Умственное воспитание
Основная: 1. Антипова, Е. В. Семейная педагогика: учеб.-метод. материалы / Е. В. Антипова. – Могилев: МгГУ, 2014. – 216 с. 2. Катович, Н. К. Формы и методы взаимодействия семьи и школы: пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования / Н. К. Катович, Т. П. Елисеева. – Минск: Нац. ин-т образования, 2011. – 208 с. 3. Педагогика и психология семейного воспитания / М. П. Осипова [и др.]; под ред. М. П. Осиповой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008. – 360 с. 4. Осипова, М. П. Педагогическое взаимодействие с семьёй: теоретико-методические основы / М. П. Осипова, Е. Д. Осипов. – Брест: БрГУ, 2012. – 133 с. 5. Чечет, В. В. Взаимодействие семьи и учреждения образования: от теории к практике / В. В. Чечет // Выхаванне і дадатковая адукацыя. – 2013. – № 6. – С. 5–8. 6. Чечет, В. В. Материнство: из истории и современности. 14 октября – День матери / В. В. Чечет // Пачатковая школа. – 2014. – №9. – С. 8–10. 7. Чечет, В. В. Педагогика семейного воспитания: учеб. пособие / В. В. Чечет. – Минск: Пачатковая школа, 2007. – 184 с. 8. Чечет, В. В. Пути предупреждения насилия над детьми в семье / В. В. Чечет // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2010. – № 4. – С. 3–7. 9. Чечет, В.В. Отцовство: из истории и современности / В.В.Чечет // Выхаванне і дадатковая адукацыя. – 2012.– № 5.– С. 25–27. 10. Фурманов, И. А. Психолого-педагогическая профилактика семейного неблагополучия: пособие для педагогов и психологов общеобразовательных, социально-педагогических учреждений, учреждений дошкольного образования / И.А. Фурманов. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. – 176 с. Дополнительная: 1. Гаврилуца, Е. В. Преодоление неблагополучия детей в семье / Е. В. Гаврилуца; под общ. ред. М. П. Осиповой. – Брест: БрГУ, 2012. – 91 с. 2. Коменский, Я. А. Материнская школа, или О заботливом воспитании юношества в первые шесть лет / Избр. пед. соч.: в 2 т. – М.: Педагогика, 1982. – Т. 1. – С. 201–241. 3. Корчак, Я. Как любить ребенка. М.: Политиздат, 1990. – 493 с. 4. Лесгафт, П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение // Избр. пед. соч. – М.: Педагогика, 1988. – С. 16–228. 5. Медведская, Е. И. Гиперактивные дети: механизмы коррекции поведения / Е. И. Медведская; под общ. ред. М. П. Осиповой. – Брест: БрГУ, 2012. – 102 с. 6. Носова, Е. А. Семья и детский сад: педагогическое образование родителей / Е. А. Носова, Т. Ю. Швецова. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2009. – 80 с. 7. Окулич, Н. А. Материнство и отцовство. Стратегия и тактика успешности / Н. А. Окулич; под общ. ред. М. П. Осиповой. – Брест: БрГУ, 2012. – 100 с. 8. Осипов, Е. Д. Педагогика семьи: пособие для студ. пед. специальностей высш. учеб. заведений / Е. Д. Осипов; под ред. А. Н. Сендер.– Брест: БрГУ, 2008. – 157 с. 9. Панько, Е.А. Психологическое здоровье ребенка: О путях и способах его укрепления в семье / Е. А. Панько, Е. П. Чеснокова, Т. М. Недвецкая; под общ. ред. Е. А. Панько. – СПб.: Речь, 2014. – 176 с. 10. Подготовка студенческой молодежи к осознанному родительству и семейной жизни: учебно-методические материалы / авт.-сост. И. А. Комарова и др. – Могилев: УО «МГУ им. А.А.Кулешова», 2012. – 52 с. 11. Сухомлинский, В. А. Мудрость родительской любви. – М.: Мол. гвардия, 1988. – 304 с. 12. Ткачук, А. М. Воспитание культуры досуга детей в семье: пособие / А. М. Ткачук; под ред. М. П. Осиповой; Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина. – Брест: БрГУ, 2013. – 133 с. 13. Холостова И. Е. Семейное воспитание и социальная работа: учеб. пособие / Е. И. Холостова, Е. М. Черняк, Н. Н. Стрельникова. – М.: Дашков и К, 2010. – 292 с. 14. Чечет, В. В. Физического наказания детей следует избегать! / В. В. Чечет // Диалог. – 2013. – № 7. – С. 25–28. 15. Чечет, В. В. Семья // Педагогика в афоризмах и изречениях/ сост. В. В. Чечет, В.Викт. Чечет. – Минск: Аверсэв, 2013. – С.368–425.
