Эволюция человека продолжается на всем протяжении его существования. Но она относится к социальной стороне жизни. С тех пор как человек выделился из животного мира, биологическая эволюция перестала играть решающую роль. Сегодня можно говорить о ведущей роли культуры в эволюции homo sapiens. Политические, экономические и социальные изменения во многих странах, обусловливающие улучшение жизни людей, прямо влияют на состояние их здоровья и, следовательно, на уменьшение зависимости человека от естественного отбора. Значение естественного отбора резко меняется в жизни человека и животных. Если у животных отбор - это главный фактор эволюции, то у человека его роль заключается в сохранении генофонда, в сдерживании мутаций, отрицательно влияющих на его здоровье. Состояние физического здоровья за историю homo sapiens существенно улучшилось. Комплексным показателем может служить увеличение средней продолжительности жизни населения. Под влиянием социальных условий она возросла с 20-22 лет в древности до 75-78 лет сегодня в странах Западной Европы, и 82-68 лет - в Японии. Сегодня вопрос о том, становятся ли современные дети более интеллектуально развитыми, является дискуссионным. Пока нет данных, свидетельствующих о том, что рост интеллекта детей связан генетически с продолжающимся эволюционным развитием головного мозга. "Более вероятно, - пишет в связи с этим академик Л.П. Татаринов, - что рост интеллекта детей - следствие совершенствования системы воспитания и образования, прогресс которой, как мне кажется, в целом несколько недооценивается"1. Современные биологи и антропологи полагают, что процесс биологической эволюции человека как вида прекратился со времени появления homo sapiens. течение данного периода мозг человека не изменился, морфологическое изменение его завершилось. Косвенно о прекращении эволюции мозга свидетельствует тот факт, что его размеры у homo sapiens остаются неизменными на протяжении примерно 30-40 тыс. лет. А у наших предков они увеличивались постоянно, в течение всей эволюции. При этом у человека нет прямой, зависимости между величиной мозга и индивидуальной одаренностью. С возникновением человека и общества генетическая информация утрачивает свое главенствующее значение в его жизнедеятельности. Она заменяется социальной информацией. А развитие последней "определяется уже не столько естественным отбором наиболее умелых и одаренных, сколько социальными факторами, которым подчиняется и общебиологический процесс"2. 2. Возникновение социобиологии связано с выходом в 1975 г. книги американского энтомолога Э.О. Уилсона "Социобиология: новый синтез". По мнению социобиологов, принципиальные изменения в представлении о природе человека должна внести теория генно-культурной коэволюции. Суть ее состоит в утверждении того, что процессы генной и культурной эволюции человека происходят совместно. Гены и культура в этой эволюции неразрывно связаны между собой. Однако ведущая роль все же отводится генам. Они, согласно данной теории, оказываются конечными причинами многих человеческих поступков. Уилсон определяет задачу социобиологии как изучение биологических основ всех форм социального поведения у всех животных, включая человека. Главные положения его теории сводятся к тому, что у человека не может быть "трансцендентальных" целей, возникших вне его биологической природы. По мнению представителей теории генно-культурной коэволюции, весьма вероятно, что человек наследует моральные чувства по биологическим каналам. Человек может развиваться только в единстве с природой, т. е. в рамках коэволюции. Главное заключается в том, в какой мере и до какого предела признаются влияние биологического на социальное и биологическая детерминация поведения человека. Биологическое в человеке осуществляется и удовлетворяется в социальной форме. Природно-биологическая сторона существования человека опосредуется и "очеловечивается" социокультурными факторами.