Билет 29.Функции зачина.
Во вступительной части речи принято выделять зачин и завязку, или собственно вступление. Зачин необходим для того, чтобы завладеть первичным вниманием аудитории, подготовить ее к восприятию информации. Он представляет собой краткий словесный подход к теме, причем он может быть не связан с темой выступления, а касаться условий, в которых происходит общение, или степени организованности аудитории, времени начала выступления и т.п. Часто зачин включает в себя этикетные формулы (например, приветствие, пожелания). Типы зачинов в ораторской практике многообразны. Но каждый должен быть функционально обусловлен, тематически мотивирован. Основная функция зачина - контактоустанавливающая, т.е. установление контакта со слушателями.
31 Участники спора и особенности тактики каждого из них.
Спор – это словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое мнение. 1)Тактика спора - это подбор и использование в споре определенной совокупности логических и психологических приемов. Скажем, если вы опровергли точку зрения своего противника, то это еще не значит, что ваша собственная точка зрения верна - она должна быть обоснована. Наиболее важные моменты тактики спора: Во-первых, в любом споре тактически верным будет корректное поведение его участников. Спокойствие, уравновешенность, рассудительность, способность сдерживать возникающие эмоции - черты, проявление которых улучшит имидж каждой из спорящих сторон. Во-вторых, беспроигрышным тактическим приемом является внимательное и доброжелательное отношение к высказываниям противной стороны. В-четвертых, распространен тактический ход, называемый "условное принятие доводов противника". Этот прием позволяет избежать прямого опровержения точки зрения соперника в споре. Условно соглашаясь с доводами противника, мы вместе с ним выводим из его посылок сомнительные следствия, подводя к нужному окончательному выводу. Таким образом, противник превращается в соучастника, опровергающего свои собственные рассуждения. 2) Все участники спора делятся на основных (прямых) и неосновных (косвенных), основных участников именуют оппонентами. Основные участники спора являются его главными действующими лицами, К неосновным относятся все остальные участники спора. Часто неосновных участников спора называют еще третьей стороной. Неосновные участники спора могут вносить как конструктивную (положительную) роль, так и деструктивную.
32 Правила конструктивного слушания.
Вербальное общение состоит из двух процессов – слушания и говорения. Слушать собеседника также важно, как и правильно разговаривать. Главное не только слышать собеседника, но и слушать его. большинство людей не обладает навыками эффективного слушания и воспринимает речь собеседника лишь поверхностно. При беседе с другим человеком нужно убрать посторонние мысли; ни в коем случае не перебивать собеседника; сконцентрировать свое внимание на сущности разговора. Но важно не только внимательно слушать, но и показывать это. Показать, что вы слушаете собеседника, можно несколькими способами. Во-первых, нужно повернуться к собеседнику лицом, сесть прямо, Во-вторых, ваша поза должна быть открытой, В-третьих, собеседника следует поддерживать взглядом. Существует два вида слушания – нерефлексивное и рефлексивное. 1)Нерефлексивное слушание представляет собой первый этап овладения техникой слушания, т.е. представляет собой внимательное молчание без вмешательства в речь собеседника или с минимальным вмешательством. Таким образом, нерефлексивное слушание применяется, в основном, для недискуссионных разговоров, либо при угрозе возникновения конфликтной ситуации. Особенно важно умение слушать для руководителей. 2)Рефлексивное слушание – вид слушания, который предполагает, помимо вслушивания в смысл произносимого, расшифровку закодированного в речи истинного сообщения и отражение мнения собеседника. 33 Законы риторики.
Законы риторики — приёмы, используемые в речи для достижения общериторического идеала. Это: Внимания к адресату, Близости содержания речи интересам адресатов, Конкретности в изложении материала, Закон продвижения и ориентации адресата — оратор должен хорошо ориентировать слушателя в пространстве своей речи, Закон эмоциональности речи. Закон удовольствия — удовлетворение получают и оратор и аудитория. Правило риторики – индивидуальное использование законов риторики, в зависимости от цели говорящего. 34 Фазы ораторского искусства Ора́торское иску́сство — искусство публичного выступления с целью убеждения, это гармоничное сочетание риторики, приемов актерского мастерства (подача) и психологических техник. Существуют три основные фазы ораторского искусства: докоммуникативная (подготовка речи); коммуникативная (произнесение речи); посткоммуникативная (оценка речи). Докоммуникативная фаза включает выбор темы, определение цели и вида речи; подбор материалов к речи; логическая организация речи; доказательство и аргументация; работа над языком и стилем выступления. В зависимости от целей различают три вида речей: информационные, агитационные и развлекательные. 35 Основные виды речевой деятельности и их особенности
В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Монологическая речь – связная, контекстная. Ее содержание должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым, – грамматически правильное построение предложений. Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания. Внутренняя речь – это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней. 36 Понятие риторического канона.