Умственное воспитание Под умственным воспитанием подразумевается целенаправленная деятельность воспитателей по развитию умственных сил и мышления учащихся.Сегодня главная цель средней школы — Физическое воспитание облегчает человеку выполнение трудовых операций, так как приучает его к большей точности и направленности движений, соразмерности их силы с целью и т. п.укрепление здоровья, правильное физическое развитие; • повышение умственной и физической работоспособности; • развитие и совершенствование природных двигательных качеств; • развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.); • воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма); • формирование потребности в постоянных занятиях физкультурой и спортом; • развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим. Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности. Политехническое образование направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Главные задачи политехнического воспитания — формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства. Нравственное воспитание — формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, соответствующие нормам общества. В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества. Эстетическое (эмоциональное) воспитание — базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая — активного включения в эстетическую деятельность. 11. Нравственное воспитание как стержневое направление воспитания. Нравственное воспитание — одна из форм наследования нравственности в обществе. Особенность нравственного воспитания состоит в том, что оно реализуется всем содержанием воспитания, а задачи нравственного характера решаются представителями всех педагогических профессий. Учитывая огромную роль в нравственном воспитании свободного выбора личности, его часто трактуют как «повивальное искусство» (Сократ). Еще одна особенность нравственного воспитания состоит в том, что нормы, с которыми оно имеет дело, находятся в основании всех форм человеческой деятельности, не теряя при этом свойств идеала. Наивысший уровень нравственного становления человека – направленность личности, в которой отражены наиболее типичные черты и качества, способы действий и формы поведения. В основе поведения всегда должны лежать: 1) знания о том, что является правильным, а что неправильным, т. е. у человека должны быть сформированы определенные представления и понятия о моральных нормах; 2) определенная эмоционально окрашенная оценка этих норм, т. е. необходимость следовать им, должно быть выработано нравственное сознание как регулятор всех действий и поступков человека.
12. Закономерности и принципы воспитания. Закономерность воспитания - совокупность объективных, общих, существенных, необходимых, устойчиво повторяющихся связей между воспитательными явлениями, компонентами процесса воспитания, характеризующих их развитие и функционирование. Принципы обучения – наиболее общие (руководящие) положения, определяющие требования к содержанию, организации и осуществлению процесса воспитания. Основными закономерностями процесса воспитания являются: • зависимость воспитания от уровня социально-экономического, культурного развития общества; • ориентация воспитания на развитие личности путём присвоения ею социального опыта, культуры и духовных ценностей; • воспитание личности происходит в деятельности и общении; • эффективность воспитания обусловлена активностью личности, включенностью ее в самовоспитание; • зависимость саморазвития личности от степени индивидуализации и творческой направленности процесса воспитания; • зависимость эффективности и результативности воспитания от его целей, содержания, методов, средств, форм, условий; • процессы воспитания и обучения взаимопроникающие и взаимозависимые, при этом обучение соподчинено воспитанию. В повседневной воспитательной практике педагог руководствуется еще рядом принципов воспитания. 1. Принцип единства, целостности, взаимосвязи всех компонентов, образующих воспитательный процесс. 2. Ведущая роль преподавателю, руководителя в воспитательной деятельности. 3. Принцип организации активной деятельности воспитуемых. 4. Принцип связи воспитания с жизнью. 5. Принцип гуманизма в воспитании основывается на вере в возможность положительных результатов воспитания для каждого человека 6. Принцип опоры на коллектив. 7. Принцип использования самовоспитания как процесса продолжения и развития воспитания. 13. Отечественные и зарубежные воспитательные системы. Воспитательные системы вальдорфских школ. Рудольф Штейнер, основатель этих школ, стремился создать школу, в которой становление личности ребенка осуществлялось бы в гармонии с его физическим и психическим развитием, в гармонии с природой и окружающим миром. Вальдорфские школы призваны одновременно развивать тело, интеллект (дух) и нравственность (душа) человека. Главный принцип, который заложен в их организации, - принцип свободы. При этом свобода обязательно подразумевает ответственность. Такие школы представляют собой социальный организм нового типа - союз свободных людей, не зависящий ни от каких управляющих организаций. В школе нет директора. К решению важных вопросов привлекаются родители, которые, как правило, являются инициаторами открытия любой конкретной школы. В вальдорфских школах нет общих методик, точных учебных планов, учебников. Учителям предоставляется полная самостоятельность в выборе содержания, форм, методов образовательного процесса. Для учеников обязательна работа на земле. Тем самым у самих детей снимается страх совершить в процессе обучения ошибку. Учителя обходятся без отметок. Воспитательная система школ глобального образования. Наиболее разработанными моделями глобального образования являются модели Р. Хенви и М. Боткина. Суть новой теории обучения, предлагаемой в модели М. Боткина, состоит в переходе от бессознательного приспособления к миру, характерного для традиционного обучения, к сознательному предвосхищению, которое обеспечивается инновационным подходом. Этот подход представляет собой единство двух аспектов: предвосхищения и сопричастности. Предвосхищение - это способность справляться с новыми ситуациями, предвидеть события, увязывать прошлое с настоящим и будущим, оценивать последствия текущих событий и принимаемых решений, изобретать новые альтернативы и разделять ответственность за принятые решения. Сопричастность - способность к сотрудничеству, диалогу, взаимопониманию и сопереживанию, совершенствованию умений общаться с людьми. Каждый учебный предмет в отдельности способствует созданию у обучающихся целостного представления о мире в конкретной перспективе: можно формировать языковую, физическую, историческую и т.д. картины мира. Накладываясь друг на друга, они создают многомерное видение мира в пространстве и времени. Воспитательная система "справедливое сообщество" "Справедливые сообщества" - небольшие (часто до 100 человек) объединения педагогов и учащихся внутри обычной традиционной школы. "Справедливое сообщество" - это воспитательная система, в которой свойственная большинству школ "нравственность принуждения" заменяется на "нравственность сотрудничества", в которой учитель и ученик имеют равное право голоса в решении всех основных проблем, а управление осуществляется органами, выбранными демократическим путем. Это сообщество живет по собственному кодексу поведения, построенному на основе принципов справедливости и заботы друг о друге. Идея общей заботы была выдвинута ленинградским ученым И. П. Ивановым в конце 50-х гг. XX в. Одной из наиболее важных характеристик воспитательной системы, построенной на основе идеи общей заботы, является соуправление и самоуправление. Здесь главное - не органы самоуправления, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива. Каждый коллектив конкретной школы сам определяет, какие органы самоуправления ему нужны. Есть органы постоянные, есть временные, есть и такие, которые создаются для подготовки и проведения только одного дела. При этом их состав постоянно обновляется, а сами органы самоуправления достаточно гибки и подвижны. Идея диалога на уровне содержания обучения и воспитания, на уровне методов целостного педагогического процесса является стержневой и оригинальной в воспитательной системе школы диалога культур, основателем которой является С. Курганов. В этой системе находят свое воплощение идеи М.Бахтина о культуре как диалоге ("любая культура - это живой процесс общительной связи"), идея Л.Выготского о тяготении развитого интеллекта к внутреннему диалогу, идеи В. Библера о философской логике культур. • Не готовыми знаниями, умениями, навыками, а культурой их формирования и изменения, трансформации и преобразования должен обладать выпускник школы диалога культур.; • Диалог в этой школе - это не только и не столько наилучший путь к овладению истиной, это не только эвристически значимый прием более эффективного усвоения знаний, умений и т.д., это и суть самой мысли; • Истинное мышление начинается не там, где человек опирается на наличное бытие, а там, где он ставит вопросы: почему возможно это бытие? почему возможны число, слово, осознание своего Я? Гуманистическая воспитательная система современной массовой школы Основатель этой системы - директор московской школы № 825 В. А. Караковский. Организационное строение школьного коллектива достаточно простое. Кроме администрации школы и педагогического совета (в котором иногда участвуют и старшеклассники) существует еще и большой совет, включающий в себя кроме педагогов представителей от всех классов, начиная с шестых.
|