Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ КАТАРСИСА





1.Понятие в античной философии; термин для обозначения процесса и результата облегчающего, очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов.

2.Понятие в древнегреческой эстетике, характеризующее эстетическое воздействие искусства на человека. Термин «катарсис» употреблялся многозначно; в религиозном значении (очищение духа посредством душевных переживаний), этическом (возвышение человеческого разума, облагораживание его чувств), физиологическом (облегчение после сильного чувственного напряжения), медицинском.

3.Термин, применявшийся Аристотелем в учении о трагедии. По Аристотелю, трагедия, вызывая сострадание и возвышенные человеческие чувства, заставляет зрителя сопереживать, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его.

В процессе катарсиса, который детерминируется содержанием, преобразованным художественной формой на всех уровнях (изолированное рассмотрение содержания и формы возможно лишь в теоретическом исследовании) Я реципиента «пробивается» к общечеловеческой сущности, «снимая», «очищая» ее от индивидуальности авторского и собственного личностного смысла и поднимая, возвышая до общечеловеческого уровня. Но именно «снимая», то есть не утрачивая своей индивидуальности, что характерно именно для эстетического катарсиса, и не только не утрачивая, но и обогащая ее. В этом – диалектическом единстве социализации и индивидуализации личности – заложены громадные воспитательные силы функционирования искусств в обществе.

Кант полагал, что реализовать свои чисто человеческие потенции, перейти из царства необходимости в царство свободы человек способен в сфере нравственного. Но нравственность отличается отвлеченной всеобщностью, а люди остаются природно-чувствующими существами со свойственными им индивидуальными влечениями и желаниями. Поэтому подлинная свобода, по Канту, достигается в свободной от непосредственного утилитарного интереса эстетической области. Художественно воздействуя на человека, формируя его эстетическое Я как гармонические единство социального, общечеловеческого и индивидуального, искусство и создает предпосылки для гармоничного и свободного творчества во всех областях жизни и деятельности человека.

СИМВОЛИЗМ В ПОНИМАНИИ А. БЕЛОГО И В. ИВАНОВА

ИВАНОВ

Основная идея, проходящая через его статьи и стихи,— идея «соборности», коллективного религиозного преображения жизни и искусства. Важное место в поэзии Вячеслава Иванова занимает идея культурной преемственности, отсюда — постоянное внимание поэта к миру античной Греции, итальянского Возрождения, Древней Руси, наконец, исключительная роль мотива памяти как торжества человека над смертью. 
Архаизованный, утяжеленный язык стихов Вячеслава Иванова, его эксперименты с античными размерами затрудняли читательское восприятие его поэзии.

Даже самое общее знакомство со взглядами Иванова по вопросам культуры и искусства, не говоря уже о выявлении основных направлений, по которым русский символист выступал как критик декадентства, позволяет сделать вывод о том, что критика декадентства была у него критикой чужого в своем, критикой декадентства внутри декаданса. Это экспликация понятий и смысловых нюансов, это разграничение и размежевание стихий единого умонастроения, единой культурной общности.

БЕЛЫЙ

В своих теоретических работах и литературно-критических выступлениях он развивал идею религиозного содержания искусства, постижения запредельного, утверждал превосходство интуиции над логикой, необходимость подчинения искусства слова законам музыки. Яркое практическое воплощение эти идеи получили в ранних произведениях Андрея Белого — его «симфониях» и первом поэтическом сборнике «Золото в лазури»

Символизм с самого начала не был для Белого просто художественным направлением, литературной школой, он воспринимался как modus cogitandi (образ мышления) и как modus vivendi (образ жизни). Вступая в схватку с «хаосом» за преобразование мира и личности, поэт сам преображается. Символичен сам акт принятия им нового имени, сопряженный в его сознании с вступлением в новый год, в новый век, в новую эпоху.

Белый стремился разработать теорию символизма как целостного миропонимания, как стройную систему и универсальную программу «искусства жить».

Между прак- тикой и теорией символизма существовал грандиозный разрыв, который может значительно уменьшиться, если представить символизм как серию рабочих гипотез с точки зрения панорамы процессов. Подобный подход к осмыслению феномена символизма предлагал другой теоретик русского символизма А. Белый.

Имеется и виду, что символизм не только являет собой творческое действие, но и творческое взаимодействие, не только художественную объективацию творческого субъекта, но и творческую субъективацию художественного объекта.

Свою историческую задачу русская символистическая школа видела в раскрытии природы слова как символа, а также в раскрытии природы поэзии как символики истинных реальностей







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 332. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия