются все остальные духовные ценности человека (благо – результат знания, зло – результат невежества). Таким образом, философия как наука возникла в связи с необходимостью систематизации и постижения окружающего мира. Термин философия впервые родился в др. Греции, автором является Пифагор. Философия – особая форма сознания (особые способы восприятия действительности), не наука. Первоначально сознание было единым, но позже произошла дифференциация, выделение форм. Первоначально появилось искусство, мораль, религия, спустя некоторое время – философия, наука, право, политика. Специфика философии в том, что в ней научно-теоретический и ценностный, духовно-практический способы жизнедеятельности человека объединены.
|