Риторический канон - классическая система разработки выступления. Она состоит из 5 этапов: инве́нция (изобретение), диспози́ция (расположение), элоку́ция (словесное выражение), мемо́рио (запоминание), а́кцио (произнесение). I этап – инве́нция - На этом этапе говорящий создаёт общий план будущей речи, обдумывает предмет, о котором собирается говорить, вычленяет самое важное в теме, осуществляет подбор и систематизацию материалов, выбирает способы доказательств. II этап – диспози́ция - На этом этапе говорящий думает о порядке расположения мыслей в речи, составляет план, размышляет о том, как начать и закончить речь. III этап – элоку́ция - Этап, на котором оратор выражает собственные мысли в конкретных словах и предложениях, заботится не только о правильности, ясности, уместности использования языковых единиц, но и украшает речь, используя фигуры и тропы. IV этап – мемо́рио - На этом этапе оратор готовит текст к произнесению, подбирает вспомогательные приёмы, запоминает текст и репетирует. V этап – а́кцио - На последнем этапе оратор вступает в контакт со слушателями, применяет все подготовленные приёмы, разыгрывает речь, используя мимику, жесты, телодвижения, устанавливает и поддерживает контакт со слушателями. 37 Речевая деятельность, её особенности.
Под речевой деятельностью следует понимать деятельность (поведение) человека, в той или иной мере опосредованную знаками языка, т. е. такую деятельность, в ходе которой мы формируем речевое высказывание и используем его для достижения некоторой заранее поставленной цели. Вторая отличительная черта деятельности — это ее структурность, определенная ее внутренняя организация. Одни и те же действия могут входить в различные деятельности и наоборот— один и тот же результат может быть достигнут путем разных действий. речевая деятельность крайне редко выступает в качестве самостоятельного, законченного акта деятельности: обычно она включается как составная часть в деятельность более высокого порядка. составные элементы речевой деятельности весьма различны. Это и типично умственные действия (например, планирование речевого высказывания), и действия внешние (например, активность органов речи). Во-вторых, речевая деятельность принадлежит к типу наиболее сложных и по характеру представленных в ней мотивов и целей.
38 Понятие речевой ситуации.
Речевая ситуация— одна из основных единиц ре- чевого общения. 39 Закономерности ораторского искусства.
Ораторская речь – это вид монологической речи в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения или внушения. Характеризуется она традиционными особенностями композиции, стиля (и вообще употребления языковых средств), соотношением языковых и неязыковых (паралингвистических) средств общения. Важной чертой оратора является его этическая составляющая, которая складывается из: достоинство, честность, скромность, доброжелательность, справедливость, порядочность, рассудительность, предусмотрительность 40 Невербальные знаковые системы и их роль в ораторской речи.
Невербальное речевое воздействие - это воздействие при помощи несловесных средств, которые сопровождают нашу речь (жесты, мимика, наше поведение во время речи, внешность говорящего, дистанция общения и др.). При знакомстве в ᴨȇрвые 12 с. общения 92% информации собеседники получают невербально. Среди невербальных сигналов различают симптомы, символы и знаки. Симптомы - невербальные явления (движения, действия), бессознательно проявляющиеся в деятельности человека и отражающие психическое или физическое состояние участника общения, преимущественно представляют собой мимические движения и их сочетания. Символы - невербальные явления, являющиеся носителями так называемого социального символизма - символического значения, приписываемого обществом определенным предметам, действиям, явлениям, Примеры социальных символов: иномарка, норковая шуба, собственная вилла. Знаки, или собственно невербальные сигналы, - автоматизировано или сознательно продуцируемые невербальные действия, имеющие в данной культуре определенный знаковый смысл, стандартное значение, с целью ᴨȇредачи этого значения собеседнику. Изучением невербальных средств общения занимаются следующие отрасли лингвосемиотики: кинесика (экспрессивно - выразительные движения, поза, жесты, мимика, походка, визуальный контакт, направление движения, длина паузы), просодика (интонация, громкость голоса, тембр, пауза, вздох, смех, кашель), таксемика (рукопожатие, поцелуй, похлопывание) и проксимика (ориентация пространства, дистанция). Визуальный контакт (взгляд). С собеседником (собеседниками) необходимо поддерживать зрительный контакт. Смотреть на собеседника необходимо примерно половину разговора, тогда это рассматривается как поддержание контакта. В зависимости от обстоятельств могут быть выделены три зоны взгляда: деловой взгляд направлен на треугольник "глаза - нос". Он создает вᴨȇчатление серьезности намерений. социальный (неформальный) взгляд направлен на треугольник, образованный глазами и ртом речевого коммуниканта. Такой взгляд демонстрирует дружеское отношение, желание контактировать. интимный взгляд направлен на треугольник, образованный глазами и солнечным сплетением речевого коммуниканта. Он показывает личную заинтересованность. Интимная зона в проксимике это (от 15 до 46 см), Личная зона (от 46 до 1,2 метра), Социальная зона (от 1,2 до 3,6 метров), Общественная зона (более 3,6 метров). Горизонтальное расположение участников общения: люди за круглым столом непроизвольно доброжелательны, через стол напротив друг друга - наоборот, склонны к спору, конфронтации. Самая эффективная позиция для деловой беседы - через угол стола лицом к лицу друг с другом или вполоборота друг к другу. Вертикальное положение: высокие люди всегда кажутся авторитетнее. В связи с этим лучше выступать стоя, а также вставать при желании сказать что-либо важное. На трибуне, над аудиторией, оратор обычно чувствует себя более уверенным, чем на одном уровне со слушателями.
|